В нашем городе такие малыши проходят лечение в стенах краевого онкологического диспансера. Страшно, что палаты детского отделения сегодня переполнены. Родители и дети лежат там годами, клиника в буквальном смысле становится их домом. Сегодня мы говорим о лечении онкологии с теми, кто борется за жизнь больных ребятишек и верит в то, что онкология не приговор, а испытание. Наши собеседники – детский онколог краевого онкодиспансера Евгений Мацеха и директор благотворительного фонда «Пчёлка Майя» Светлана Курка.
Евгений Петрович, детское отделение переполнено… Насколько возросла заболеваемость в нашем крае? Больных детей становится больше?
– Заболеваемость у детей злокачественными новообразованиями за последние 20 лет в среднем выросла в Забайкальском крае в два раза. В последние пять лет она остаётся на одном уровне. Но разброс данных по годам весьма значительный. В 2014 году в нашем крае заболел раком 31 ребёнок, в 2015-м – 41, в 2016 – 30 детей.
Говорят, что у определённых районов края «своя» онкология? Так ли это?
– В тех районах, где есть серьёзные проблемы с экологией, заболеваемость выше, чем в экологически благополучных. Резкое увеличение риска для детей заболеть раком именно в ХХI веке не случайно. Раньше не было тех вредных веществ и воздействий – канцерогенных факторов, с которыми соприкасаются современные дети. Это прежде всего промышленные отходы, которые загрязняют воздух, воду, почву. В нашем крае существенно воздействуют на онкологию «хвосты» различных отработанных и разрабатываемых месторождений. Это искусственные материалы, которыми наполнены современные жилища. Это радиация. Это вирусы. И ещё, наверное, что-то, о чём учёные, к сожалению, пока и не знают.
Каков возраст тех детей, которые сегодня находятся в отделении?
– За последние 15-20 лет рак у детей значительно помолодел. Если 15 лет назад ребёнок в возрасте меньше года появлялся в отделении не чаще раза в год, теперь очень много маленьких детей болеет. Сейчас в отделении есть дети от 7 месяцев до 15 лет.
В детском отделении онкологии постоянно работают четыре онколога-гематолога: Евгений Петрович Мацеха, Оксана Ивановна Кряжева, Наталья Витальевна Степанова, Ольга Александровна Матвеева; врачи-анестезиологи: Татьяна Николаевна Скоблякова, Кирилл Викторович Кутузов, Алексей Александрович Горбулев; медицинские сёстры: Виктория Пляскина, Анна Скороходова, Лариса Кокорина; Мария Степуренко; Виктория Щеголева; Нина Яковлева; Светлана Мурзина. Спасибо каждому за их великий труд!
Какие виды онкологии превалируют?
– У детей во всём мире чаще всего встречаются злокачественные новообразования крови и лимфатической системы, среди которых преобладают острые лейкозы – около 30% от всех детских онкопатологий. На втором месте опухоли лимфатической системы – злокачественные лимфомы. Далее идут опухоли, которые в основном являются врождёнными: нейробластома, ретинобластома. У детей очень редко встречаются опухоли, которыми болеют взрослые.
Правда ли, что онкопатологию сложно распознать? На что стоит обращать внимание родителям, чтобы не было поздно?
– Действительно, в отличие от взрослых раков, детские опухоли прячутся под «масками». Всегда есть соблазн найти более лёгкое объяснение, почему малыш капризничает, плохо ест, откуда взялась потливость и отчего так увеличился живот. Часто ребёнку ставится диагноз «рахит» вместо опухоли почки или нервной ткани, «ушиб», «артрит», «перелом» – при опухолях костей. Таких примеров, к сожалению, пока хватает. Причин тому несколько. Это и относительная редкость этой напасти у детей (средний участковый педиатр за всю профессиональную практику встречает не более восьми детей со злокачественными опухолями), и трудность выявления, и то, что большинство родителей просто не знают, что у ребёнка может быть рак. Из-за этого, в отличие от Европы и других развитых стран, у нас на лечение поступают, как правило, дети с запущенными стадиями – третьей и четвёртой. Тем не менее, очень часто опухоль у малыша обнаруживают именно родители. Это бывает при купании, одевании. Вдруг в животе прощупается что-то «лишнее», или на шейке покажутся увеличенными лимфатические узелки, или что-то ещё не понравится. Симптомами опухоли могут быть и одышка, и кровь в моче, и утомляемость, и снижение аппетита, и беспричинная капризность, и подъёмы температуры до 37-37,5 градусов. Если вам показалось, что что-то со здоровьем вашего ребёнка не в порядке, не теряйте времени – само не рассосётся! – идите к врачу и обследуйтесь. Если окажется, что ничего страшного нет, очень хорошо, ну а если опухоль, то её-то как раз и нужно выявлять на самых ранних стадиях развития.
Светлана Анатольевна, как вы оцениваете уровень оказания помощи в краевом онкодиспансере?
– Каждый год аналогичные нашему фонды, а их порядка 60 в 56 регионах, собирает на семинар благотворительный фонд «Подари жизнь». Мы не только обучаемся, проходим тренинги, но и говорим о проблемах детской онкологии в своих городах. Отмечу, что в нашем крае обстановка хорошая. У нас оснащённое по всем современным мировым стандартам отделение. Высококвалифицированные врачи, проходящие семинары по повышению квалификации и нововведениям в области онкологии. Снабжение лекарственными препаратами полное по ОМС и ВМП (программе оказания высокотехнологичной медицинской помощи). Заботливые сотрудники – от врачей до младшего медперсонала. В общем, большая дружная семья.
Ехать за моря лечить рак… Это стереотип? Значит, можно вылечиться в Чите?
– Многие родители, впервые услышав страшный диагноз, начинают отчаянный поиск различных клиник в городах России и за рубежом. Времена изменились, и отделение детской онкологии в Чите ничуть не хуже, чем в других городах, а во многом – лучше. Лечение проходит по международным протоколам. Лекарственные препараты те же самые. Условия для госпитализации и лечения отличные.
В столичных клиниках большой поток больных детей из регионов России, ближнего Зарубежья, Крыма, Донбасса. У врачей большая загруженность, меньше времени уделяют пациенту. В Чите врачи знают о больном ребёнке всё. Отрицательная сторона лишь в том, что в Забайкалье не проводится многих клинических обследований и анализов, но в этом случае наш фонд отправляет компоненты крови и биоматериал в клиники Москвы, а при надобности – и ребёнка для обследования и лечения. И дело не в том, что в Чите нет нужного оборудования и расходных материалов. Просто нецелесообразно устанавливать это дорогостоящее оборудование, оно будет простаивать, т.к. таких больных немного. Поэтому и стараюсь убедить родителей о лечении в нашем крае.
Читатель может спросить: если у нас всё так хорошо, то зачем же тогда фонд?
– Ни в одном государстве онкозаболевания не лечатся без помощи благотворителей. Много расходов у родителей. А если лечение всё-таки связано с необходимостью поездки в другой город, то расходы возрастают.
Мы не только помогаем обратившимся в фонд родителям. Покупаем лекарственные препараты в детское онкоотделение в тех случаях, когда это не финансируется по ОМС и ВМП. Когда поступает ребёнок с редко встречающимся заболеванием. Когда обнаруживаются случаи непредвиденной реакции на препарат. Госзакупки проходят, к сожалению, не так быстро, а иметь в наличии дорогостоящий препарат, которой может и не понадобиться, а срок его годности истечёт, – просто нерациональное использование денег. Вот тут-то и вступает в дело фонд, располагающий резервными средствами.
Насколько активны благотворители? Как чаще всего присылают деньги?
– В 2016 году благотворительные пожертвования уменьшились. Всё-таки сказывается экономическая обстановка. Собрали 4,72 млн рублей, что меньше на 900 тысяч, чем в 2015-м. Люди опускают деньги в наши соты-накопители, переводят на расчётный счёт, ежемесячно отправляют по карте Сбербанка, приносят в фонд, участвуют в благотворительных акциях.
В последнее время много случаев, когда родители сами объявляют сбор с помощью СМИ. Хотелось бы обратить на это особое внимание забайкальцев. Не во всех случаях родители поступают согласно правилам обращения за помощью, а многие уже её получившие от нашего фонда объявляют сбор средств вновь. И не всегда им показано лечение за рубежом. А наши отзывчивые на беду граждане спешат отправить пожертвование.
Не спешите, дорогие забайкальцы! Позвоните нам по телефону: 8 (3022) 211-500, узнайте, действительно ли нужна эта помощь. Попросите у родителей документы, подтверждающие необходимость лечения, договор и счёт на оплату. Это не так просто – отправить ребёнка в другую страну в неизвестно какую клинику. Желание родителей лечить ребёнка за границей не всегда оправданно! Подумайте, может, эти средства помогут остро нуждающемуся ребёнку.
Есть случаи, когда родители халатно относятся к болезни ребёнка?
– Я всегда призываю родителей серьёзней относиться к любым проявлениям детского недуга: от повышения температуры и простого недомогания, которое часто оправдывают усталостью ребёнка. Нужно постоянно посещать педиатра. Зачастую онкозаболевания долго не проявляют себя. Даже врач не всегда на приёме может уловить этот момент и отправить на диагностику. Но ведь мы, родители, видим своего ребёнка постоянно, поэтому это наша первоочередная задача – не проглядеть.
Хотелось бы особо сказать о правильном питании детей. Мамы в погоне за стройностью не уделяют должного внимания сбалансированному питанию детей. Не желая готовить здоровую пищу, прибегают к полуфабрикатам и прочим «успокоителям голода». Это ведёт к физическому истощению детей. В больницу поступают дети – жертвы родительского невнимания.
Диагноз поставлен. Как справиться с бедой? Какие советы даёте родителям?
– Не отчаиваться. Лечить ребёнка. Опекать его заботой и любовью. Врачи сделают всё возможное, но от ухода зависит половина успеха, а то и больше. Очень важна в этот момент психологическая поддержка родных и близких. Зачастую семьи распадаются. Папы не могут смириться с этой бедой. Почти с каждым папой я стараюсь провести беседу на эту тему.
Настрой близких очень важен. Есть серьёзные научные исследования, в которых наблюдались дети с онкологией, чьи мамы были настроены негативно, пессимистически, а также дети, мамы которых не позволяли себе раскисать, верили в благополучный исход лечения, старались поддерживать у своих детей эту веру и хорошее настроение. В той группе, где мамы сдались и больше слёзы лили, чем занимались своими детьми, результаты лечения были хуже почти в два раза.
Много ли детишек – ваших подопечных, которые идут на поправку?
– Конечно. Большинство наших детей выздоравливает, и после пятилетнего наблюдения с них снимается инвалидность. Но для этого много нужно пройти, пережить. Знаю детей, которые уже и забыли, что болели. Учатся в техникумах, вузах, работают, создали семью. Есть те, кто сами уже – родители!
Каковы планы фонда на этот год?
– Планируем провести благотворительные турниры по боулингу, бильярду, караоке, забег добра, концерт, «Душевный базар». Продолжим акцию «Добрый попутчик», которая успешно прошла в прошлом году и принесла 60 тысяч рублей. Хотим показать нашу фотовыставку «Наступит завтра» в районах края. Подали заявку на Всемирные игры победителей в Москву. В прошлом году трое наших детей приняли в них участие, Эльвира Назарова принесла Забайкалью серебряную медаль по стрельбе из пневматического ружья. Такие мероприятия нужны не только детям, победившим рак. Они служат примером для лечащихся, в том числе для взрослых. Увы, много взрослых просто не хотят лечиться, опускают руки, относятся к диагнозу как к приговору.
Кого из активных спонсоров фонда вы могли бы назвать?
– Забайкальцы вообще отличаются особенной добротой. Это можно понять и по результатам опроса фонда «Подари жизнь», в котором наш фонд в 2015 г. занял 7-е место по сборам пожертвований на душу населения, при том, что доход на душу населения у нас ниже, чем у других. Конечно, много благотворителей из числа предпринимателей. Кто-то помогает канцтоварами, кто-то бензином, кто-то лекарственными препаратами, кто-то игрушками, кто-то помогает провести увеселительные мероприятия, выручает автотранспортом, подарками. Всех не перечесть. Конечно, редко, но встречаются такие, кто отказывает в помощи, называя порой нелепые причины. Может, ген милосердия, которым нас одарила природа, ещё в них спит.
Уже второй год идёт замечательный проект на ЗабТВ «Я помогу». Огромная помощь! С ТРЦ «Макси» не раз проводили совместные акции. Помогать можно не обязательно деньгами, и это зависит от руководителя. С его подачи многие коллективы участвуют в совместных акциях, тем самым помогают больным детям и сами получают массу положительных эмоций.
Городская Дума пятый год утверждает нам арендную плату на льготных условиях за помещение, в котором у нас есть комнаты матери и ребёнка для приезжающих в Читу на обследование или контроль. Каждый фонд имеет своего покровителя, вот и нас взял под своё крыло сенатор от Забайкалья Степан Жиряков, наш частый гость и друг. Многие дети на его глазах закончили лечение и приезжают на контроль. К нему обращаются родители и по личным вопросам. Он всех выслушает и поможет.
Так хочется всех людей научить получать удовольствие от добрых поступков! Это так вдохновляет, придаёт силы и, мне кажется, красоты и благополучия.
Как можно помочь фонду и детям прямо сейчас?
– Отправить смс на короткий номер 5544 со словом Майя. Стоимость смс – 35 руб. с учётом НДС. Можно подключить услугу «Ежемесячный платёж в Сбербанке». Сумма может быть любой – от рубля и выше.
Наш фонд, подобно пчеле, собирает нектар, перерабатывая его в мёд. А когда болеет ребёнок, родители дают его детям.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «ПЧЁЛКА МАЙЯ»
ИНН 7536985137 КПП 753601001
Адрес: г. Чита, ул. Угданская, 40. Телефон: 8 (3022) 211-500
Счёт в АО «Сбербанк России» Читинское ОСБ 8600
ИНН 7707083893 КПП 753602002 БИК 047601637
К/с 30101810500000000637 Р/с 40703810674000027724
Все материалы рубрики "Темы"
Дарья Юринская
Фото Екатерины Черепановой
«Читинское обозрение»
№7 (1439) // 15.02.2017 г.
0 комментариев