В первом чтении был принят законопроект об устойчивости Рунета (российского интернета). Андрей Клишас, Людмила Бокова и депутат Госдумы Андрей Луговой подумали вместе и поняли очевиднейшую вещь: «А ведь Запад, в рамках санкционной политики, Россию от интернета может отключить! Нужно срочно его сделать устойчивее!». Всё бы ничего: и цель благая, и пользы должно быть много, но, если вчитаться подробнее…
Возможна ли изоляция Рунета?
Шумиха вокруг законопроекта поднялась в основном из-за блогеров. Большая их часть считает, что инициатива стремится изолировать Рунет от внешнего мира, создав подобие великого китайского файрвола (система фильтрации содержимого интернета в КНР). Спорно по двум причинам: во-первых, у нас пока что, вроде как, демократия; во-вторых, в нашей стране отсутствуют достойные аналоговые ресурсы, такие, как Google, YouTube и прочее.
Кто-то скажет, что есть у нас аналоги, и приведёт в пример государственный поисковик «Спутник». Но вы слышали что-нибудь о нём? Нет? А ведь на его создание и поддержание работоспособности только с 2014 по 2016 год были потрачены два млрд рублей. А что у Китая? На каждый запрещённый в стране ресурс есть свой, не противоречащий идеям партии, и во много раз лучше, удобней для китайского народа.
Кроме технических проблем, есть и другие. Например, экономические: те же блогеры, делая видеоролики на YouTube, зарабатывают доллары и от самого ресурса, и от рекламирования зарубежных компаний, но тратят свой заработок здесь, в России, что приводит к росту национальной экономики. То же самое с IT-специалистами: удалённо работают в зарубежных компаниях, а тратят здесь. О ценности международных библиотек для российской науки, думаю, даже и говорить не стоит.
Если не к изоляции, то к чему это приведёт?
Чтобы выяснить позицию молодого поколения на счёт законопроекта, я провёл опрос. Одни ничего не знают, да и знать не хотят, другие сформировали своё мнение на основе видео от блогеров. Но вот Даниил Ботвинский, студент-политолог, сам прочитал законопроект и сложил своё представление о его целях:
«На самом деле – это достаточно распространённая тенденция. Например, в США в 2016 году упростили процесс блокировки незаконного контента (информационное содержание сайта) в сети. У нас уже давно практикуется блокировка ресурсов через суд, но история, произошедшая год назад с мессенджером «Telegram», говорит о том, что государству не хватает инструментов, и через данный законопроект оно собирается их добыть». Напомним: год назад Роскомнадзор при попытке заблокировать мессенджер нарушил работоспособность множества интернет-сайтов, банков, а также самого себя, из-за чего ему и пришлось остановиться. «Что же касается изоляции – это пессимистичный сценарий. На данный момент непонятно, как именно воспользуется государство законопроектом, также стоит учитывать, что он должен пройти ещё несколько процедур перед полным принятием, в процессе которых точно изменится».
Если Даниил мыслит верно, законопроект точно сделает государство устойчивее с точки зрения контроля информации. Но будет ли сам Рунет устойчив от угроз извне или, хотя бы, работоспособен? Доцент кафедры информатики, теории и методики обучения информатике Анастасия Пирожникова говорит, что у авторов законопроекта явно была «тройка» по информатике в школе. «Из-за децентрализованной природы интернета отключить от него какую-либо страну практически невозможно. Только в теории, но вот на практике… Кроме этого, в законопроекте говорится, что в случаях возникновения угроз целостности может осуществляться централизованное управление. Переводя на простой язык: в случае возникновения угрозы для интернета придётся ослабить его, что прямо противоречит цели закона. Децентрализованную систему сложнее сломать, чем централизованную».
Как законопроект повлияет на пользователя?
Вернёмся к централизации системы. Когда центр отсутствует, трафик двигается любыми удобными путями, а когда он есть, трафику придётся всегда перемещаться именно через него, что, конечно, упростит контроль над информацией, но значительно замедлит скорость интернета. Кроме этого, для граждан услуга по «защите» интернета от внешних врагов будет небесплатной. Пока не ясно, кто будет финансировать установку оборудования для реализации законопроекта – государство или провайдеры. В любом случае, гражданам придётся платить. Так что ожидайте повышения либо налогов, либо цен на пакеты услуг.
Кроме этого, пользователи после полного принятия этого законопроекта, по мнению Марины Савватеевой, в прошлом члена Общественной палаты Забайкальского края, столкнутся с ещё одним маленьким дискомфортом. «В тексте законопроекта говорится, что провайдеры не несут ответственности за сбои, происходящие по вине установленного оборудования. Также в нём говорится о систематических учениях, в процессе которых интернет будет отключаться. Поэтому стоит подготовиться к тому, что Рунет будет не только медленным, но и работать через раз. В общем, ломают то, что прекрасно работает. О каком техническом прогрессе можно говорить, когда такие законопроекты постоянно отбрасывают нас назад?».
Единственный случай за всю историю, когда целая страна была отключена от сети интернет, произошёл в Сирии в 2014 году. Стоит отметить, что у этой страны был провайдер-монополист, то есть та самая централизованная система, к которой стремится Россия.
Делает ли что-нибудь оппозиция?
На данный момент Марина Львовна вместе с объединением «Протестное Забайкалье» обсуждает вопрос об организации акций протеста законопроекту. Выразить своё негодование нужно уже сейчас, и Марина призывает к сбору подписей: «По крайней мере, они будут знать, что есть определённое количество не согласных с их действиями». Подписать петицию можно на сайте Change.org, что уже и сделали 40 тысяч россиян.
Все материалы рубрики "Темы"
Руслан Симушин
«Читинское обозрение»
№10 (1546) // 06.03.2019 г.
0 комментариев