«Олимпиада закончилось. Нужно готовиться к следующей», – говорит Геннадий Ковалёв, Почётный гражданин Читинской области, заслуженный мастер спорта СССР по биатлону, мастер спорта по лыжным гонкам, чемпион мира в эстафетной гонке, руководитель региональной федерации биатлона, а ныне – старший тренер спортивной школы олимпийского резерва по биатлону Забайкальского края. С ним мы говорим о том, способно ли сегодня Забайкалье вырастить чемпионов по биатлону и лыжным гонкам и в каких условиях делают свои первые шаги в спорте юные забайкальцы.
Геннадий Иванович, так стоило нашим спортсменам ехать в Корею?
– Молодцы, что поехали. Пусть даже не полным составом. Несмотря на сложные условия, которые создали чиновники из Международного олимпийского комитета, наши атлеты выступили выше всяческих похвал. Самую большую лепту внесли лыжники, и это притом, что выступали практически юниорским составом. Олимпиада закончилась. Нужно готовиться к следующей.
Как наш край примет участие в этой подготовке?
– Я всегда говорю, что в сборную России спортсмены прилетают не с Марса – будущих чемпионов выращивают в детских спортивных школах. Проблема в том, что в условиях плохого финансирования эти школы оказались в нищете, они вынуждены выживать, особенно в Забайкальском крае. Деньги выделяются только на зарплаты работникам и на оплату коммунальных услуг. Средств не хватает на выезды, на питание ребят, на спортивную экипировку.
В чём первопричина?
– Большой урон спортивной отрасли Забайкальского края нанёс Роман Ларионов – бывший министр спорта края. Он оказался человеком, далёким от спорта. То, что он окончил спортфак, ещё ни о чём не говорит.
Справка «ЧО»
Роман Ларионов – министр физической культуры и спорта Забайкальского края с ноября 2013-го по февраль 2016 года
Ларионов допустил две серьёзные ошибки. Во-первых, с 1 января 2014 года все детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва перевёл под крыло краевого министерства спорта, ранее они подчинялись министерству образования. Во-вторых, уволил ряд директоров спортшкол, в том числе меня в декабре 2014 года. Увольнял без объяснения причин с формулировкой по «служебной необходимости». Вместо профессионалов подбирал людей, как говорится, под себя, не способных возразить, высказать своё мнение.
Большой урон спортивной отрасли Забайкальского края нанёс Роман Ларионов – бывший министр спорта края. Он оказался человеком, далёким от спорта. То, что он окончил спортфак, ещё ни о чём не говорит.
Спортивная школа по биатлону, пока находилась под опекой министерства образования – с 2003 года и до момента передачи её минспорту в 2014 – была одной из лучших в России. С 2007 года выпускники школы ежегодно входили в состав национальной сборной, участвовали в российских и международных соревнованиях. Удалось наработать большой организационный опыт, сформировать коллектив единомышленников, высоко профессиональный тренерский состав.
Не было такого, чтобы выезжали на соревнования только за счёт родителей воспитанников?
– Нет. А после передачи школы в ведение минспорта ситуация ухудшилась – резко урезали финансирование. Сгорела лыжная база и инвентарь, погиб ребёнок. На соревнования выезжали редко и в основном за счёт родителей.
Началась чехарда со сменой директоров: Алексей Пляскин, Юрий Кожевников… Череда скандальных историй, связанных со школой, обескровила забайкальский биатлон.
Вы имеете в виду скандал с хищением и продажей патронов в Монголию, подделкой документов?
– Да. Дети расходовали на тренировках по 250 малокалиберных патронов вместо положенных 600, которые были зафиксированы в ведомостях. Я делал запрос в УБЭП, знакомился с материалами дела. В итоге, несмотря на показания воспитанников школы, в возбуждении дела было отказано, потому что главный подозреваемый отрицал факт хищения патронов.
Деньги, выделенные из внебюджетных источников, по документам тратились на приобретение спортивного инвентаря, которого в глаза никто не видел.
В 2014-2015 годах из школы уволились девять квалифицированных тренеров, на их место пришли люди с уровнем школьного учителя физкультуры, способные обеспечить только общефизическую подготовку. Качество подготовки детей, спортивные результаты резко снизились.
Тем временем строчились липовые отчёты в Москву, биатлон как базовый вид спорта края получал поддержку. Например, по бумагам за этот период было будто бы подготовлено спортсменов 2-го и 3-го разряда больше, чем всего воспитанников в школе. В результате несоответствия отчётов и реальных результатов мы лишились финансовой помощи на биатлон от федерального минспорта.
С момента увольнения и до лета 2017 года я ни разу не был в школе. Когда с приходом нынешнего директора Сергея Дмитриева я вернулся на тренерскую работу, то пришёл в ужас.
Гостиницу для размещения детей разграбили и приспособили под склад. Из неё исчезли раковины, душевые кабины, унитазы, канализация не работала, приходилось пользоваться уличным туалетом. Даже металлические кровати, на которых спали участники сборов, умудрились сдать в металлолом. Десять ведущих биатлонистов переехали в другие регионы.
Вы пытались прежде как-то повлиять на ситуацию, привлечь внимание руководства края?
– Ещё в 2012 году президент России высказал идею о передаче школ олимпийского резерва из ведения министерства образования в ведение минспорта. Пока губернатором был Равиль Гениатулин, он не торопился исполнять это решение, прислушивался к мнению спортивного сообщества, понимал, что это негативно скажется на системе детско-юношеского спорта. Потом решение вопроса отдали на усмотрение регионов. Когда губернатором стал Константин Ильковский, я встречался с ним и говорил о том, что не стоит передавать школы минспорту, предупреждал о негативных последствиях. Он вроде бы согласился со мной, но решение всё же было принято.
Чем школа живёт сегодня?
– Спасибо Наталье Ждановой за то, что она в числе первых отправила в отставку министра спорта края Ларионова. Новый министр спорта Михаил Радченко пришёл к разбитому корыту и не только в биатлоне. Бюджет министерства с молчаливого согласия бывшего руководителя урезали на 120 миллионов. Что касается школы биатлона, то почти всех ранее уволенных тренеров удалось вернуть на работу. В июне 2017 года пришёл новый директор – Сергей Дмитриев. Практически с нуля приходится восстанавливать гостиницу, столовую, спортинвентарь.
Провели чемпионат края, отобрали команду, вывезли её в Новосибирск на соревнования федерального округа и заняли там третье место, завоевали десять медалей. Такого не было три года. Провели учебно-тренировочные сборы, несколько соревнований в крае, участвовали в финале первенства России. И всё это без привлечения средств родителей учеников.
Стараемся избавить тренеров от решения организационных и хозяйственных вопросов, дать возможность сконцентрироваться на повышении спортивного уровня воспитанников.
Транспортный вопрос решили?
– Свой транспорт для спортшколы – необходимость. До моего увольнения с поста директора в школе было две «Газели» и один большой автобус. Это позволяло дважды в день бесплатно доставлять в школу на базу «Орбита» порядка 160 детей и семь тренеров, живущих в Чите. Автобусами вывозили детей на соревнования по всему краю и за его пределы, проводили «Арахлейский марафон». Деньги на бензин выделялись из бюджета края. Летом 2017 года автобус сгорел, а «Газели» по техническим причинам эксплуатировать запретили. Спортшкола осталась без транспорта.
Министр Радченко сумел выбить деньги из внебюджетных источников и закупить два автобуса «Форд», один из них передали школе биатлона. Правда, автобус мы получали на летней резине и без топлива. Родители юных спортсменов жаловались во все инстанции, поднялась шумиха, к проблеме удалось привлечь внимание. Нашлись спонсоры. Предприниматель – один из депутатов Думы Читы – купил для спортшколы 2,5 тонны солярки, а через краевую федерацию биатлона приобрели зимнюю резину. Но солярка скоро закончится, а в бюджете денег на её закупку нет.
Что нужно для успешной работы и высоких показателей в спорте?
– Финансирование. Удалось вернуть опытный квалифицированный тренерский состав. Материально-техническую базу постепенно восстанавливаем. Самое главное – есть талантливые дети.
Необходимо закончить строительство и реконструкцию лыжно-биатлонного комплекса, который заметно обветшал. Запустить в эксплуатацию вновь построенное здание лыжной базы вместо сгоревшего в декабре 2014 года. Особая благодарность спонсорам и инициатору строительства Равилю Гениатулину.
У нас на «Высокогорье» идеальные условия для подготовки спортсменов к будущей зимней Олимпиаде в Пекине. Высота – 1100 метров, часовой пояс, климат. Лыжный сезон длится с конца октября и до начала апреля. Но не хватает инфраструктуры, гостиницы нет. Спортсменам нужно жить рядом с базой, чтобы лучше акклиматизироваться, для этого необходима гостиница человек на 60.
Если эту задачу решить в ближайшие год-два, уверяю, члены российской сборной и не только по биатлону приедут к нам на сборы. Спортсмены, туристы из Китая, Монголии будут с удовольствием приезжать, опыт такой уже есть. Уверен: капитальные вложения, профессиональная организаторская работа окупятся здоровьем забайкальцев и хорошими результатами спортсменов.
Для строительства таких объектов нужна воля губернатора и инвесторы, государственно-частное партнёрство. В условиях кризиса многие вопросы можно решить успешно и без огромных бюджетных денег, тут всё зависит от отношения руководства края к спорту.
Все материалы рубрики "Темы"
Беседовал Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№10 (1494) // 07.03.2018 г.
0 комментариев