У каждого из нас есть самое дорогое и любимое место на земле. Где ты сделал первые шаги, произнёс первое слово. Для меня и многих моих сверстников, родным стал район машзавода, на котором трудились наши отцы и матери. Это наша малая родина.
Сюда привёз отец, работавший на заводе, мою маму и меня. Здесь мы жили, здесь формировался мой характер, здесь я поняла цену дружбы. Не узнать теперь машзавод. Погибли наши сосны, давно спилены тополя, свидетели наших детских игр, улицы изменили свой внешний облик. Свою площадь двухэтажные деревянные дома отдали под современные здания. Да и одноэтажных домов почти не видно. Нет многих наших родных и близких, работавших на заводе, да и мы постарели. Он был большим этот район (часть Центрального района). В нём жили люди, которые работали на заводе, а это почти три тысячи человек. Молодёжь жила в общежитии, а семейные – в домах и квартирах. За годы своего существования завод не одному поколению людей дал профессию, крепко поставил на ноги…
В этом году тебе, завод, 80! Помнишь, как ты начинался? Помните ли вы, заводчане, какой путь прошагали вместе с ним? Сентябрь 1939 года. По решению Наркомата авиационной промышленности на пустынной окраине тогдашней Читы, началось строительство парашютной фабрики. Начало Великой Отечественной войны продиктовало необходимость на недостроенных ещё площадях развернуть авиационный завод, эвакуированный из Киева. На стройке, кроме основных кадровых рабочих, прибывших по оргнабору, работали читинцы, а также работники, прибывшие из Иркутской и Новосибирской областей, Хабаровского края. Основные цеха нужно было ввести в действие в 1941 году. Задача была трудной. Значительная часть квалифицированных кадров ушла на фронт. На их место пришли женщины и подростки. Люди работали по 12-14 часов в сутки.
Перелом в войне, наступивший после разгрома врага под Курском и Сталинградом потребовал переброски завода ближе к фронту. Завод эвакуируют в Москву. А в Чите появился Читинский электромеханический завод по производству запасных частей и специального инструмента для электростанций.
Наступило мирное время и коллектив завода стал пополняться демобилизованными воинами. Приходили выпускники школы ФЗО, которая была создана при заводе. Возвращались заводчане с фронтов, а в день 40-летия Победы на территории завода был открыт памятник, где навечно высечены имена заводчан, не вернувшихся с войны.
В 1949 году были выпущены компрессорные станции. Эти станции читинских машиностроителей применялись на строительстве Асуанской плотины в Египте, Иркутской, Братской, Красноярской, Саяно-Шушенской ГЭС, Норильского ГОКа, на БАМе. В 57-м завод переименован в Читинский машиностроительный завод. Коллектив приступает к выпуску промышленных холодильных установок. Вклад завода в развитие морского, речного флотов, стратегически важных жизнеобеспечивающих объектов обороны страны, в том числе космоса, был неоценим. В 60-е годы завод начал строительство новых цехов, жилья, детсада. Строили двухэтажные деревянные, а также кирпичные дома, строили двухквартирные одноэтажные дома по загородным улицам. Эти дома имели приусадебные участки. В одном из таких домов жила моя семья. В 80-е годы было решено переселить заводчан в благоустроенное жильё.
Ветераны завода с любовью вспоминали и вспоминают директора завода А.И. Мохера. На заводе он проработал 19 лет (1944-1963 гг.). По словам ветеранов, Арон Ильич отличался особым качеством заботы о людях. Именно в эти годы зарождались традиции завода. Жили по принципам: вместе работаем (а заводчане умели работать); вместе отдыхаем (выезжали на природу); вместе отвечаем за судьбу завода. Здесь складывались дружные семьи, крепкие рабочие династии. Рождались и росли дети. Существовала своя футбольная команда и команда городошников. Для проведения праздничных вечеров снимали помещение областного драматического театра (старое здание, сгорело в 1971 г.).
В праздники нас собирал заводской гудок. Праздничная колонна рабочих и служащих завода шла по главной площади города, а рядом счастливые шагали мы — их дети. Мы были частью (пусть небольшой) нашего машзавода. Заводчане жили, работали, были уверены в своём будущем и будущем своих детей. За высокие производственные и качественные показатели завод неоднократно награждался правительственными наградами, орденом «Трудового Красного знамени» и орденом «Знак почёта». В 1964 году машиностроители получили подарок от строителей – Дом культуры, ставший центром всей идеологической и культурно-просветительной работы на заводе. Наш маленький клуб «Металлист» остался в нашей памяти. Именно в нём мы увидели своё первое в жизни кино.
В 1992 году завод стал Акционерным обществом «Машзавод». В 2016 году Акционерное общество перенесло своё производство в посёлок ГРЭС – в цеха бывшего станкостроительного завода. Смена адреса стала для завода выходом из сложившейся ситуации. Но сердце завода продолжает биться. Тебе – 80! Живи, дорогой, и радуй читинцев. И может ещё не одно поколение жителей края будет работать в твоих цехах. Пусть гудок заводской пропоет еще много лет.
Низкий поклон и слова глубокой благодарности всем ветеранам, труженикам дважды орденоносного завода за их трудовой подвиг, за их жизнь, посвящённую родному заводу. Многих уже нет с нами, наша им память. Судьба завода – это судьба нескольких поколений машиностроителей.
Все материалы рубрики "Темы"
Галина Клейнос
«Читинское обозрение»
№39 (1575) // 25.09.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев