На сайт «ЧО» обратилась читательница из другого города Анастасия Чебасова. Несколько лет она занимается поиском своих предков, которые некогда жили в Забайкалье. Возможно, мы найдём родственников Анастасии, возможно, кому-то информация будет полезной при поиске уже своей родни. Вот её история.
Анастасия Чебасова
«Мемориал»
«Интерес к генеалогии у меня возник совсем недавно. Стала задумываться, а кем были мои предки, и как они попали в Забайкалье. Первый мой успех был чистой случайностью: дело было накануне 9 мая, я зашла на сайт ОБД «Мемориал» – базу данных, содержащую информацию о погибших в годы ВОВ, стала в поиске забивать имена прадедов. По одному из них – Проценко Василию Григорьевичу информация была достаточно подробной (где он погиб, где захоронен). Впоследствии поняла, что успех во многом был связан с тем, что он был майором и начальником штаба армии – вероятность найти что-то на офицеров достаточно высока.
Проценко Василий Григорьевич
«Одноклассники»
Потом я стала просто «гуглить» его имя, наткнулась на короткую публикацию о нём в «Одноклассниках», связалась с автором. Им оказался сын однополчанина моего прадеда, уже глубокий старик. Он поделился со мной всем, что знал сам, и познакомил с директором музея ВОВ в станице Скосырская Ростовской области, обороняя которую и погиб мой прадед. 9 мая я посетила братскую могилу, в которой он захоронен. Я была первой из нашей семьи, кто узнал, где он погиб, и первой, кто приехал туда почтить его память. Жители станицы очень тепло меня приняли, а директор музея организовала экскурсию с подробным рассказом о том сражении. Меня очень впечатлило то, что по прошествии стольких лет эти люди, многие из которых родились после войны, до сих пор так трепетно хранят и чтят память о погибших чужих отцах и братьях.
Семейные легенды
Я решила не останавливаться на достигнутом, ведь в истории моей семьи очень много неизвестных. Согласно семейной легенде (а верить легендам на 100%, как оказалось, не стоит), один мой прадед, положивший начало моей фамилии, был влюблён в девушку, которая была сосватана за другого. Во время венчания прадед убил священника, за что и был сослан в Забайкалье. Родом он был из Бессарабии (ныне часть Молдовы и Украины), говорил по-румынски, и фамилия у него была другая, не очень удобно произносимая, в связи с чем в Забайкалье ему дали другую, ту, которую я теперь и ношу. Неизвестно, сам ли прадед приукрасил и романтизировал историю своей жизни, или она обросла легендами, передаваясь из поколения в поколение, но в архивах мне удалось найти следующее: прадеда осудили за «покушение на убийство и кражу со взломом замков», а соучастниками были три его брата. Что касается фамилии, то бывшие каторжане часто сами себе её меняли, чтобы таким образом скрыть своё тёмное прошлое.
Из Китая в Америку
Другой мой прадед, Мальцев Алексей Иванович (см. фото), родился в с. Усть-Иля Акшинского района. Бабушка, его дочь, рассказывала, что Мальцевы были казаками, активно поддерживали атамана Семёнова, и в начале 20-х годов прошлого века часть братьев Алексея с семьями ушла в Китай. Какое-то время с ними поддерживалась связь: писались письма и отправлялись посылки, но с началом большого террора связь пропала – знали только, что из Китая они якобы эмигрировали в Австралию. Все письма и фотографии сожгли, а у них дома в дверях в то время стояла сумка с вещами, на случай, если за отцом приедет «чёрный воронок». Увы, живых свидетелей тех событий уже нет. Начиная свои поиски, я не знала, сколько всего было братьев и сестёр у Алексея Ивановича, как их звали и сколько из них эмигрировали. Так как в семейной легенде говорилось об эмиграции из Китая в Австралию, я стала искать информацию на иностранных интернет-ресурсах.
Мой прадед Алексей Мальцев с семьёй
В отличие от России, в англоязычных странах очень многие документы оцифрованы и выложены в интернет. Через сайт ancestry.com я узнала, что один из братьев прадеда Афанасий Иванович (см. фото) жил какое-то время в Маньчжурии, а в июне 40-го года через японский портовый город Кобе на корабле отправился в Калифорнию вместе с малолетними дочерьми Зиной и Тоней. Там он прожил всю жизнь, и где-то до сих пор живут его дочери.
Афанасий Иванович Мальцев с дочерьми. Харбин
Зина и Тоня, дочери Афанасия Ивановича Мальцева. 1936-1937 гг., Харбин
Афанасий Иванович Мальцев. Харбин
Родные нашлись
От кого-то из родственников я узнала, что в школьном краеведческом архиве Усть-Или хранится журнал 30-х годов, в котором записаны высланные, репрессированные и раскулаченные жители села. В «Одноклассниках», в группе села я вышла на сотрудницу школы, которая выслала мне сканы нужной мне информации.
Примерно через полгода мою публикацию в этой группе прокомментировал Алексей, оказавшийся потомком второго брата моего прадеда, эмигрировавшего в Китай – Ивана Ивановича Мальцева (см. фото). Он из Китая отправился в Монголию, долго там жил и работал, в 50-х вернулся с семьёй на Родину. От Алексея я узнала, что в семье Мальцевых было 12 детей, а бежавшие в Китай братья поддерживали контакт, и несколько лет назад он даже ездил в Америку повидаться с Зиной и Тоней.
Иван Иванович Мальцев в Монголии (справа)
Иван Иванович Мальцев. Харбин
Ещё одним подарком судьбы стала Татьяна – внучка одного из братьев – Михаила Ивановича Мальцева. В 38-м году по ложному обвинению он был приговорён к десяти годам лишения свободы, отбывал срок в Севвостлаге на Магадане и умер там же через два года заключения. В Забайкалье он оставил жену и четверых детей, на момент его смерти самому младшему из них, отцу Татьяны – Анатолию, было всего пять лет. Татьяну мы нашли случайно в интернете – Алексей предположил, что известный иркутский футболист Анатолий Михайлович Мальцев может быть этим самым Анатолием, сыном погибшего в лагере Михаила. Так и оказалось. В Алексее и Татьяне я нашла единомышленников, мы продолжаем поддерживать контакт, вместе работать над историей нашей семьи и делиться находками.
Анатолий Михайлович Мальцев, сын Михаила Ивановича Мальцева, погибшего в Севвостлаге
Анатолий Михайлович Мальцев (4-ый справа)
…Таким образом, из 12-ти Мальцевых нам сейчас известна судьба пятерых, ещё по трём знаю – когда и где они жили и умерли. Именно по ним я хочу найти домовые книги, так как в них обычно хранится исчерпывающая информация о составе семьи, профессии и месте работы. Ещё по четверым Мальцевым пока что не знаю ничего. Поиски ведём сразу в разных направлениях – где-то архивы, где-то ЗАГСы, ФСБ, УВД, районные администрации, соцсети. Большое подспорье для занимающихся генеалогией – сайт «Генеалогический форум ВГД».
Ищем информацию о:
1) Мальцеве Александре Ивановиче 1906 г.р. Проживал в Чите по адресу: ул. Богдана Хмельницкого, 4 (дом снесён, сейчас на этом месте находится гаражный кооператив). Был женат на Мальцевой (Лыськовой) Александре Никифоровне 1915 г.р., умер 17 января 1972 г.
2) Мальцеве Афанасии Ивановиче 1916 г.р. Проживал в Чите по адресу: ул. Ленинградская, 24. В этом доме сейчас находится магазин «Арбат», думаю, что раньше на его месте был деревянный частный дом с таким же адресом. Умер 22 ноября 1962 г.
3) Васильевой (Мальцевой) Анастасии Ивановне 1913 г.р., была замужем за Васильевым Михаилом Михайловичем, проживала по адресу: ул. Столярова, 36, дом также снесён.
4) Мальцеве Николае Ивановиче 1893 г.р. Был женат, имел пятерых детей (жена Ефросинья 1894 г.р., сыновья Пётр 1913 г.р., Федор 1915 г.р., Николай 1921 г.р. и дочь Мария 1923 г.р.) Согласно подворовой переписи 1923 г., на тот момент он проживал в Усть-Иле, никаких других данных о нём нет.
Ещё несколько Мальцевых, о судьбе которых мы не знаем вообще ничего – это сёстры моего прадеда. Скорее всего, они вышли замуж и сменили фамилию: Таисия (1904), Александра (1905) и Евгения (1914).
Все материалы рубрики "Темы"
Записала Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№50 (1586) // 11.12.2019 г.
0 комментариев