Розовые поросята, двух месяцев от роду, встретили меня вполне дружелюбно. Да и до меня ли, когда хозяин принёс вкусную похлёбку. Пятаки в воду, и ну дуть пузыри!
Всё это беспокойное хозяйство принадлежит моему дяде – Николаю Чеузову, живущему на Острове. Его стаж в свиноводстве – более сорока лет. Хозяйство держала ещё его мама, потом и он занялся разведением свинок. В разные годы в подсобном хозяйстве насчитывалось разное количество «пятаков». «Один год было 19 свиней. В трёх загонах жили. Пришлось выращивать такое количество, когда уволили с работы из-за инвалидности. Надо было крутиться», – вспоминает Николай Петрович. Это позволило купить бортовой грузовик.
В прошлом году было всего три свиньи, с ними по соседству куры и индюки. Ну, а в этом году в загончик в мешках привезли семь штук пока ещё розовых поросят.
Хлопот с малышнёй хватает. Поросёнок питается молоком матери примерно месяц. Затем в его рацион вводят овсяную болтушку, комбикорм. С 4 месяцев молодняк кушает так же, как взрослая свинья. Сейчас Николай Петрович спешит в загон с ведром болтушки три раза в день.
«Всё едят. Комбикорм, картошку – всё». «И даже апельсины?» – спрашиваю. «И их тоже», – опровергает басню о свинье, которая, якобы, не видит смысла в апельсинах. Наши поросятки толк в цитрусовых знают!
Каждый из «розовощёких» обошёлся хозяину в две тысячи рублей, уже через полмесяца-месяц каждый свин будет стоить четыре тысячи. «Сейчас они особо никому не нужны – их надо кормить, надо обеспечить теплом. Сложно. А ближе к весне спрос пойдёт», – со знанием дела рассказывает Николай. Уже в ноябре каждый малыш превратится в роскошную (не побоимся этого слова!) свинью, и веса в ней будет, примерно, 130 килограммов. Так-то! Надо только приложить массу усилий, и будет тебе сало и мясо. Кстати, чтобы получить вкусное, с прослойками, сальце, надо периодически сажать свиней на диету (траву, например), потом возвращать в рацион корм посытнее.
Потом, правда, все пойдут на мясо. Жалко? «Нет, ведь для этого я их и держу. Раньше им имена давал. Сейчас – нет», – по-хозяйски машет рукой Николай и говорит, что каждый поросёнок имеет свой характер. В каждом – индивидуальность!
Вот, например, два «пятака», отличающиеся уже «наетыми» боками, норовят оттолкнуть других от корыта и даже перевернуть его вместе с кормом (свиная натура!). А вот самый маленький поросёнок, или, как его назвал Николай, «последыш» (родился последним), скромно чавкает у корыта.
Дружное причмокивание, похрюкивание длилось минут пятнадцать, ребята метались от корыта к корыту, будто в другом было что-то повкуснее. Измазав пятачки в корме, принимались рыть подстилку. Набив животы, которые приобрели сферическую форму, принялись за меня. Тыкались грязными пятаками в объектив, лепили куски комбикорма на куртку, а больше всего досталось замшевым сапогам – «угваздали». Поэтому фразу «не мечите бисер перед свиньями», я заменила бы на такую «не ходите к свиньям в замшевых сапогах».
Вообще, свинью упоминают в негативном контексте. Но мало кто знает, что эти животные достаточно умные. Учёные давно доказали, что хрюшки запоминают свои клички и даже могут выполнять простые команды.
А их хрюканье – песня! Опять же светлые умы выделили среди обычного, казалось бы, похрюкивания, 20 видов звуков. Всё зависит от обстоятельств, в котором происходит свиное общение. Когда Николай Петрович поймал одного из поросят, тот кричал так, что индюки потерпели фиаско. Перемазав хозяина кашей и оглушив, но получив свободу, поросёнок пошёл заедать свой стресс. Ещё говорят, что свиньи не могут видеть небо. Что правда, то правда – поросята редко поднимали головы. А ещё способны очень быстро бегать: километр за 5 минут.
С годом Свиньи, дорогие друзья! Пусть эти хрюшки принесут вам здоровье и счастье! Ну, хрюкнем!
Все материалы рубрики "Темы"
Ольга Чеузова
Фото автора
«Читинское обозрение»
№52 (1536) // 26.12.2018 г.
0 комментариев