«Этот освоился настолько, что теперь сам на карауле!» – кивает на барбоса, залёгшего на солнышке у подсобок на хозяйственном дворе, начальник ИК-3 Сергей Ульхов (питомником ведает его заместитель Алексей Колодежный, но тот на совещании в Управлении федеральной службы исполнений наказаний, поэтому к лающим постояльцам провожает Сергей Борисович). В вольерах, отгороженных сеткой-рабицей, лают, скулят, рычат и даже сопят хвостатые содержанцы. Некоторые держатся с подчёркнутой отстранённостью. Одна, с умнейшей мордой и обрывком поводка красного цвета, подходит близко-близко к сетке. Будто пытается узнать: не за ней ли пожаловали?
Собачья колония
В гости мы напрашивались давно: забайкальское информационное поле, как почва в наводнение, полно противоречивых слухов о содержании мосек и шариков «в колонии».
Впервые в истории Читы вопрос с бродячими псами сдвинулся в цивилизованном направлении: в 2016-м краевое УФСИН (управление Федеральной службы исполнения наказаний) выиграло аукцион городской администрации, и с сентября отловленных безнадзорных собак после осмотра на Читинской станции по борьбе с болезнями животных отвозят сюда.
Финансы на содержание животных проходят более замысловатый путь: краевой минфин, вышеназванная станция, город и только после – питомник. В конце года возникали проблемные моменты с финансированием и всполох в обществе: мол, город не продлевает контракт, куда денут животин?.. Но разрешилось вовремя. И в новом году стало известно, что контракт продлён ещё на шесть месяцев и будут выделены 2,15 млн рублей. Тревоги горожан приутихли, но не развеялись.
«ЧО» с дозором
И вот мы в колонии.
Её начальник Сергей Ульхов в первые минуты официален и напряжён. Объясняет, что кроме журналистов на собачий лай активно прорываются зоозащитники: организаций и просто неравнодушных граждан в Чите много. Это здорово! Но выступить единым фронтом с руководством питомника или хотя бы наладить диалог во благо горожан, которые хотят без опаски передвигаться по родным улицам, и во благо собак, чья судьба безрадостна, отчего-то не выходит.
То ли сама тема такая, то ли вопросы остры: верны ли слухи о чуме среди молодняка? Прививают ли собак при поступлении в питомник? По всем ли правилам кормят?.. Вопросы правильные, и не всё в содержании собак удалось отладить на 100%, и гибель случается, если собачка сильно ослаблена или щенок.
– Но почему сразу обвинительный тон? Мы изо всех сил стараемся. Собаки упитаны – сами посмотрите. При поступлении их осматривает ветеринар. Есть карантинный вольер, где собака находится 15 дней до подселения в общие клетки.
Начальник колонии Сергей Ульхов:
– Собаки упитаны – сами посмотрите. При поступлении их осматривает ветеринар. Есть карантинный вольер, где собака находится 15 дней до подселения в общие клетки.
Каждый день сюда привозят в среднем одну-две собаки. Зимой меньше, поскольку отлов затруднителен: снотворное замерзает в шприце, а руками – пойди поймай.
Отсев на больных и агрессивных происходит на станции. Поэтому каждый попавший сюда бобик потенциально готов к «усыновлению».
Совсем не подворотня
Истощёнными 68 постояльцев питомника, конечно, не выглядят. Те собачки, которые находятся здесь уже не первую неделю, упитанны и ведут себя активно. Уходом за ними заняты двое заключённых, имеющих опыт воспитания и ухода за собаками. В вольерах – внушительный слой опилок, в конурах – сено. Кормление, как заверили, дважды в день:
– Горячим питанием обеспечены: утром каша с мясом, вечером – супы.
Питьё тоже даётся своевременно. С подворотней и помойками не сравнить.
А вот прививки собакам не ставят. И вопрос этот больше к составителям договора: в контракте пунктов «лечение» и «профилактика» нет – не прописаны и расходы. Однако несколько раз в неделю, а также при экстренной необходимости приезжает ветеринар; из своих – в краевом УФСИН третий год как создана собственная ветеринарная служба (этого требует обширное подсобное хозяйство – тысячи свиней, крупный рогатый скот, кролики, птица). Теперь вот собаки.
– А ещё кошки бездомные есть, с ними тоже нужно что-то решать, – просматривают в колонии отдалённую перспективу. Планируют в скором времени отремонтировать под нужды питомника пустующее здание рядом с колонией. И чтобы «по-современному», с отоплением, в плитке…
– Псу помощь нужна… – замечаю чёрного беспородного страдальца, зализывающего лапу.
– Подрались. Борьба за территорию, – соглашается Ульхов. – Завтра ветеринар посмотрит.
От вакцины и денег отказываются:
– Есть много собак, которые к нам не попали и которым тоже нужна помощь. Помогите им. Мы сами справимся.
Но как минимум один злосчастный вопрос без нас колонии не решить точно…
Без права на пожизненное
Больше всего (и сотрудников ИК тоже) волнует вот что: по правилам, прописанным на федеральном уровне, собака может находиться на таком содержании не больше полугода. Что потом? Усыпление? Выход один – за полгода пёс должен найти хозяина! Поэтому особенно важно объединить усилия всех сторон, задействовать все ресурсы. Возможным решением, если колония всё же найдёт общий язык с «зелёными» (пока просматривается только обоюдное недовольство), может стать размещение фотографий с характеристиками псов в социальных сетях. Часы тикают: сегодня в питомнике 15 собак из тех, сентябрьских. В феврале наступит час икс.
Питомник вынесен за территорию колонии, что упрощает вопрос посещений.
По понедельникам с 15.00 до 17.00 можно подъехать и выбрать понравившуюся собаку.
Кому попало питомца не отдадут: при поступлении каждый новичок заносится в журнал, и личность «усыновителей» прописывается также скрупулёзно. Больше сотни постояльцев питомника за сентябрь-январь нашли себе дом. Кто-то приходит посмотреть, нет ли среди отловленных его собаки, и не найдя, уходит с другой понравившейся. Многих забирают не отдельные горожане, а зоозащитные организации.
– Они нам не доверяют, – говорит Сергей Борисович. – Но на вопросы, где сами содержат собак и будут ли они сыты, как на мясном казённом пайке, не отвечают.
Острых углов в диалоге с обеих сторон достаточно. Со своей стороны попытаемся хоть как-то привнести ясность. По крайней мере, теперь отчётлив порядок передачи собак желающим – назначен день недели и время.
А территорию колонии охраняют служебные псы – породистые, учёные. Лохматухи в клетках на их фоне – настоящие беспризорники. Но каждый Трезор мечтает найти призор…
ОТ РЕДАКЦИИ: в следующем номере расскажем о работе волонтёров из читинской группы помощи брошенным животным «Островок надежды»
Все материалы рубрики "Темы"
Елена Сластина
Фото автора
«Читинское обозрение»
№4 (1436) // 25.01.2017 г.
0 комментариев