Главная / Авторы / Яна Легун / Аборт – необходимость или грех?
Аборт – необходимость или грех?
Отменить аборты или нет – спорят представители церкви и медицины


С начала осени общественность обсуждает инициативу детского омбудсмена России Анны Кузнецовой – запретить аборты. Голосование на сайте краевого парламента показало: забайкальцы разделились на два лагеря, но активных противников абортов – больше.

Почему нельзя отменять прерывание беременности, объясняет практикующий врач-гинеколог высшей категории, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии лечебного и стоматологического факультетов Читинской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук Марина Мочалова.

Марина Николаевна, что будет, если представить, что аборты действительно запретили?

– В этом случае кратно возрастёт частота криминальных (внебольничных) вмешательств. Всегда есть и, к сожалению, будут недобросовестные бывшие медработники, и приближенные к нашей профессии люди, которые врачами не являются, но могут способствовать криминальному аборту.

Криминальный аборт – операция, проведённая вне стен специализированного медицинского учреждения с помощью лекарственных препаратов подпольного производства, введения различных растворов в полость матки и т.п.

В прошлом году жительница одного из районов Забайкальского края умерла от осложнений криминального аборта. Эта женщина поступила в участковую больницу в крайне тяжёлом состоянии инфекционно-токсического шока и острой почечной недостаточности. За два дня до обращения за медицинской помощью она находилась дома с температурой 42 градуса. Даже будучи при смерти она так и не созналась, что делала криминальный аборт.

С запретом на аборты мы возвращаемся в прошлое. В истории России это было не единожды. Например, такая вынужденная мера в послевоенное время ни к чему хорошему не привела.

Всегда будут женщины, у которых случается незапланированная и нежеланная беременность. Ещё один вопрос – внутриутробные пороки развития плода – когда операцию по прерыванию беременности проводят по медицинским показаниям. Запрет абортов в данном случае может привести к увеличению рождения больных детей – инвалидов с детства. Грубые пороки развития выявляются уже на ранних сроках беременности – с 11 по 14 неделю (на первом ультразвуковом скрининге).

Бывают ситуации, когда медицинский аборт показан в связи с состоянием здоровья женщины, в противном случае вынашивание беременности может привести к её смерти.

Поймите: медицинских абортов полностью избежать невозможно. Поэтому в любом случае лучше, если женщина обратится в специализированное лечебное учреждение, где операция будет выполнена правильно, с минимальным риском осложнений для неё.

А лично ваше мнение – не как врача, а как женщины – какое об абортах?

– Отрицательное. Уже лет восемь как я никому – ни своим знакомым, ни пациенткам – не делаю абортов. Это связано с моими убеждениями, в том числе с вероисповеданием. Но это никак не касается пациенток, которые поступили с самопроизвольным выкидышем, когда нужна моя помощь как врача. По 323-му федеральному закону «Об охране здоровья граждан» от 2011 года не делать аборты имеет право каждый врач-гинеколог, даже если он работает в государственном лечебном учреждении. При этом, если один врач от проведения аборта отказался, медицинское учреждение обязано предоставить другого специалиста, который проведёт эту операцию.

Ещё одна из обсуждаемых инициатив – исключение абортов из системы ОМС. Вы против этого?

– Да. С начала 2016 года введены в систему ОМС медикаментозные аборты, и теперь они выполняются бесплатно. В современных условиях при наступлении нежеланной беременности женщина, своевременно обратившись в медицинское учреждение, может сделать аборт наиболее щадящим методом. Особенно это актуально для тех, у кого беременность наступила впервые.

Кроме этого, основной контингент беременных, которые идут на медицинские аборты, – женщины с низким социальным статусом. Но нарушать права даже таких женщин, которые регулярно употребляют алкоголь, принуждать их к стерилизации мы как доктора не можем.

Вывод абортов из системы ОМС приведёт к росту криминальных вмешательств с помощью несертифицированных препаратов. Территориальная близость Забайкальского края с Китаем этому способствует. Продолжается подпольный вывоз таблеток, обладающих абортивным действием. К использованию таких препаратов, состав которых до конца никто не знает, прибегают женщины разного социального уровня, у каждой свои причины: не хотят обращаться в медицинское учреждение, скрывают беременность…

Сложно представить, что социально адаптированная, грамотная женщина идёт и покупает где-то на рынке китайские абортивные препараты, однако случаи такие среди забайкалок есть.

В прошлом году чуть не погибла ещё одна пациентка, которая поступила в краевую клиническую больницу г. Читы после криминального аборта на сроке 8-9 недель с сепсисом и полиорганной недостаточностью.

Полиорганная недостаточность – тяжёлое патологическое состояние, характеризуется нарушением или отсутствием функционирования двух или более систем организма.

Эта женщина 36 лет – мать двоих детей, замужем. После лечения осталась жива, но лишилась детородного органа.

Использование женщинами некачественных препаратов с абортивным действием может и не привести к выкидышу, но риск, что ребёнок родится с врождёнными пороками развития, кратно возрастает.

Даёт ли врач женщине время на раздумье: делать аборт или сохранить дитя?

– Есть такое понятие, как неделя тишины – в частных медицинских учреждениях, в отличие от государственных, она отсутствует. Женщине дают время, чтобы она подумала. Но если мы говорим о сроках 10-12 недель, то думать уже некогда. Также беременная в идеале должна посетить психолога, ей должны провести ультразвуковое исследование и дать послушать сердцебиение плода для того, чтобы принять единственно правильное для себя решение.

Вы не раз в СМИ выступали за снижение верхней границы аборта. Для чего это нужно?

– Понятно, что с позиции веры не имеет значения, когда именно делать аборт, – в любом случае это грех. Но с позиции врача, верхняя граница может быть снижена. Во-первых, если мы говорим о сроках 10-12 недель – это уже сформированный маленький плод. Поэтому границу можно и нужно снизить – до восьми недель беременности, когда женщина должна принять решение. И в это время как раз и возможно проведение медикаментозного аборта.

У женщины, сделавшей когда-то аборт, есть шанс забеременеть и родить?

– Инструментальный аборт проводится «вслепую» – о степени воздействия на матку сразу ничего сказать нельзя. Даже единственная такая операция может закончиться бесплодием. У меня достаточно пациенток – социально адаптированных женщин, у которых первая беременность до брака в 18-20 лет была прервана. Как считают они, «было ещё не время». Как бы врач ни выполнял эту операцию, любой аборт – как ранний, так и поздний – может нести очень серьёзные осложнения, в том числе гибель женщины. Если мы говорим о поздних осложнениях, то чаще это проблемы, связанные с бесплодием, либо с вынашиванием беременности (привычные потери плода в последующем). Если у женщины при регулярных половых отношениях и здоровом муже в течение двух лет беременность самостоятельно не наступает, мы говорим о бесплодии. Этот срок определён официальными стандартами Всемирной организации здравоохранения.

Поэтому, дорогие женщины, лучше всего, конечно, беременность планировать и сохранять. Для регулирования рождаемости в настоящее время есть масса эффективных методов. Главное – подобрать индивидуальный для вас и вашей семьи.

Показатель абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста в 2015 году в Забайкалье составил 47,7%, в 2014 году – 50,8% (по России в том же году – 42,3%). Всего в 2015 году по краю зарегистрировано 8062 аборта, из них 2432 операции (чуть более 30%) произошли самопроизвольно. Это официальная статистика. В неё не входят данные частных медицинских учреждений, где также проводят аборты.
 


 

Более двух тысяч подписей за отмену абортов, а также вывода их из системы ОМС этой осенью собрали забайкальские православные. Почему именно сейчас назрел этот вопрос, как церковь относится к прерыванию беременности и будет ли прощён Богом тот, кто оборвал жизнь ещё не родившемуся ребёнку? Об этом мы поговорили с председателем отдела социального служения Читинской епархии, наместником Свято-Успенского монастыря иеромонахом Софронием (Валовым).

Отец Софроний, почему православная церковь не приемлет аборты?

– Церковные каноны говорят об аборте как об убийстве младенца во чреве. Если мы с вами почитаем правила святых Вселенских Соборов, святителя Василия Великого, которые упорядочивают жизнь христианина, в них как раз говорится об абортах как об убийстве во чреве.

Этот грех – не что-то новое, появившееся в нашем столетье. Проблема существовала во все времена. Однако сейчас приобрела массовый характер. Аборты делают не только женщины зрелые, но и совсем юные, т.е. этот грех стал некой нормой жизни. А когда стираются всякие границы между пониманием, что есть грех, а что добродетель, происходят трагические вещи. Из Священного Писания мы знаем, что когда грех становился нормой, следовало наказание Божие. Вспомним всем известный случай – Содом и Гоморру, когда люди блудный грех возвели в норму. И что с ними стало?

Святейший патриарх Русской православной церкви Кирилл, заботясь о всех верующих и неверующих, предупреждает об этой угрозе. Когда грех осознаётся как грех, как зло, есть для человека надежда на спасение.

Но есть «аборты по показаниям», когда женщине приходится выбирать, чью жизнь сохранить – свою или будущего ребёнка. В случае такой, вынужденной, операции беременная несёт на себе грех?

– В Основах социальной концепции Русской православной церкви сказано, что аборт в случае угрозы жизни матери допускается.

Очень много женщин, которые сотворили этот грех. Приходя на исповедь, горько плачут и сожалеют. Покаяние не только в том, что человек устно кается в грехе – называет его, но ещё и исправляет свою жизнь.

Несостоявшейся матери как-то могут искупить грех детоубийства?

– Бог прощает человеку любые грехи. Но иногда тяжесть греха остаётся на всю жизнь – сожаление, память, вина. Как исправить? Я разговаривал с батюшкой. Служит более 50 лет, настоятель монастыря. Он говорил: «Я таким людям советую рожать. Не в прямом смысле слова, ведь после аборта многие это сделать уже не могут. А в том плане рожать, чтобы открывать людей для веры в Бога, делать их живыми людьми для Господа». И действительно, людям это помогает, к ним возвращается любовь и радость к жизни.

Чтобы искупить грех, раскаявшаяся женщина может удержать другого человека от подобного. Рассказать будущей маме можно о своём печальном опыте, о том, как мучает совесть, – всячески удержать от греха. Тогда получится по-евангельски. Апостол Иаков в своём послании говорит: «Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5.19-20). Исповедь и покаяние – первый шаг к искуплению, потом нужно изменять свою жизнь.

Многие ли женщины, которые после прерывания беременности не могут родить ребёнка, обращаются за помощью к Богу?

– Есть такие случаи. Ходят, просят, молятся. Бывает, дети после раскаяния рождались. Тут уже промысл Божий на каждом человеке сказывается.

Как быть, если женщина идёт на аборт, к примеру, из-за неспособности обеспечить малыша или из-за того, что её мужчина на это толкает? На ком в этом случае грех?

– Мы часто говорим, что виновата женщина. Но согрешает не только она, но и мужчина. Почему она идёт делать аборт? Почему у неё нет поддержки со стороны близкого? Это предательство. В таком случае и мужчины должны каяться. Это их грех тоже.

Осенью православные активисты Забайкалья собирали подписи в поддержку инициативы отмены абортов, вывода их из системы ОМС. Почему именно сейчас назрел этот вопрос? И куда будут направлены подписи более чем 2000 тысяч человек?

– Подписи эти собирали и раньше, направляются они в патриархию. Там сведения со всей России анализируются, и какие-то дальнейшие шаги делаются. Понятно, что аборты, наверное, не отменить никогда. К сожалению, люди будут совершать их, проблема идёт с древности, раз ещё в первые века христианства говорили об этом. Но сейчас вообще непонятно, что творится в жизни человека. И церковь должна сказать, что так нельзя, мы неправильно живём.

У нас большое число верующих людей, крещёных, и, конечно же, святейший патриарх Кирилл, желая оградить людей от греха, пытается донести до них своё слово. Кстати, об этом на своей проповеди однажды интересно сказал святой праведный Иоанн Кронштадский: «Вот сейчас на проповеди говорю вам не пьянствуйте, не воруйте, не блудите, но так же знаю, что после этой проповеди многие из слышавших эти слова всё-таки пойдут – пить, воровать, блудить, и если хотя бы один человек задумается об этом и не станет того делать, проповедь моя была не напрасна». Поэтому слово Патриарха обращено ко всем, но если услышат его хотя бы несколько человек и не совершат убийство – оно уже не будет бесплодно.

С позиции церкви, имеет ли значение, на каком сроке прервана беременность?

– Ещё в древности к внутриутробному человеку относились как к младенцу. В житии Сергия Радонежского есть повествование, как он во время службы в храме из чрева матери возгласил трижды. Это был один из знаков того, что над ним есть особый промысл Божий.

Во Святом Евангелии от Луки есть рассказ: Пресвятая Богородица пришла в гости к родственнице Елизавете, и Иоанн Креститель, будучи во чреве Елизаветы, возрадовался: начал ножками, ручками радостно двигать, «играть», приветствуя Пресвятую Деву Марию и младенца Христа, который также находился в утробе Богородицы.

Как раз такими приведёнными моментами из Святого Евангелия и житий святых Господь показывает, что внутри матери человек, у него душа живая и не важно, какой у него возраст. Младенцы – такие же люди, просто ещё не родившиеся. Поэтому называть младенца плодом не совсем верно, вроде получается, что он ещё не совсем человек и с ним можно сделать всё, что угодно.

Кровь не водица – просто так не проливается. Против пролития безвинной крови и выступает церковь.

Мы часто сетуем, что в наше время куда-то подевались многие великие люди, раньше в истории их было предостаточно. А почему мы ими обеднели? Ответ прост – мы не даём им родиться. Поэтому хотелось бы предостеречь людей от такой опасности и мужской половине ещё раз напомнить, что они точно так же в полной мере ответственны за то, что их женщины совершают тяжкий грех.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Беседовала Яна Легун
«Читинское обозрение»
№50 (1430) // 14.12.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net