Начну с загадки. В Еврейской автономной области регистрируется огромное количество самоубийств, а в Ингушетии они единичны, из разряда ЧП. Вопрос: почему такая разница? Эту загадку довелось услышать 22-23 мая в ЗабГУ на семинаре кризисного психолога Михаила Хасьминского из Москвы, ведущего специалиста по профилактике суицидов. Правильный ответ очень прост. В нём и решение проблемы.
Суициды в цифрах
Для начала немного статистики, озвученной на семинаре, на который пришли учителя, школьные психологи и другие специалисты.
По данным Росстата, в 2015 году в России покончили жизнь самоубийством почти 25 тысяч человек (данных за прошлый год на сайте ведомства нет). По словам Михаила Хасьминского, в эту статистику не включаются незаконченные суициды (на десять попыток одно законченное самоубийство, остальные девять остаются инвалидами, больными людьми). Собравшихся в актовом зале педагогов Михаил Игоревич предупредил:
– 3% россиян имеют суицидальный дискурс (вовлечённость, высказанность). В каждом классе есть один-два таких ребёнка.
Лишь 30% суицидов можно предотвратить, из 100% решающих свести счёты с жизнью только 20% душевнобольных людей.
Средний возраст самоубийцы в нашей стране: женщины – 42 года, мужчины – 44. Это самый пик трудоспособного возраста. Московские специалисты, изучая статистику за 2013 год, подсчитали, что экономический ущерб от самоубийств за тот год составил 142 миллиарда рублей (три годовых бюджета Забайкальского края!).
– При этом высчитывается сильно усреднённый доход, который человек может принести государству. Человек совершает суицид – государство теряет эту сумму, – объяснил Михаил Хасьминский.
По тому же 2013 году специалисты высчитали, что количество непрожитых самоубийцами лет составило 645 тысяч лет (только вдумайтесь в эту страшную цифру!). Считают так: 44 года (средний возраст суицидного), 70 лет – средняя продолжительность жизни. 70 – 44 = 26 непрожитых лет одного самоубийцы. В 2013 году их было 25 тысяч: 25 000 х 26 = 650 000 непрожитых лет только за 2013 год. В прошлом году в Забайкалье покончили жизнь самоубийством 402 человека – это почти 10,5 тысяч непрожитых лет только за один год. Такая вот грустная арифметика.
Мифы о суицидальном поведении
Миф №1. Самоубийство связано с социально-экономическим положением.
М. Хасьминский: «Это не так. В годы войны жизнь была гораздо тяжелее, но самоубийств было мало».
Миф №2. Если человек хочет умереть, то его не остановить.
М. Хасьминский: «Если человеком заняться, переустановить «разрушающую программу» в его голове, то человек не совершит самоубийство. Из своего опыта я могу назвать множество таких случаев, когда человек меняет своё решение».
Миф №3. Самоубийство можно совершить легко и безболезненно.
М. Хасьминский: «Смерть – это больно, смерть посредством суицида может затянуться на недели, часы. Она имеет медицинские, эстетические последствия для суицидента, последствия есть и для его родственников».
Вопросы к школьной программе
Кого вы считает героем? Для многих из нас, родившихся ещё в советские годы, это герои-комсомольцы Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов и многие другие. Они гибли ради общего блага, ради спасения мира, ради устранения угрозы общим ценностям. Что видим сегодня? Наши дети считают героями самоубийц. Культ личности девочки образовался в соцсетях (она легла под поезд). Фото с отрезанной головой, лицо девочки при жизни. В головах юных созданий произошла подмена понятий добра и зла, смерть стала романтизироваться, произошла её героизация, смерть стала подвигом. Откуда такая зараза пошла? Не рассказывают об истинных героях родители или педагоги? Или говорят, но мало и не так?
– Я не призываю никого что-то запрещать, но есть вопросы к школьной программе: на уроках литературы у нас говорят о суицидах. Пьеса «Гроза» Островского, «Бедная Лиза» Карамзина, «Тёмные аллеи» Бунина, «Анна Каренина» Толстого, «Ромео и Джульетта» Шекспира. Любовь во многих из них связана со смертью, смерть романтизируется. Плохо, когда дети читают произведения в кратком содержании, ухватив только квинтэссенцию: любовь – смерть. В произведениях мало созидательного, деструктива – полно. Это же определённые закладки, – убеждал Хасьминский.
Многие педагоги на семинаре с ним не согласились: «Это же классика», «В произведениях описывается другое время, то, что волновало на тот момент». На что кризисный психолог ответил, что сейчас время совершенно другое, и подавать надо такие вещи иначе: ни в коем случае не оправдывая суицид несчастной любовью, всячески осуждать этот поступок, его оценка должна быть отрицательной. Хасьминский отметил, что в школьной программе нет «Молодой гвардии», «Как закалялась сталь» и других воспитывающих в ребёнке настоящего человека произведений, которые заполняли бы детский разум правильными вещами.
– В школах отмечается праздник Хэллоуин, в некоторых городах проводятся парады нечистой силы (в Чите он тоже был один раз – прим. авт.), на прилавках магазинов продаются куклы Монстр-хай. Это же нечистая сила. Зачем это детям? Мы тоже детьми играли в войну, у нас были фашисты и русские. Но мы чётко понимали, что фашисты плохие, – сказал кризисный психолог.
А какую оценку дают родители всем этим заморским праздникам и парадам, жутким куклам? Поощряем и даже сами участвуем в этом. Табу на смерть, таким образом, оказывается снято…
Я ж его любила…
Теперь о различных зависимостях, которые присутствуют в жизни суицидентов, да, пожалуй, у многих из нас. На первом месте у самоубийц наркотики, алкоголь как поддержка самого себя в этом состоянии. Принял и… пошёл. Михаил Игоревич сообщил, что в случае с деструктивными интернет-группами дети в момент самоубийства были в наушниках. До последнего они слушали определённую музыку, какие-то установки.
Есть ещё интернет-зависимость. Психолог рассказал случай из практики. Одна пациентка пришла к нему с явным нежеланием жить: «Мой любимый смертельно болен, умирает. Я не буду жить без него». Во время разговора выясняется, что возлюбленного она и в глаза не видела: общаются в Интернете. Психолог спросил, хотела ли она с ним встретиться. Хотела. «И как только вы захотели встречи, он сразу же заболел?». «Да, он сказал, что не хочет, чтобы я его видела в таком состоянии».
Хасьминский попросил позвонить «тяжело больному» немедленно и согласиться на все условия «в любом ты виде мне дорог, хочу встречи». «Возлюбленный» отказал, что и предполагал психолог. Пациентке пришлось объяснять, что этот человек попросту доводит её до самоубийства. А, возможно, он ненормальный, и, вообще, может, это престарелый извращенец. Вердикт специалиста: вера в образ, в то, во что пациентка хотела верить. Поэтому и взрослым надо быть острожными в сетях.
По вопросу соцсетей из зала прозвучал вопрос: «Моей дочке 10 лет, можно ли разрешать ей заводить свою страничку в соцсетях?».
– В 10 лет дети ещё и писать без ошибок не умеют. Они не умеют фильтровать контент. Переходят по ссылкам на различные сайты, где порнография и прочее. Зачем им страницы в соцсетях? Потому что все заводят? – спросил психолог. – Объясните ребёнку, что он – не все. Если все будут бегать по улице голыми, то и он побежит? Мы же не даём детям ключи от машины или не отправляем их играть на стройке, где опасно. В Интернете можно приобрести какие-либо навыки? Запомните, что здесь идёт речь не о приобретении каких-либо навыков, речь идёт об информационной безопасности вашего ребёнка.
Удивило специалиста по суицидам и то, что в соцсетях существуют группы, где школьник может посмотреть домашние задания, которые выкладывают учителя:
– Хотелось бы увидеть людей, которые поощряют заведение детьми страниц в соцсетях. Никто не думает об опасности!
Кого растим?
Много приходится слышать: «Я хочу, чтобы у моего ребёнка было всё». С таким подходом кризисный психолог не согласен:
– В таком случае взращивается пуп земли. Изнеженный, гордый, амбициозный, с высоким уровнем самооценки. Но такого в реальности не воспринимают. Куда он идёт? В Интернет! Крутой парень регистрируется под ником и начинает взращивать свою гордыню, а это может привести к психологическим, психическим расстройствам. Не задумывались, что в психиатрических больницах сплошь великие люди разных времён. Сейчас Наполеонов стало мало, но появились современные политики. Был у меня пациент – главный психиатр Вселенной.
Хасьминский настоятельно рекомендовал не делать из детей свет в окошке, не «топить» ребёнка в роскоши и благах, не создавать эгоистов и потребителей, который будет думать, что все вокруг ему должны. Не надо повышать до неимоверных высот самооценку ребёнка, человек должен трезво смотреть на себя. Развивайте чадо в целом, а не его мнение о себе, которое может привести куда угодно.
Говорить без страха
За все дни семинара в Чите Михаил Игоревич несколько раз повторил, что говорить с детьми о суицидах мы не умеем. Надо учиться, а не бежать от этой темы как от огня. Вот несколько советов от психолога. Если ребёнок говорит, что он не хочет жить, расспросите его о том, что же стало причиной высказанного. Тут надо объяснить, что жизнь даётся лишь раз и назад после суицида вернуться нельзя. Надо понять, чего хочет ребёнок, важно понять, не манипулирует ли он вами (таких много). Говорите с детьми о сложных вещах: о смерти, о жизни, о любви и прочем. «Взрослые» темы дают прекрасный профилактический эффект при суицидальном поведении (если таковое имеется). Михаил Игоревич порекомендовал посмотреть вместе с ребёнком фильм «Себя убить нельзя» (можно найти в Интернете). Глубокое впечатление гарантировано.
А вот социальным педагогам, психологам, учителям Михаил Хасьминский более подробно рассказал, как разговаривать с человеком, желающим совершить суицид.
– Главное – разговаривать с ними цинично. И ни в коем случае в ваших глазах не должно быть страха. Если он будет и его увидит суицидент – вы проиграли, он будет вами манипулировать.
В своих беседах с задумавшими самоубийство Хасьминский озвучивает способы ухода из жизни с точки зрения специалистов, и с точки зрения их последствий. Никакой эстетики, которую зачастую видят самоубийцы, в смерти нет: «Я такой красивый буду лежать в гробу, и все будут рыдать».
Суицид – страшная боль, долгое и мучительное умирание. Если выжил – последствия печальны: можно остаться инвалидом, после попытки самоубийства человека ставят на учёт в психдиспансере. В дальнейшем это помешает при устройстве на работу, получении водительского удостоверения… Обо всём этом нужно сообщить суициденту.
Далеко не игры
Появление «групп смерти» в социальных сетях всколыхнуло общественность, ведь результатом их воздействия на неокрепшие умы стали суициды. Первое, на чём делает акцент Хасьминский, – ни в коем случае нельзя называть такие группы игрой:
– Это информационное оружие, деструктивные действия. Это преступление. Игра – это нечто увлекательное, ассоциируется с чем-то хорошим, интересным. Убийство детей нельзя назвать игрой.
Как начать разговор о таких группах? Психолог советует не начинать это словами: «Маша-Петя, а ты знаешь, что существует такая-то группа?», – и рассказывать о том, где всё это есть, и что ходить туда ни в коем случае нельзя. Это вызовет ещё больший интерес, и чуть позже ребёнок обязательно посмотрит, что это за загадочные группы.
Названия этих деструктивных групп лучше вовсе не упоминать. Говорить надо о мерах предосторожности. Рассказывать, кто эти люди, которые хотят стать «друзьями», либо которых дети находят сами. В реальности мы без конца повторяем, чтобы дети не знакомились с людьми на улице, не садились в чужие машины и так далее. Но почему мы не ограждаем детей от виртуальной реальности – мир анонимности, где подонков гораздо больше, чем на улице? Объясните чаду, что нехорошие люди в Интернете прекрасно умеют подстраиваться: говорить нужные слова поддержки, обещать что-то, становиться «своими в доску», обсуждают что-то общее и интересное, угождают и стараются понравиться.
Нужно рассказать ребёнку, что же будет в результате такой «дружбы». «Товарищ» узнаёт о своей жертве всё, нащупывает слабые места, возможно, некий компромат. Это позволяет манипулировать ребёнком, начинаются приказы, угрозы, шантаж. «Другу», возможно, нужны деньги, информация о таких же глупых ребятах, это могут быть и фотографии определённого содержания, всего хуже – доведение до суицида. Знакомый незнакомец обязательно вложит в голову ребёнку новую «программу»: навязывание мысли, что жизнь не имеет ценности, и распоряжаться ею можно как заблагорассудится, и, вообще, жизнь отвратительна. Происходит обесценивание жизни.
Учите детей не вступать в контакт с анонимами, незнакомцами, учите их не выполнять ничьих заданий («Ты же сильный и не прислуга»). Научите смеяться над шантажом сразу, как только он появился со стороны «друга».
Обязательно сообщите детям номера телефонов, куда он может позвонить в случае чего. Это может быть полиция, телефоны доверия для детей.
В беседах с учителями специалист по суицидам отметил важную деталь: дети, которых удалось из «групп смерти» вытащить, не получают в дальнейшем реабилитации:
– Этот вопрос никто не ставит, а ведь дети имеют психологические травмы, что может привести к очередному кризису, и ребёнок может попасть в более опасное место.
Настрой на жизнь
Единственным выходом в ситуации «моды» на самоубийства Михаил Хасьминский видит в обращении к традиционным духовным ценностям:
– Если человек не понимает ценности своей жизни, то ничего мы не придумаем. Нужно укреплять систему ценности. С «группами смерти» всё закончится, но начнётся что-то более страшное.
Именно деструктивное поведение со своей программой самоуничтожения приводит к самоубийству, и его надо искоренять. Делать это психолог предлагает с помощью своей программы «Превенция деструктивного поведения». Она подразумевает слаженную работу экспертов (психологов, психиатров, спецслужб, СМИ, священников, органы опеки и попечительства). Как работает программа, Хасьминский озвучил на итоговой встрече с уполномоченным по правам ребёнка в крае, представителем министерства образования, полиции, прокуратуры и других специалистов. Однако оказалось, что многие пункты этой программы в Забайкалье работают (пусть и не на 100%). По словам замминистра образования, науки и молодёжной политики Натальи Шибановой, наша программа работает уже пять лет и приносит успехи (суицидов среди детей стало меньше). И всё-таки решено заимствовать некоторые позиции в краевую программу по профилактике суицидов.
Ответ на загадку
Вернёмся к традиционным духовным ценностям, которые оказались вымыты, опорочены, забыты… Остались мы без фундамента, не стало идеологии, смыслы потерялись – не стало ресурсов, за счёт которых можно решать проблемы. Различают ли сегодня взрослые добро и зло, понимают ли, что они могут дать своим детям? Жизнь обесценилась, её можно прекратить, просто накинув верёвку на шею. Но кто дал это право? Чем мы заполняем пустоты в душах? Да чем угодно: тягой к красивой жизни, удовольствиями, сомнительными увлечениями…
А теперь ответ на загадку, которую я привела в самом начале материала. Приличная разница в количестве суицидов в Еврейской автономной области и Ингушетии объясняется не различным социально-экономическим положением, не плотностью населения. Всё дело в наличии сильных традиционных ценностей. В Ингушетии нет ни домов для престарелых, ни детских домов. Ингушетия зрит в корень, бережёт свой народ, тем и сильна.
Телефоны для обращений по вопросам защиты детей от информации,
побуждающей к причинению вреда здоровью и самоубийству:8 (3022) 28-52-36, 8-964-470-08-80 Главный специалист-эксперт министерства
образования Забайкальского края Швец Наталия Владимировна8-914-438-90-50 ГУ «Забайкальский краевой Центр психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья»8 (3022) 20-01-31, 20-01-75 ГУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «ДАР» Забайкальского края8 (3022) 40-14-83 Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»
8 (3022) 23-55-66 Единый телефон доверия УМВД России по Забайкальскому краю
8 (3022) 28-27-86 Телефон доверия Следственного комитета Забайкальского края
8 (3022) 28-39-60 Телефонная линия «Ребёнок в опасности»
http://www.pobedish.ru/ Полезный ресурс – сайт «Победишь.ру»
Все материалы рубрики "Темы"
Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№22 (1454) // 31.05.2017 г.
0 комментариев