Главная / Авторы / Ирина Комогорцева / Курс молодого педагога
Курс молодого педагога
В 16-й раз работники образования приехали за новыми знаниями на Арахлей


Век живи, век учись. Начинающие учителя и воспитатели детсадовцев знают эту пословицу не понаслышке, иначе бы не возвращались год от года за парту Летней школы молодого педагога.

16-й год подряд министерство образования Забайкальского края при участии профсоюза образования края проводят для практикующих учителей, не достигших 35 лет и стаж которых не более 5 лет, летнюю школу. Здесь за несколько дней молодые профессионалы получают новые знания, имеют возможность проявить лидерские и творческие качества, перенять опыт работы коллег из других уголков региона.

Вернулись за парту
Обычно бывали большие школы. 100 участников минимум. В этом году гораздо меньше. «Путёвка» дорожает, а учителя получают мало. Приезжают те, кому помогает профсоюз. В этом году всего 36 человек, – рассказывает председатель краевого профсоюза образования Нина Окунева, когда мы приезжаем в лагерь «Трудовые резервы» на Арахлее.

Ежегодно молодые педагоги собираются здесь для того, чтобы потрудиться. Это для школьников лето – время каникул, а учителя продолжают работать, в том числе в направлении профессионального роста. В Летней школе молодых педагогов для наставников детворы проводят обучающие семинары и лекции.

Очень интересная лекция была по информационным технологиям, которые можно внедрять в обучение детей. Много материалов я взяла для создания сайта. Весьма полезно было послушать про опыт разработки уроков читинских преподавателей, – делится учитель английского языка из Красночикойского района Виктория Арефьева. За её путёвку в этот лагерь заплатил профсоюз.

Пока работники профсоюза образования готовят свои площадки и квест, сами воспитанники школы находятся в конференц-зале. Там подводят итоги очного этапа конкурса профессионального мастерства «Начало», на который молодые педагоги представляли свои научные и методические разработки. Решаю краем глаза заглянуть в этот зал.

Если честно, я ждала большего полёта, потому что знаю, как это может быть в исполнении молодых, – говорит конкурсантам замминистра образования края Наталия Шибанова. – Проблемы обозначу. Страдает презентационная культура, этому нужно учиться. Мы с вами должны понимать: никакие обстоятельства, даже если здание рушится, не должны помешать, вы должны красиво стоять и презентовать свою тему. Если что-то не работает, не включается – это мелочи. Всё, что вам нужно, у вас в голове. Это профессионализм педагога.

Учителя, которые уже имеют за плечами не только образование, но и минимум год работы в школе, сидят перед замминистра как провинившиеся школьники. В зале ни шороха, ни шепотка. Слышать критику, конечно, не очень приятно, но зато крайне полезно.

Вот и учитель биологии Ольга Кондратьева из Приаргунска сделала для себя выводы. Она участвовала в заочном этапе конкурса. На очный этап её проект не прошёл. Сама Ольга связывает это с тем, что на бумаге нелегко передать идею, и жюри, видимо, из-за этого и не пропустило её масштабный проект.

В конкурсе было три номинации: авторский веб-ресурс, образовательные ресурсы и моя профессиональная карьера. Я участвовала в номинации «Образовательное событие» с проектом по охране зрения «Взгляд на мир». Сейчас мы в мире новых технологий, постоянно с телефонами, компьютерами, интерактивными досками. Мой муж-окулист меня ругает, что я постоянно порчу своё зрение. И я подумала, что как педагог могу с помощью внеурочной деятельности научить детей профилактике проблем зрения. 

Кто на что горазд
Сегодня, по словам Нины Окуневой, в крае более 5 тысяч молодых педагогов, чуть больше 3 тысяч из них – члены профсоюза. 

Вот уже 16 лет в Летней школе наши специалисты, профессора, профессионалы педагогического дела сеют в вас семена познания, развития, самосовершенствования. Я горжусь тем, что когда-то мы вместе с министерством образования приняли решение создать такую школу, и считаю, что те, кто сюда возвращаются, приезжают за новыми знаниями, – обратилась к участникам Нина Ивановна. 

И вот время квеста. В его проведении профсоюзу помогают ребята из тренинговой компании «От А до Я». Каждый из них – выпускник факультета педагогики и психологии, поэтому основная цель работы отнюдь не развлечение, а стремление понять, кто из этих 36 обучающихся на что способен. По сигналу игротехника Алексея Быкова, педагоги делятся на четыре команды по цветам: красные, белые, зелёные и синие. Всего для участников запланировано пять станций, на каждую из которых ребятам предстоит потратить по десять минут. 

Одной из самых творческих станций стала площадка, где требовалось заменить слова известной песни новыми. 
Мне бы хотелось, чтобы вы мне рассказали немножко о своей работе с детьми, что вам в этом нравится, что не нравится, – ставит задачу перед педагогами из красной команды игротехник Ростислав. – Но я воспринимаю информацию только творческим путём, поэтому вам нужно вливать её мне с помощью музыки. Я долго подбирал песню, которую слышали все или хотя бы знали мотив. И сегодня вы будете работать над чудесной песней «Поворот» группы «Машина времени». 

На придумывание песни у учителей всего четыре минуты. Не теряя ни секунды, девушки красной команды начали рифмовать слова, которые отражают их школьные будни. Получился сносный текст, который представительницы сферы образования исполнили под гитару.

На другой творческой площадке требуется придумать и нарисовать эмблему для Ассоциации молодых педагогов.
Как вы думаете, какой должна быть эмблема? – интересуется игротехник у «зелёных».
Отражающей молодость, – выкрикивают с одной стороны.
– Образование! Единство! – слышится с другой.
– А какие у вас ассоциации с молодым педагогом? – задаёт направляющий вопрос игротехник.
Позитивный, энергичный, творческий человек, – отвечают учителя.
Верно. Эмблема должна быть простой и запоминающейся. Ещё она должна отражать особенности вашей профессиональной деятельности, молодости, понятие ассоциации, понятия «молодой педагог» и должна быть долгосрочной и уникальной. Думаю, вам по этим критериям удастся создать эмблему здесь и сейчас, – отмечает девушка – куратор площадки.

Начинается бурный процесс обсуждения. Одни предлагают нарисовать веточку как символ молодости и роста, другие – книгу как символ образования. Путём споров решено изобразить и то, и другое.
– Давайте сделаем эмблемой открытую книгу, а из неё росточки – знания. А по кругу сделаем окантовку – как символ Ассоциации.

Одно из самых физически выматывающих испытаний – командные прыжки через огромную скакалку. Не менее тяжёлым оказалось и передвижение на «лыжах» – двух длинных круглых брусках дерева. С помощью них и двух верёвок команде нужно придумать, как пройти хотя бы два шага всем вместе.
Ребята решают привязать ноги каждого к дереву. Но оно поддаётся плохо.
– Не наступайте. Пусть он привяжет мою ногу, – командует девушка, пока капитан перевязывает её лодыжку.
– Они хоть не упадут? – беспокоится заместитель председателя краевой организации профсоюза образования Елена Шестакова.
– Не должны, – успокаивает куратор.

Через пять минут бесплодных попыток связать всех игротехник намекает команде, что они делают что-то не так:
– Вы ещё ни шагу не сделали, у вас пять минут осталось. Причём заметьте, делает всё мальчик, девочки апатично стоят. И даже ничего не советуют.
– Мальчик, быстрее делай!
– в шутливой форме подгоняют товарища дамы.

Когда все приготовления закончены, команда пытается сделать первый шаг. Но ноги выскальзывают из узлов, подошва скользит по дереву. 
– Дружно подняли левую ногу. И раз. За пояс держите друг друга, – ориентирует друзей одна из молодых педагогов.
Тяжело! – отзываются её товарищи.
А может, надо по-другому верёвки привязать?..
– У вас две минуты осталось
, – констатирует 
куратор.

– Я поняла! – догадывается, как правильно сорганизовать «лыжи», одна из девушек и в спешном порядке конструкцию из хитросплетённых узелков и двухметровых брусков-лыж всей командой разбирают и переделывают. 

Последняя площадка – фотосессия с хэштегами, отражающими суть профсоюза: защита, единство, справедливость, солидарность. Однако от участников требуется не просто красиво сфотографироваться с вырезанными из дерева словами, а показать на фотографии ситуацию, которая бы отражала каждый из хэштегов. На продумывание сюжетов у команды есть максимум три минуты.
– Чтобы показать единство, мне кажется, руки надо совместить, – обсуждают свою идею «красные».
– А на защиту что? Справедливость… А как её показать? – задают друг другу вопросы девушки и тут же сами себе отвечают. – На защиту изобразим ребёнка и встанем сверху, как бы прикрывая его.
И в этом конкурсе каждая команда находит какое-то особенное решение.

Испытание огнём
Квест на выявление лидерских способностей внезапно был остановлен голосом по громкоговорителю:
Внимание. Идёт огонь. 300 метров от нас. Прекращаем игру, берём вещи и эвакуируемся на пляж.

Поначалу всё кажется просто учебной тревогой. Но на деле, когда все ученики и работники Летней школы оказываются на пляже, все понимают, что это вовсе не пустые слова, а настоящее ЧП. Пока одни волнуются за вещи, которые волей судьбы остались в лагере, другие переживали, как бы огонь не перекинулся с горящей травы на ветки.
Ого, как он близко. Надеюсь, они тушат его? – вопрошают педагоги.
Зато есть повод повторить правила пожарной безопасности, – предлагает кто-то. 

Горит трава около лагеря, пожарные уже тушат огонь. Педагогов это внеплановое испытание взволновало, но, убедившись, что ни детям из близлежащих лагерей, ни им самим ничего не угрожает, они сами попросят психологов продолжить квест, ведь каждой команде осталось пройти лишь две площадки из пяти. «Игры» продолжаются прямо на пляже.

По возвращении в «Трудовые резервы» психологи проводят разбор по командам и сообщают об итогах этой небольшой проверки работникам профсоюза. Испытания должны были помочь выявить среди молодых педагогов тех, кто способен быть лидером, кто может работать в команде, кто обладает креативными способностями, кто способен преодолевать трудности и действовать в стрессовых ситуациях.

Ещё должна была быть станция охраны труда, правовая площадка, молодёжная станция и информационная. Но из-за форс-мажора планы немного поменялись, – рассказывает зам. председателя краевого профсоюза образования Елена Шестакова. – Мы подготовили сборники молодым педагогам об их правах, у нас есть информационные буклеты, которые мы обязательно раздадим.

В целом и организаторы, и участники оказались довольны результатами дня, а непредвиденные обстоятельства не стали помехой, а, наоборот, показали, что педагоги способны достойно выйти из любой нестандартной ситуации.

Читать все материалы рубрики "Темы"

Ирина Комогорцева
Фото автора

«Читинское обозрение»
№27 (1459) // 05.07.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net