Резиновый валик скользит по ногтевой фаланге, типографская краска ровно ложится на каждый палец руки. В строгой последовательности прокатываем ногтевые фаланги от левого края ногтевой пластины до правого по бланку дактилокарты. Контрольные оттиски пальцев рук и оттиски ладоней готовы. Так происходит дактилоскопирование. Чтобы узнать чуточку больше об этой процедуре, мы отправились в экспертно-криминалистический центр УМВД России по Забайкальскому краю.
По горячим следам
Дактилоскопия в России – дело добровольное, но только в том случае, если вы не были задержаны по каким-либо причинам. Обязательна процедура для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, налоговой службы, службы судебных приставов, таможни, противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы и других структур, а также граждан, призываемых на военную службу.
– Зачастую в призывные кампании по отпечаткам устанавливаются люди, ранее оставившие следы на местах происшествий, – рассказывает старший эксперт, майор полиции Ольга Соснина.
Каждый след, изъятый с места совершения преступления, сначала сравнивается с отпечатками пальцев и ладоней рук потерпевших, а уж потом направляется на проверку по массивам автоматизированной дактилоскопической идентификационной системы (АДИС) «Папилон». В течение дежурных суток эксперт успевает проверить следы рук, изъятые с мест преступлений всего города и края. Это позволяет раскрывать большое количество преступлений по горячим следам.
И в дождь, и в снег
Ольга Васильевна вспоминает, как несколько лет назад было раскрыто убийство, в котором не было для сотрудников уголовного розыска никаких зацепок. Преступление произошло в дождливую погоду, когда следы искать – всё равно что иголку в стоге сена. Но профессиональный эксперт превзошёл себя и обнаружил следы на отогнутом уголке профлиста на заборе. Каким чудом он там сохранился – непонятно. Несмотря на плохое качество следов, эксперту удалось установить человека, их оставившего. Преступление было раскрыто.
Или недавний случай. При совершении тяжкого преступления преступник незначительно наследил. Когда подозреваемый был задержан и дактилоскопирован, было установлено совпадение его отпечатка пальца и следа руки, изъятого с места преступления, а при проверке дактилокарты подозреваемого – и его причастность к аналогичному преступлению, ранее совершённому в Чите.
Оставь свой след
Для наглядности Ольга Соснина показывает, как обнаружить и изъять след руки с объекта. Для этого она оставляет след пальца руки на полимерной плёнке, обрабатывает плёнку дактилоскопическим порошком, при помощи магнитной кисти, и мы видим, как на плёнке появляется контрастное изображение папиллярного узора пальца руки. Затем изображение следа копирует на дактилоскопическую пленку.
– Когда эксперт работает на месте преступления, он должен быть в перчатках (строгое правило!). Обрабатывать поверхность необходимо очень аккуратно, чтобы не повредить след, – поясняет эксперт.
Все следы рук, изъятые с мест нераскрытых преступлений, отпечатки пальцев и ладоней рук лиц, поставленных на дактилоскопический учёт, хранятся в единой базе данных АДИС «Папилон» УМВД России по Забайкальскому краю. Здесь уже более 780 тысяч дактилокарт. Многие преступления раскрываются спустя какое-то время после их совершения, когда дактилокарты лиц, представляющих оперативный интерес, проверяются по базе.
Спасибо, отпечатки
Не стоит думать, что следы нужно лишь занести в базу, и на экране сразу определится личность преступника. Следы сканируются, кодируются и только потом заносятся в базу. Если они не очень хорошего качества, то в процессе кодировки на экране компьютера эксперт прорисовывает все видимые частные признаки папиллярного узора. Затем след отправляется на автоматизированный поиск по всему массиву дактилокарт и следов. После его проверки на экране появляется список возможных «владельцев». Из всего списка, сравнивая общие и частные признаки, эксперт устанавливает принадлежность следа конкретному лицу. Ошибок быть не должно.
Дактилоскопия помогает и при установлении личностей неопознанных трупов. Кисти дактилоскопируют, дактилокарту проверяют по учётам МВД. Если при жизни неизвестный проходил процедуру и его дактилокарта имеется в базе данных АДИС «Папилон», то личность устанавливается в кратчайшие сроки.
Нунчаки и письмена
Кроме дактилоскопии Ольга Соснина занимается экспертизой холодного и метательного оружия:
– К нам на исследование поступают разные клинковые и неклинковые объекты: кастеты, нунчаки, арбалеты, луки, кинжалы, но чаще всего ножи, изъятые с мест преступлений. В ходе исследования необходимо установить, является ли объект холодным или метательным оружием, к какому типу и виду он относится, каким способом изготовлен.
Эксперт изучает объект, его параметры, соотносит с образцами холодного и метательного оружия, изделиями хозяйственно-бытового назначения, подвергает его экспериментам на выявление поражающих свойств, прочности, удобство удержания в руке.
Отдельное направление – почерковедческая экспертиза. Она относится к числу наиболее распространённых и наиболее сложных видов криминалистических. При производстве экспертизы почерка объектами исследования могут быть документы, выполненные как в обычных условиях, так и в различных непривычных условиях и необычном состоянии. Часто эксперту приходится исследовать рукописные буквенно-цифровые записи и подписи, сделанные изменённым почерком с целью замаскировать себя или намеренно подражать почерку другого лица.
Вот такая интересная и кропотливая работа у экспертов-криминалистов. При раскрытии преступлений она является, пожалуй, одной из самых важных, но её почему-то мало кто из нас замечает. Как и следы преступника, разглядеть и распознать которые способен только настоящий профи.
Все материалы рубрики "Темы"
Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№5 (1489) // 31.01.2017 г.
0 комментариев