Уже в начале октября ценители и деятели искусства смогут ощутить колкий холодок по коже. От накрывающих мощной волной мелодий крупнейшего вида музыкальных инструментов.
Присвоение имени Олега Лундстрема для филармонии – честь и ответственность. Духом перемен пропитан не только «фасад» обители творчества, но и его внутреннее содержание.
Реставрация органного зала идёт уже второй год, но и на этом ремонт не закончится, зал будет дорабатываться в течение ещё одного года. Перспектива ремонта была очевидна с момента зарождения идеи приобретения органа – чтобы инструмент по-настоящему запел, нужны специальные условия.
– Когда мы заключали договор по поставке этого инструмента, мы должны были предоставить параметры сцены. Конечно, изменить нашу клинообразную сценку фундаментально не удалось бы. Искали решения. После переговоров с поставщиками, голландскими мастерами был скомбинирован орган специально под наш зал. Эксклюзивный, – рассказывает директор филармонии Игорь Акчуваков.
Настраивать инструмент приезжал специалист из Голландии. Продолжались переговоры с консультантами из Санкт-Петербурга по поводу интерьера помещения. Музыка должна скользить по залу, ударяться о стены, возвращаться к слушателю… Однако в зале, каким он был раньше, звукам негде было разгуляться – стены поглощали.
– Когда я пришёл на работу в филармонию, в этом зале можно было без всяких декораций снимать кино по пьесе Максима Горького «На дне», – вспоминает Игорь Акчуваков. – Сегодня этот зал единственный в своём роде, куда можно придти насладиться не только искусством органистов, но и получить эстетическое удовольствие от интерьера.
Помещение освободили от занавесок, штор, подобрали материалы: для замены полов и стен использовали лиственницу. Дерево – единственный природный «поющий» материал: из него делают большую часть музыкальных инструментов.
Идея привезти в Читу «короля музыки», как его привыкли называть сами артисты, возникла неспроста:
– В Чите нет своего симфонического оркестра, и я не вижу перспектив для его создания. Затратное дело – организовать работу примерно 90 профессионалов. Приобретение же органа открыло новые возможности, позволило освоить целое направление.
Справка «ЧО»
Предшественником органа называют связку нескольких пустотелых трубочек. Появилась «флейта Пана» на свет более 27 веков назад и звучит по сей день. Названа трубчатая красавица была в честь греческого бога пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы. Однако дуть в деревянную малютку было непросто – в лёгких не хватало воздуха. Поэтому придумали качать воздух мехами. Так началась эволюция инструмента. Так сказать, из мухи слона раздули!Орган крупного размера появился лишь в VI веке и совершенствовался на протяжении нескольких столетий. Современный орган не сравнить со средневековым. Чтобы играть на нём, нужна была физическая подготовка – по клавишам не скользили кончиками пальцев, а ударяли кулаками, руки укутывали в кожаные перчатки.
Орган используется не только в качестве сольного, но и ансамблевого, аккомпанирующего инструмента, в сочетании с другими инструментами камерного ансамбля, оркестром, вокалистами и хором. Его наличие позволяет играть в различных кантатно-ораториальных музыкальных жанрах и реже – в опере.
Уже 7 и 8 октября гостей краевой филармонии встретят звуки магического инструмента. За клавишами – маэстро из Германии Кристиан Бартен.
Все материалы рубрики "Темы"
Дана Болгова
Фото автора
«Читинское обозрение»
№38 (1418) // 21.09.2016 г.
0 комментариев