Степная жемчужина Китая 3-5 июля блистала разноцветьем огней и лиц. В 14-й раз Маньчжурия принимала участников Северной международной научно-технической выставки. Сошлись ли на маньчжурском форуме техника и наука, к чему здесь угощали мороженым и колбасой, и кем из забайкальцев был очарован посол Мальдив в КНР, своими глазами наблюдал главный редактор «ЧО» Николай Черняев.
Армия маленьких человекоподобных роботов синхронно пускается в пляс. В главном выставочном павильоне, а всего их три плюс площадка под открытым небом, – научно-технические достижения разных стран. Надо ли уточнять, что почти все – Made in China.
Роботы китайской корпорации Ubtech демонстрируют отточенные танцевальные движения, а я почти хватаю за рукав представителя компании:
– А что они могут ещё?
Хитрый глаз менеджера загорается, и он долго перечисляет преимущества гуманоидов «Альфа», а переводчик старается не пропустить ни слова.
Это уже даже не игрушка – член семьи, который умеет разговаривать, петь, танцевать, имитировать движения человека, выполнять акробатические трюки и даже обладает способностью учиться. Боюсь даже представить, чему они там ещё могут эту машину обучить, – слишком уж реальны маленькие железные человечки.
Пора ретироваться с площадки – менеджер пытается мне чудо-робота сбыть. «Всего-то» за 125 тысяч в пересчёте на рубли. Батюшки, да откуда у нашего брата такие карманные!
– Зато не одиноко зить. Не надо ни сапака, ни зена, – подхватывает рекламу переводчик.
Заманчиво, ничего не скажешь. И всё-таки делить жизнь с гуманоидом я пока не готов даже морально.
Поняв вдруг, что перед ним не бизнесмен и не потенциальный покупатель, менеджер тут же угасает, как прогоревший фитилёк. Перед каждым вот так попляши. Роботов тут не меньше сотни. Глядишь, уедет парочка-другая в Россию, если отыщется тот, кто и впрямь от жены устал – ею-то со смартфона не
науправляешь, как этим электронным смышлёнышем.
Мужья, которые к жёнам с пиететом, прицениваются к другой разработке. По окну скользит робот-мойщик компании Hobot. Вот он спускается по стеклу, удаляя грязь. Кататься так в разные стороны будет, пока всё полотно не засверкает.
Прилепила хозяюшка своего помощника к окну – включила – ушла заниматься своими делами, а вернулась – окошечко чистое, у робота перекур.
Цена агрегата – в районе 20 тысяч рублей. Сам видел: парочку штук русские мужики, что при костюмах и галстуках, с выставки понесли. Порадуемся же за их спутниц в России.
А эту новинку из Китая на себе не увезёшь. Будем знакомы: окно небьющееся, да к тому же мгновенно белеющее, как будто к нему прислонили белый лист (нажал кнопочку – и полная светонепроницаемость без штор).
Сколько представитель компании ни колотил по нему молотком, по стеклу не пошла ни одна трещина. Я, конечно, ему как честному человеку поверил, но перепроверить не отказался.
И вот в руках не молоток – молотище. Удар! Ни царапины. Китаец подначивает: мол, можно бить сильнее.
Ну, раз дан карт-бланш, буду колотить. Сами напросились.
Не со всей мочи, скажу честно, но со старанием пару раз бью по окну. Встреча с железом запоминается стеклу маленькими, едва заметными точками.
Всё, эксперимент сворачиваем, пока эти точки не обернулись непредвиденными дырами в моём бюджете. Возвращаю эту почти кувалду хозяину – пусть колотит с упоением сам. Собственное окно, наверное, и расхлестать не жалко – на хлеб не заработаешь, так зрелищем людей обеспечишь.
У стенда компании WuYi новое представление. Манят на них встать и поехать гироскутеры – изящные самоездящие платформы с колёсами по бокам.
Менеджер Джой Чжунь нахваливает товар и просит называть себя на американский манер Джеком. Жил бы в Маньчжурии – был бы Эдиком или на худой конец Сашей, но он же с юга Китая. Где его Цюаньси, а где любовь к русским именам.
На отменном английском Джек утверждает, что скорость движения гироскутеров по городу – 10 км/час. Едва успеваю понять, что это два раза быстрее, чем у рядового пешехода, как мои ноги уже на платформе: когда ещё, если не сегодня!
Дай, Джек, на счастье… И заботливый китаец протягивает руку – новичку важно научиться сохранить баланс.
И вот я уже оторвался от учителя, а ноги сами срастаются с аппаратом, и он не только едет, но и поворачивает, когда надо.
Признаюсь, катить получается не сразу, но – еду. Потаённое эго празднует: ни у кого из нашей делегации не выходит даже постоять на «самокате» несколько секунд. Учитесь, братцы!
Детский восторг манит обратно к стенду. Самый недорогой гироскутер WuYi можно забрать за 5,5 тысячи рублей.
Горячее желание вернуться в Читу с новомодным устройством остужают воспоминания о наших улицах, тротуарах и площадях – на них пешком-то все ноги отобьёшь, какое там – на работу на гироскутере.
Но не стану же я плакаться иностранцам на наши дороги – какие ни есть, а свои. Нет, спасибо, «корефаны», не люб мне ваш чудо-агрегат: ездит тихо, поворачивает так себе, заряжать устанешь. Да и вообще, у нас с советских времён свои самокаты имеются, не хуже, понимаешь.
Чем подсластить досаду? Но есть счастье! Читинские журналисты выстроились у стенда с маленькими стаканчиками. В них йогурт, какого мы ещё не пробовали. По вкусу – не сладкий кефир, а топлёный пломбир.
Корреспондент ГТРК «Чита» Татьяна Окладникова пытает представительницу компании из города Уланчаб (Внутренняя Монголия, КНР), чем же продукт полезен. Ван Цзя Шан уточняет, что он исключительно натуральный, положительно влияет на пищеварение. Достижение, в самом деле.
Но даже если йогурт был бы ужасно вреден, мы бы не отказались снять пробу ещё – очень уж вкусен. Кстати, найдётся ещё стаканчик для руссо туристо?
А у стенда Института съедобных грибов из г. Шаньси (Центральный Китай) даже не ждут наших вопросов – сами просят попробовать их пилюли из грибного порошка. В стеклянных баночках красные, синие, жёлтые таблетки – БАДы. Богатые белками и аминокислотами, они, если верить их производителю, понижают сахар и холестерин, укрепляют иммунитет.
Пробую одну. Тает во рту конфетой. Главный редактор «ЗабРаба» Алексей Будько вслед за мной тоже глотает пилюльку. Видя благодушие на наших лицах, китайцы выдают по паре баночек на брата в качестве рекламного презента.
Не знаю, как там насчёт иммунитета, но и через полчаса, и на другой день Алексей Викторович будет утверждать, что настроение эти грибные препараты поднимают определённо.
Надеюсь, всё же не БАД тому причина, но настроение моё, и без того недурное, стало ещё лучше в соседнем павильоне. Здесь мы познакомились с улыбчивой китайской красавицей.
Бен Син давно взяла себе имя Софья. Много лет жила и училась в Красноярске, на русском говорит как на родном, почти без акцента. Окончив институт в России, вернулась в Маньчжурию и уже много лет работает переводчиком в маньчжурской торговой компании «И Синь».
– Наша компания уже больше 13 лет занимается экспортом в Россию сельскохозяйственной техники, пищеперерабатывающего оборудования – главным образом для пекарен.
– Это хорошо, но вы так хорошо говорите по-русски, – стараюсь переключить Софью на другую волну. – Россию любите?
– Очень! Обожаю! И бываю часто. Последний раз ездила в марте в Екатеринбург. Вообще люблю этот город!
– А Читу?!
– В Чите у нас тоже очень много друзей, есть клиенты, – дипломатично, без прежнего задора отвечает Софья и демонстрирует свою продукцию.
Пока коллеги присматриваются к экспонатам, я в лёгком огорчении за родной город провожу передислокацию.
Стенд пищевого предприятия «Маньчжулия». Колбасный дух сбивает с ног. Темноволосая женщина в веночке из цветов обезоруживает обаянием.
– Здравствуйте! Не хотите колбаску попробовать?
– Ой, вы русская?!
Есть колбасу не решаюсь. Всё же после йогурта и грибных пилюль… Да и продукт китайский. Пробовали вы когда-нибудь китайскую колбасу?.. То-то.
Читинка Наталья Михнёва, что живёт в Маньчжурии и работает на этом заводике, убеждает, что продукция их натуральнее некуда, готовится только из чистейшего сырья, без каких-либо добавок. Колбаса – как
в Советском Союзе!
В Натальиных глазах такая порядочность, перерастающая в честность, что я пробую сначала один кусочек, потом ещё несколько – разных видов. И впрямь, можно пальчики проглотить. Вкус из советского детства. В российских магазинах такой не торгуют.
– А как вы попали сюда? – пытаю Наталью.
– А кому мы в России после 55 лет нужны? – отвечает она вопросом на вопрос. – А здесь – при деле. Я работаю кондитером, пеку торты, китайцы их любят. Технолог мясного производства – женщина из Ангарска.
– Нравится здесь?
– Очень нравится! У них много современных интересных технологий! Оборудование очень хорошее! Помещения чистые, просторные! В цехах никто никому не мешает! Намного легче работать, чем в России! Одно удовольствие!
– Но рецептура-то, наверное, наша? – пытаюсь я как-то повернуть разговор и реабилитировать Родину.
– Вы знаете, у них своих рецептурных находок много, – Наталья стоит на защите нового работодателя, как стойкий китайский солдатик.
Ван Сян Чже даже не защищается – нападает. Большой фанат русской еды, особенно той, что с холодком, едва ли не под руки ведёт к своему стенду. Сегодня он самый крупный поставщик мороженого в КНР, а стенд его – самый яркий в павильоне, весь в картонных красных башенках и золотых куполах. А-ля русский стиль «на выданье».
Ван говорит на русском:
– Первая палочка русский мороженого я возил в Китай. Семь лет назад. В Маньчжурию. Сейчас 40 город в Китай со мной работает. Очень нравится русский мороженое! Мы в России с 13 заводов работаем. Сегодня уже 400 видов мороженое из Новосибирска, Омска, Красноярска. Мы, короче, до сих пор уже почти 100 фур ввозили сюда, в этом году – 20.
Новый друг не скупится угостить всю нашу делегацию завозным товаром из Сибири. В стеклянном павильоне воздух раскалён как в теплице, и ледяное, из самого нутра холодильника, мороженое на время искупает грехи архитекторов. Да окупится ваша щедрость, Ван Сян Чже!
Жара угнетает. Особенно если твой товар – шоколад ручной работы: плетёные из шоколада корзинки, причудливые куколки, звёздочки, сердечки, бутылочки, цветочки.
Предприниматель из Читы Галина Скворцова приехала на выставку в первый раз. Китайская сторона не просто приглашает, а оплачивает проживание, питание, место в зале – вот и решилась создатель мастерской шоколада ручной работы показать себя в Маньчжурии.
Но Галина Викторовна сейчас выглядит несколько растерянно. Посетителей в первые часы нет, а шоколад тает на глазах.
– А какие у вас ожидания от выставки, если честно? Товар-то особенный, – обращаюсь я к ней, оценивая мимолётную красоту сладкого прилавка и смахивая испарину с запечённого лба.
– Хотелось бы продать. Чтобы обратно домой не везти, – с надеждой смотрит она на меня, спасая себя и товар веером.
Увы, эта надежда растаяла, как и шоколад. На обратном пути в Россию мы встретились с Галиной на таможне. Домой она везла уже не изделия ручной работы, а шоколадные слитки.
Другой шоколатье из Читы – Василий Новиков – в Маньчжурии свою продукцию тоже не реализовал. Его «Шоколадная слобода» уже 1,5 года выпускает в Чите шоколад премиум-класса, в котором нет ни шоколадной глазури, ни пальмового масла и продаётся по цене от 150-180 рублей за плитку.
– Китайцам нужен дешёвый шоколад, а наш – для ценителей. Хороший шоколад не может стоить дёшево, – спокойно оценивал перспективы своего участия в выставке Василий и… просто раздал все привезённые запасы. Пусть знает Китай: Россия – щедрая душа! А как будто не знает, как будто не знает…
Словно вылит из шоколада темнокожий улыбчивый человек, прогуливающийся по павильону слишком уж приметно. Вот он пожелал сделать фотографию с корреспондентом «Чита.Ру» Ксенией Зиминой, и красавица из России внешности больше индийской, чем славянской, белозубому азиату не отказала. Политически зрелый шаг. Шоколадный человек оказался послом Мальдив в КНР. Если чем он тут и торговал, то точно своей экзотической внешностью.
Более 20 провинций, больше 200 участников. Интеллектуальная система «Умный дом», макеты солнечных станций, механический веник, кухонный комбайн, способный перемолоть 5 кг мяса за две минуты, завалы ковров, носков, одежды из Монголии, хлебобулочных изделий и подсолнечного масла из России, а на улице – десятки образцов новейшего производственного оборудования и техники КНР. На такой масштабной выставке любому участнику с двумя бутылочками какой-то жидкости у пустого стенда было бы не совсем уютно.
Но только не филлипинцу.
Джулиус Кейсер, региональный директор компании Dost, привёз в Маньчжурию вино из кокоса и риса. Обрадовались было: вот оно – достойное завершение экспозиции! Однако ж пробовать у Джулиуса оказалось нечего: он доставил из далёких Филиппин именно эти две бутылочки, а без ценных экспонатов мы его оставить не смели.
Похвалили напиток без проб. За красоту идеи.
– Добро пожаловать на Филиппины! – прощался Джулиус.
Неловкость ситуации его вовсе не смущала, он широко улыбался, много говорил, щедро раздавал визитки, надеясь установить долгосрочные партнёрские связи демонстрацией двух непочатых бутылочек. И, такое ощущение, был уверен, что всё же прилетел за тысячу километров со своих островов не зря.
Не этой ли убеждённости в победе не хватает нашим товаропроизводителям, которые не едут в Маньчжурию и за 500 километров? Ну не хлебом же и шоколадом единым славен наш Забайкальский край.
Ещё себя покажем?
Читать также:
Город, где живёт счастье
Давайте дружить редакциями
15 причин поехать в Маньчжурию этим летом
Продаётся Россия
Маньчжурский дацан
Маньчжурия днём и ночью
Николай Черняев
Фото автора и Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№28 (1460) // 12.07.2017 г.
0 комментариев