Главная / Авторы / Ольга Чеузова / Господа двора
Господа двора
Как стать терпимыми к «не таким, как все»


12-летнюю Олю «бесит» во дворе 9-летний инвалид Матвей. Она прогоняет его из компании детей, оскорбляет, на замечания взрослых реагирует остро, переходя и на нецензурную лексику. За девочку горой мама: «Не читайте моей дочери нотаций!». Дошло даже до рукопашной. Конфликт между двумя семьями назрел в одном из дворов на КСК. Мама Матвея вынуждена была обратиться в полицию и в «ЧО». Член Общественного совета при УМВД по Забайкальскому краю, главный редактор «ЧО» Николай Черняев пригласил в редакцию конфликтующие стороны и заинтересованных специалистов, чтобы попытаться во всём разобраться. И пусть мама Оли на встречу не пришла, польза от разговора несомненна.


Оксана Морозова делится историей Матвея

«Обращайтесь к родителям»
Для начала слово дали Оксане Морозовой, маме 9-летнего Матвея. Он родился здоровым, а в возрасте 1,7 года – скорее всего, после неудачно поставленной прививки – остановился в развитии. Сперва врачи ставили диагноз: аутизм. Теперь: задержка умственного развития. Но ребёнок есть ребёнок – он жаждет гулять на улице, играть, общаться со сверстниками…
Однажды дети играли мячом на площадке, Матвей подошёл к ним, – рассказала Оксана Николаевна. – Активной речи у него нет, может посмеяться, попрыгать – он так общается. Я попросила Олю бросить ему мяч, который бы он вернул. Но девочка резко сказала: «Уберите отсюда своего ребёнка».
Тогда мама Матвея спросила рядом сидящую бабушку Оли, почему она не делает замечания своей внучке, ведь так вести себя нельзя. Бабушка парировала, что мальчик сам лезет к детям.

Через день ситуация повторилась. Оля позволила себе крикнуть на Матвея, чтобы тот не подходил к ней, назвала, мягко говоря, ненормальным. Оксана попыталась с ней поговорить, объяснить, что он ребёнок особенный, не такой, как все, но та выдала как будто заранее выученную фразу: «Если у вас есть какие-то ко мне претензии, обращайтесь к моим родителям». Заплакала и позвонила маме.

Спустя несколько минут из подъезда выбежала мама Оли и, даже не желая ни в чём разбираться, накинулась с обвинениями на родителей Матвея. Общая их суть такова: они должны изолировать своего ненормального ребёнка от других, «нормальных» детей.

«Он меня бесит»
Первая встреча у подъезда ни к чему не привела, мама Оли кричала: «Если ты ещё раз подойдёшь к моему ребёнку и будешь читать нотации, я буду по-другому с тобой разговаривать». Диалога не получилось.

На следующий день история повторилась. Девочка заявила, что Матвей её «бесит», отправила его на чистом русском куда подальше, а на «поле боя» снова появилась мама девочки. На сей раз она стала кричать на отца Матвея, не скупилась на оскорбления, назвала ни в чём не повинного Матвея «экземпляром», предложила водить его за руку, чтобы он и на метр не приближался к нормальной Оле.

На встрече в «ЧО» Оксана Морозова заверила, что она и так ни на минуту не отходит от мальчика во дворе – такого ребёнка не оставишь без внимания, и добавила, что отношение во дворе остальных детей к их ребёнку дружелюбное, никаких конфликтов ни с кем никогда не возникало.

Здесь добавим, что родителям ребёнок-инвалид даётся очень тяжело не только морально, но и материально. Два раза в год Матвею нужно проходить реабилитацию, лечение. Вот уже несколько раз семья ездила на процедуры в Санкт-Петербург, Иркутск – всё за свой счёт, в квоте им отчего-то отказывают.
Квоты, говорят, нам не положены, – уточнила Оксана Морозова. – В центре «Росток» до 2015 года нам делали всё бесплатно, потом за всё стало нужно платить. Бесплатные только занятия по ИЗО, музыкальные какие-то занятия. Теперь один курс реабилитации в том же «Ростке» обходится нам в 15 тысяч рублей.

«Закрой пасть!»
Конфликт во дворе достиг пика в начале августа, когда Оксана Николаевна, поняв, что её не слышат и не хотят даже поговорить, вынуждена была написать заявление в полицию. Она попросила инспектора ПДН провести профилактическую беседу с мамой и бабушкой Оли.

Остро переживая за Матвея, родители Оксаны Николаевны решили, не дожидаясь полиции, сами поговорить с семьёй Оли. Совершенно случайно в это же время во двор по заявлению прибыла и полиция. И пока Оксана Николаевна в своей квартире давала пояснения сотрудникам, обстановка во дворе накалялась. Бабушка и дедушка Матвея пытались объяснить бабушке Оли, что нельзя обижать ребёнка-инвалида, и тут вдруг, со слов Оксаны, сама Оля налетела на дедушку Матвея со словами: «Закрой пасть! Ты кто вообще такой?!». Мужчина от неожиданности рефлекторно поднял руку, чтобы защититься. Это было расценено мамой Оли как попытка ударить ребёнка. Она тут же написала встречное заявление в полицию.

Тогда Оксана Николаевна поняла, что пора обращаться за поддержкой в общественные институты, чтобы найти управу на «господ двора». На помощь пришли «ЧО» и Общественный совет при краевом УМВД.

История Эрика
Присутствовавшая на встрече в редакции Ольга Кузьмина, инспектор ПДН Черновского отдела полиции, рассказала, что семья Оли считается благополучной, девочка хорошо учится, никаких плохих историй в её биографии нет. Визит инспектора, по её словам, в семье восприняли вполне адекватно, впрочем, вины своей не признали, мама только заметила, что немного погорячилась.

Как разрешить конфликт? Елена Краузе, председатель общества инвалидов Центрального района г. Читы, убеждена, что в первую очередь нужно работать с родителями. Поспорить с ней сложно, а от её личной истории бросает в дрожь.

Школа тут не при чём, всё идёт из семьи. У меня самой ребёнок-инвалид. Класс моего сына, Эрика, был дежурным по школе. На перемене он остановил мальчика, на год младше классом, сделал замечание. Тот организовал одноклассников, и после школы они подкараулили Эрика и стали над ним издеваться…

Старший сын Елены Владимировны тоже учится в этой школе. С хулиганами он поговорил сам, немного подержав одного за грудки.


Председатель общества инвалидов Центрального района Елена Краузе и сотрудник пресс-службы УМВД
Забайкальского края Лариса Литвинюк

«Дмитрий Николаевич»
Зачинщик нападения на Эрика оказался мальчиком совсем не из простой семьи.

Я не видела его родителей. Встречалась только с его адвокатами, которые обращались к нему исключительно «Дмитрий Николаевич». К третьекласснику! – рассказала Елена Краузе. – После нападения на Эрика я написала заявление в полицию, провела освидетельствование побоев. На старшего сына адвокаты «Дмитрия Николаевича» тоже подали заявление. Они меня тогда предупредили, что будет всё так, как скажут они.

Разбирательство тянулось долго. Прошло родительское собрание с участием детей, которые публично извинились перед Эриком. Адвокаты же сказали «Дмитрию Николаевичу»: «Держитесь от таких детей подальше. Ну, чему мы вас учим?».

А вот другой случай, произошедший в краевой больнице – реабилитационном центре Первомайска Шилкинского района. Больные, вполне взрослые дяденьки и тётеньки, отказались принимать пищу в одной столовой с инвалидами-колясочниками.

Мне об этом заявил главный врач больницы восстановительного лечения. Якобы, пациенты жалуются, что аппетит у них пропадает от соседства с колясочниками, просили их изолировать, убрать в отдельный зал, – рассказала Елена Краузе. – Пока мы не изменим что-то в голове взрослых, отношение к особенным детям не изменится.

Не первый случай
Вы не первые, – обратилась к Оксане Морозовой на встрече в «ЧО» Лариса Бобылева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ЗабГУ, член Общественного совета при УМВД.

Она напомнила о переходе России на инклюзивное образование, которое предусматривает включённость детей-инвалидов в общее образовательное пространство: особенные дети наравне с другими должны посещать детские сады и школы.

Этот закон вступил в силу несколько лет назад, и до сих пор особенные дети пребывали в детских садах. От родителей в садах тоже поступало много заявлений: «Уберите этого ребёнка из нашей группы!». А уже в этом году поток особенных детей хлынет в школы. Общество к этому не готово, и вы ещё увидите, мы получим ещё больше обращений.

Елена Краузе уточнила, что такие дети есть в школах и сейчас:
В 27-й школе таких детей 24. В 22-й – около 12. Они есть во всех школах.
Но их будет ещё больше, – сказала Лариса Бобылева.

Что делать будем?
Как погасить конфликт во дворе на КСК и помочь Матвею? Лариса Бобылева предложила:
В ЗабГУ есть волонтёрский отряд, который работает именно с такими детьми. Мы можем приехать со спектаклем, провести совместные игры во дворе, чтобы показать детям, что все мы разные, но надо учиться уважать, принимать друг друга.

Резонный вопрос задала психологу Елена Краузе: как же подключить к этому процессу родителей, которые, по всей видимости, воспитывают Олю не совсем правильно, растят её нетерпимой ко всему иному, а она копирует их поведение? Психолог посоветовала обратить внимание на правовой аспект.

У каждого из нас есть право быть включённым в общество, получить образование, согласно Конституции и закону об образовании. Направьте внимание родителей именно на это, – обратилась она к Оксане Морозовой. – Вы смело можете подать иск в суд на возмещение морального и психологического вреда. Там компенсации до миллиона рублей.

Я сама юрист, и всё это понимаю, но мы хотели избежать судебных разбирательств – рассчитывали договориться с семьёй Оли, встретить понимание, избежать дальнейшего обострения отношений, – сказала Оксана Николаевна.

Тогда было решено провести встречу сторон в кабинете инспектора ПДН Ольги Кузьминой. Оксана Морозова готова прийти на встречу и спокойно поговорить с мамой Оли. Но вот пойдёт ли на контакт мама девочки, которая требует не читать её дочери нотаций и отказалась от встречи в «ЧО» по причине своей занятости.

Также участники разговора в редакции решили, что во двор приедут волонтёры со своей «миротворческой миссией», а комитету образования Читы от лица членов Общественного совета при УМВД будет направлено письмо с просьбой провести в школах «Уроки добра», которые должны быть направлены на профилактику подобных случаев с детьми-инвалидами. Члены совета разработают и специальные памятки, которые бы рассказывали учителям, как провести такие собрания, родителям и детям – как относиться к особенным детям.

А вы, уважаемые читатели, как считаете: что надо сделать для того, чтобы в нас проснулось сочувствие к людям с ограниченными возможностями? Или продолжим воротить от них нос, требуя убрать подальше от нас, «нормальных»?

Все материалы рубрики "Темы"

Ольга Чеузова
Фото Ирины Комогорцевой
«Читинское обозрение»
№34 (1466) // 23.08.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net