Главная / Авторы / Ольга Харчева / У вас есть право
У вас есть право
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей


Ежегодно в Чите в рамках праздника проводится череда полезных и интересных мероприятий, главная цель которых – информирование широкого круга потребителей, знакомство их с новым в законодательной базе, помощь в решении возникших проблем. Об этом и не только – начальник городского управления потребительского рынка Ольга Овдина.

Ольга Петровна, давайте для начала напомним читателям, с какого времени отмечается Всемирный день защиты прав потребителей?

– Этот праздник отмечается во всём мире с 1983 года. В России закон о защите прав потребителей был принят в 1991 году, широко отмечать День защиты прав потребителей начали с 1994 года. Все структуры, в полномочия которых входит защита прав потребителей, стараются в честь этого события провести наиболее интересные и массовые информационно-разъяснительные мероприятия. Так будет и в 2018 году.

Ежегодно праздник проводится под определённым девизом. В 2018 году он звучит так: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Хочу отметить, что цифровые услуги уже не первый год звучат в девизе. Так, в 2017 году был предложен слоган: «Потребительские права в цифровую эпоху». Современные технологии всё больше входят в повседневную жизнь. Многие из нас оплачивают услуги ЖКХ, мобильной связи, совершают покупки с помощью Интернета. И чтобы у людей не возникало проблем, чтобы потребители обладали набором базовых неснижаемых прав, проводим информационно-разъяснительную работу.

Каждому потребителю для приобретения того или иного товара через Интернет или заключения договора на оказание услуги нужно обладать чёткой, ясной информацией для принятия обоснованного решения. И это не зависит от того, выбрали вы свой товар в Интернете или в магазине. Потребителю должно быть понятно, кто в каждом случае несёт ответственность за поставку товара и его дальнейшее использование. Особенно важно это знать, если покупатель приобретает товар в одном месте, а доставку осуществляет другая организация. В любом случае за «цифрой» будущее, и все мы должны быть предельно грамотными в этом направлении.

Давайте подробнее расскажем об остальных мероприятиях месячника потребительской грамотности этого года.

– Традиционно проводим горячую линию. Как показывает практика, это очень действенное мероприятие. В этом году она начала работу с 12 марта и продлится до 19 марта включительно. Позвонив по номерам 32-52-87, 35-60-83 в рабочее время, все желающие смогут задать интересующие вопросы, касающиеся соблюдения законодательства по защите прав потребителей в сфере бытовых услуг, продажи товаров народного потребления. Зачастую к нам поступают вопросы, не касающиеся напрямую нашей работы. Тогда мы даём контактные телефоны ведомств, которые могли бы помочь. Без внимания не остаётся ни одно обращение. Анализируя поступающие звонки, могу отметить, что большая их часть касается претензий к качеству оказания услуг ЖКХ, связи, транспорта.

Если мероприятия проводятся в непосредственном контакте с потребителями, раздаём информационный материал. Это различные памятки, закон «О защите прав потребителей». В этом году планируем провести книжную ярмарку на железнодорожном вокзале станции Чита-2. Предварительно обратились к представителям книжных магазинов, чтобы они подобрали информационную литературу, которая могла бы заинтересовать покупателей и пригодиться им в дальнейшем.

Второй год подряд в нашем городе будет работать «потребительский экспресс». В городских троллейбусах и многих маршрутных такси установлено рекламное телевидение. С помощью этого ресурса в течение месячника будем демонстрировать на телеэкранах слайды, другой информационный материал, касающийся прав потребителей.

Для живого общения с населением специалисты управления выйдут на улицы города, чтобы провести экспресс-опрос. Нам интересно, знают ли забайкальцы структуры, которые обязаны защищать их права как потребителей, слышали ли они о Дне защиты прав.

Как Вы думаете, будут ли горожане отвечать правильно?

– Уверена, что большинство земляков ответит грамотно. Если брать статистику наших обращений, то их количество, по сравнению с прошлыми годами, постепенно снижается. Это не связано лишь с тем, что на прилавках появляются более качественные товары. Прежде всего это напрямую доказывает, что сами потребители стали грамотнее и способны отстоять свои права самостоятельно, на месте. Если не получается решить всё добровольно, тогда обращаются к нам.

В рамках месячника мы впервые организуем акцию под рабочим названием «Ящик доверия». Она пройдёт в Железнодорожном районе. В холле вагоноремонтного депо будет установлена урна, в неё все желающие работники предприятия смогут опустить письменно оформленные вопросы. Предварительно состоится встреча с коллективом, тестирование и небольшая лекция о защите прав потребителей.

В Ингодинском районе организуем площадку «Территория знаний». Мы будем работать напрямую с представителями предприятий торговли, предпринимателями на знание ими основ закона «О защите прав потребителей».

Затем мы выйдем в многофункциональные центры (МФЦ) города. Это тоже проводится не первый год. Как правило, в МФЦ всегда много посетителей. Для всех желающих будем давать консультации по защите прав потребителей. Разработан график нашей работы в каждом МФЦ.

Потребительскую грамотность надо прививать с детства. Плотно работаем и со школьниками. В прошлом году дети принимали участие в конкурсе рисунков, до этого в разные годы были анкетирования, викторины. В этом году мы выбрали три школы Черновского района и хотим там провести конкурс на лучший эскиз эмблемы ко Дню защиты прав потребителей. В одной из школ Центрального района Читы пройдёт викторина «Должны все знать».

Проведение месячника не отменяет ежедневной работы с предпринимателями и потребителями. Поделитесь её результатами.

– В 2017 году отдел по защите прав потребителей управления потребительского рынка больше всего зафиксировал жалоб на торговлю. А здесь больше всего претензий (65%) на непродовольственную группу товаров, в первую очередь на сложнобытовую технику: телефоны, телевизоры, фотоаппараты. На втором месте – сезонные товары: верхняя одежда, обувь. На продовольственную группу товаров поступает 12% всех жалоб. Жалоб, которые рассматриваются с положительным результатом, т.е. в добровольном порядке, становится всё больше. В каких-то случаях проблема решается уже после консультации в нашем управлении, до судов дело не доходит. Это радует. При необходимости мы помогаем составлять претензии, оказываем помощь при оформлении искового заявления.

Уважаемые земляки! Поздравляю вас с наступающим праздником, желаю быть грамотными потребителями и приглашаю принять участие в наших мероприятиях. Если возникнут проблемы, приходите к нам в управление по адресу: ул. Чайковского, 28, кабинет №3. Звоните по телефонам: 32-52-87, 35-60-83.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Беседовала Ольга Харчева
«Читинское обозрение»
№11 (1495) // 14.03.2018 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net