Главная / Авторы / Юлианна Николаева / История — самый лучший учитель
История — самый лучший учитель
Исторический факультет был в числе первых Читинского педагогического института, история которого началась 80 лет назад


Часто говорят, что для избежания тех или иных ошибок стоит заглянуть в историю – там уже есть верное решение. Исторический факультет был в числе первых тогда ещё Читинского педагогического института, история которого началась 80 лет назад. О студентах, олимпиадах по истории и развитии исторического образования в Забайкальском государственном университете мы поговорили с кандидатом исторических наук, заведующим лабораторией археологии и этнографии Евгением Викторовичем Ковычевым и кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории Владимиром Ивановичем Косых.

       
Владимир Иванович Косых                                                   Евгений Викторович Ковычев

Как развивалось педагогическое образование на историческом факультете? Расскажите, как было во время вашей учёбы?

Владимир Иванович:
– Как говорится, времена не выбирают. Конечно, это был совсем другой факультет, совсем другие студенты, преподаватели и совершенно иное отношение к учёбе. С нынешним временем я не хочу связывать эти реалии. Сейчас всё иначе. В наши времена по истории партии мы должны были знать труды Маркса и Энгельса, поэтому все книги были перечёрканы карандашами и ручками – так мы выбирали на семинары нужные отрывки. На практических занятиях доходило чуть ли не до драки: стоило только задать преподавателю проблемный вопрос, и ответы студентов могли перерасти в дискуссию. Сейчас же такого нет. Ещё раньше нетрудолюбивых студентов отчисляли, а на их места приходили новые, готовые с интересом учиться и узнавать новое.

Евгений Викторович:
– Да, в те времена отбор был потрясающий! Кто-то просто мог не попасть, а кому-то повезло, и они прошли. Но учились плохо, например, или не хотели. Часто, когда проходила сессия в летний период, их отчисляли. Историков тогда было две группы по 25 человек. Вот и представьте, какой был спрос и отбор. Сейчас, конечно, ребята могут использовать гаджеты и Интернет для ответов на занятиях, но дело ведь не в этом. Ребята разучились «благодаря» им мыслить, рассуждать и анализировать – вот в чём беда. Студенты находят для ответа текст и читают его, даже не представляя автора, а ведь это уже плагиат…

Времена меняются, меняются студенты и нравы. А вы меняете педагогический подход к студентам?

Евгений Викторович:
– Конечно, сейчас уже всё по-другому. Стандарты меняются. Когда работаешь со студентами, стараешься научить их, во-первых, тому, что знаешь сам по тем темам, которые изучаются, и, во-вторых, рассказать интересную дополнительную информацию. Другое дело, что может не хватать учебных часов. А если говорить про педагогический подход… Когда, например, Леонид Юльевич Коренюк был деканом факультета, он постоянно ходил в общежитие и наводил порядок, чтобы ребята стремились учиться, поэтому студенты боялись отчисления. А сейчас такие права деканам уже не предоставлены.

Владимир Иванович:
– Когда заканчиваю лекцию, я даю студентам задание за несколько минут до окончания пары. Например, дать определение термину. Разрешаю совещаться и совместно приходить к решению, единственное, прошу не использовать Интернет. Хочется, чтобы ребята пытались объяснить понятие своими словами. Я замечаю, что у некоторых студентов мысли интересные, и ребята они способные, умные, толковые, но ленятся. За это обидно, конечно.

На историческом факультете часто проходят олимпиады школьников по истории. Какие ошибки, в основном, допускают ребята?

Владимир Иванович:
– Многие «прогорели» на старославянизмах. А почему неверно отвечают? Потому что в школах, в основном, готовят целенаправленно к ЕГЭ. Или, например, задание: даны 10 фотографий личностей, за каждое верно угаданное «лицо» можно получить балл. Так вот на крайней фотографии был изображён Александр Солженицын. Как только его не называли… Это, конечно, печально.

Евгений Викторович:
– И на вопрос «куда впадает Волга» каких ответов только не увидишь… Вопрос «на какой реке стоит Санкт-Петербург» тоже вызывает трудности. Знают, что на Неве, а куда потом впадает Нева – уже нет.

Правда, что раньше исторический факультет был объединён с филологическим?

Владимир Иванович:
– Да, раньше это был один факультет. Он назывался историко-филологическим. У нас в актовом зале на втором этаже всегда проводились концерты. Так вот ист-фил всегда занимал первое место. Он был один из мощнейших факультетов, и студенты на нём учились самые творческие.

Сейчас многие ребята занимаются на факультете активной деятельностью. Как преподаватели относятся к этому?

Владимир Иванович:
– Некоторые даже помогают ветеранам – и это хорошо, конечно! Но в этом есть и отрицательный момент. Ребята не учатся, а часто только и занимаются волонтёрством. Но ведь в университете главное – учёба, а про это они, к сожалению, иногда забывают.

Михаил Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»? Так ли это?

Владимир Иванович:
– Я согласен с этим высказыванием. В прошлое всегда оглядываешься. Туда частенько нужно смотреть, чтобы извлечь ошибки для настоящего и будущего. Вот пример с православной церковью: мы жили в государстве, где о ней не говорили с положительных аспектов. А когда работаешь с документами и воспоминаниями священников, узнаёшь много нового, смотришь на это с другой стороны. Чтобы лучше и глубже разобраться в необходимых вещах, люди обычно заглядывают в прошлое. Например, в той же археологии…

Евгений Викторович:
– Вот вроде бы: известный памятник, давно уже с ним работаешь, потом некоторое время проходит, приезжаешь через несколько лет, а там уже совсем другая ситуация, ты смотришь на это другими глазами. Иногда глаз замыливается, и ты не видишь у себя под ногами погребения или могильники… Без прошлого никуда.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Беседовала Юлианна Николаева,
студентка ЗабГУ

Фото Александры Пляскиной
«Читинское обозрение»
№49 (1533) // 05.12.2018 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net