Главная / Авторы / Людмила Полетаева / Троице-Сергиева лавра и Россия
Троице-Сергиева лавра и Россия
Серьёзный разговор об отечественной культуре


Именно так назвал одну из своих статей Павел Флоренский – русский религиозный философ, учёный, приглашённый после Октябрьской революции в комиссию по охране памятников старины Троице-Сергиевой лавры. Появившаяся в 1919 году, она обращена к потомкам и раскрывает духовную красоту святого Сергия Радонежского. С неё и начала рассказ о великом подвиге древнего русского человека, инициатора введения общежитийного устава в русских монастырях, Марина Забровская на очередном заседании любителей слова в литературной гостиной библиотеки им. А Пушкина. 

Значимая дата явилась поводом к серьёзному разговору об отечественной культуре: 18 июля исполняется 625 лет со дня ухода из жизни Сергия Радонежского и 680 лет Свято-Сергиевой Лавре. Среди присутствующих – историки-архивисты, рериховцы, преподаватели, библиотекари; с волнением вслушивались они в текст: «Дом Преподобного Сергия. Неотразимость этого очарования – в его глубокой органичности. Тут – не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности, и какая-то трудно объяснимая, но непреклонная мысль: здесь, в Лавре именно, хотя и непонятно как, …осуществляется всенародный суд над всеми сторонами русской жизни, …здесь Россия ощущается как целое. …Ведь только тут живёшь в столице русской культуры…И если вся Русь в метафизической форме своей сродни эллинству, то духовный родоначальник Московской Руси воплотил в себе эту эллинскую гармонию совершенной личности. …Не в сравнительных с другими святыми размерах исторического величия тут дело, а – в особой творческой связанности Преподобного Сергия с душою русского народа». 

Дочитав дома до конца этот чудо-текст, полный глубоких раздумий о судьбе России и её верных сынах, который заканчивается словами: «Средоточием же этой всенародной Академии культуры мне представляется поставленное до конца тщательно, с использований всех достижений русского высокостильного искусства, храмовое действо у священной гробницы Основоположника, Строителя и Ангела России», я погрузилась в думы о нашем времени, тревожном и непредсказуемом. 

Размышляя на эту тему, невольно думаешь о важности и необходимости подобных встреч-дискуссий, побуждающих к светлому и доброму. Они наполняют душу чистыми мыслями, способствуют миролюбию и созиданию. Память как основа нравственности и культуры хранит и личную родовую память, и общечеловеческую. И рядом с фигурой Сергия непременно хочется поставить замечательного художника нашего времени Михаила Нестерова (1862-1942), картины которого украшают сегодня многие музеи, а росписи во Владимирском соборе в Киеве и Марфо-Мариинской обители в Москве поражают своим «опоэтизированным реализмом», так художник называл стиль, созданный им самим.


Работа Михаила Нестерова  

В советское время им были написаны острохарактерные портреты учёного Ивана Павлова и скульптора Веры Мухиной. Его этические искания 1880-1910 гг. привели к созданию наиболее значимых в его творчестве картин, связанных с именем святого Сергия Радонежского, в лике которого он увидел «яркую индивидуальность и национальную неповторимость», эти качества современники отмечали и в М. Нестерове.

Вслед за Павлом Флоренским и Сергеем Булгаковым Михаил Нестеров увидел в христианстве основу нравственного обновления человека. Другой источник, питавший его творчество, – возрождение национального самосознания. «Одно из самых ценных человеческих качеств – индивидуальность. Оно приобретается от рождения, даётся судьбой и развивается искренностью: быть самим собой во всём – от выбора профессии до манеры говорить и до походки» (Д. Лихачёв). Создание своей индивидуальной жизни вытекает из творческого стремления к познанию и работе души, так рождается цельная духовная жизнь человека.
 
Художник Нестеров любил Древнюю Русь с неповторимой красотою Севера и средней полосы России, с народными страдальцами и умельцами. В высказываниях его есть такое замечание: «Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, лучших лет Руси, чуткого к природе и её красоте, по-своему любившего Родину, по-своему стремившегося к правде». Таким человеком стал Сергий, которого в миру звали Варфоломеем.
 
Волнующая тема вылилась на полотно «Видение отроку Варфоломею». В основе картины легендарный эпизод из жизни великого Сергия о том, как однажды в детстве он был послан родителями на поиски убежавших лошадей. Уйдя далеко в лес, он неожиданно встретил старца, и эта встреча перевернула всю жизнь Варфоломея-Сергия.


Видение отроку Варфоломею 

Как стародавнюю легенду о душе понял художник этот сюжет о сыне ростовского боярина, основавшего пустынную келью в радонежских лесах и вскоре создавшего монашеское общежитие, после чего наблюдался бурный рост монастырей на Руси. Нравственная сила воздействия его была необъяснимой: «Все отмечали кротость и незлобие его, данное от Святого духа». Удивляла его простота и трудолюбие: сам плотничал, таскал брёвна, пёк хлеб, шил одежду, носил воду в двух водоносах.

На земле Подмосковья с её древними корнями Древнего Радонежа и усадьбой Абрамцево, месте обитания Ивана Калиты, Андрея Рублёва, Дмитрия Донского, земле, пропитанной страданиями, деяниями и размышлениями, ставшей «моральным климатом памяти», по замечанию исследователя культуры Древней Руси Дмитрия Лихачёва, появилась эта картина, как и цикл других на заданную тему.

Картина была своеобразным лирическим постижением прошлого через лик прекрасного человека Сергия, долгое время служившего нравственным идеалом нации. Великий князь Дмитрий Донской приезжал к нему перед битвой с Мамаем за советом, Сергий дал двух иноков в его войско, хотя это противилось церковным обычаям. Он освятил поход князя, способствуя подъёму духа в его войске. Об этом картина Нестерова, «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву».

В пяти километрах от Абрамцева находилась Троице-Сергиева лавра с небольшими монастыриками и скитами, которые стали фоном для многих картин Нестерова. Вспоминая позже о рождении сюжета, он писал о том, как увидел с террасы абрамцевского дома «русскую красоту с холмами и малахитовыми капустными огородами, как проникся, глядя на этот «фон для Варфоломея», чувством подлинной историчности». Мудрую и простую красоту видел в своём герое художник, жизнь которого была драматичной, как и судьба Сергия, на долгие годы его имя было предано забвению.

Духовной памятью владеет эта земля, она хранит такие ценности прошлого, как трудолюбие, простота, незлобивость. На этой земле увиделся молодому игумену Сергию новый мир братства и любви, как увиделся он, через несколько веков, и другому мыслителю и подвижнику Михаилу Нестерову, символичная фамилия которого восходит к летописцу Нестору, отсюда, в определённой степени, и глубина поисков смысла жизни.

Любопытными кадрами из видеофильма «Пятое клеймо» о тайне Преподобного Сергия и трагической судьбе П. Флоренского и его семьи заканчивалась встреча, вызвавшая поток мыслей и переживаний, ведь многие ещё ранее пропустили через своё сознание эти непростые страницы отечественной истории.

Несколько слов о книжной выставке «Под знаменем Преподобного Сергия», традиционной на данном мероприятии, но с какой любовью и чувством ответственности собранной. Представленные на ней книги заставили содрогнуться и подумать о том богатом золотом фонде, которым располагает главная библиотека Забайкалья, и замечательных специалистах, влюблённых в словесное искусство и несущих знания в народ.

Здесь и разные факсимильные издания, и В. Ключевский, и Е Рерих, и П. Флоренский, и две «Хрестоматии» издания конца 19-го в. Одна из них особенно близка и дорога филологам. Выпущенная в 1891 году под редакцией Ф. Буслаева, она задержала наше внимание тем, что предназначена была для средних учебных заведений и тексты были написаны на старославянском языке. На обложке значилось «5-е издание, М.: Типография М.Г. Волчанинова», а сбоку печать библиотеки ДВР.

Ценным свидетельством жизни Лавры, непростых житейских страниц её существования является книга, увидевшая свет в 1906 году в Москве в типографии И.Я. Полякова «Среди иноков. Воспоминания о жизни в Троице-Сергиевой лавре». Автор в книге не указан, но сегодня благодаря изданию Л.М. Добровольского «Запрещённая книга в России, №142» мы знаем, что написал её Владимир Сергеевич Казанцев. Первое издание 1886 года «За оградою и в мире. Из воспоминаний В.С. Казанцева» сразу было уничтожено цензурой.

Ещё одни источник, содержащий информацию о Троице-Сергиевой Лавре – «Православные русские обители» – полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне, составленное П.П. Сойкиным и вышедшее в его же издательстве в 1909 году.

Есть здесь замечательный альбом литографий К. Юона «Сергиев посад» 1992 (первое издание увидело свет в 1923 году), подаренный Центру книжных памятников Забайкалья научной библиотекой Международного центра-музея им. Н.К. Рериха (Москва) в конце 2016 года.

Представлены «Жития святых», в разных сборниках статьи Бориса Зайцева о восприятии личности русского святого Сергия Радонежского в эмиграции, Валентина Распутина о поле Куликовом и его ауре, Дмитрия Лихачёва о значении творческой личности в русской культуре. Серии «Прометей» (16), «ЖЗЛ» содержат интереснейший материал по эпохе Древней Руси. Свобода доступа к животворным культурным ценностям сегодня открывает имена, забытые в прошлом, и это становится важным для будущего.

В заключение встречи Марина Забровская подытожила: 
– Идут века. И каждое столетие вписывает новую страницу в историю великого подвига преподобного Сергия Радонежского. Недаром Святой Сергий назван подобным Богу – семь столетий прошло после кончины его, а он продолжает помогать людям. Философы, мыслители и писатели разных времен обращались к образу святого Сергия тогда, когда нужно было осмыслить загадку русского духа и того, что с ним связано.

Спасибо организаторам за интересную и духовно насыщенную встречу. 

Все материалы рубрики: "Темы" 

Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№28 (1460) 12.07.2017 г.

Вернуться на главную страницу

 

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net