Водоём начисто высох и уже не снабжает российские лечебницы полезными грязями, которым когда-то славился. О восстановлении озера на северо-западной окраине Читы уже несколько лет печётся читинец Геннадий Рудаков.
На местности грязевое озеро Угдан уже и не разглядишь – так, подсохшее болотце. Данные о нём хранит «Энциклопедия Забайкалья». Из этого источника и узнаём, что озеро когда-то было расположено в бассейне реки Чита на абсолютной высоте около 655 м. Площадь водной поверхности максимально достигала 2,7 кв. км, наибольшая глубина – 0,7 м. Вода в Угдане была сульфатно-гидрокарбонатная магниево-кальциевая, а грязь – гидрокарбонатно-натриевая, содержала сульфиды, относилась к группе содистых. Гидрогеологическое управление «Геоминвод» оценивало в 1955 году запасы грязи в 1,1 миллиона тонн, в 1965-м – в 230 тысяч тонн, в 1977-м – в 150 тысяч тонн, а в 1982 году эти запасы снизились аж до 90,5 тыс. кубометров. Сегодня они и вовсе исчезли. Угдана уже нет.
Сульфидную иловую грязь, которую давало озеро, использовали с 1904 года. В 1923-77 годах здесь даже работал летний курорт всесоюзного значения. Грязь применялась для ванн, аппликаций, электрогрязевых процедур на курортах «Дарасун», «Молоковка», в санатории-профилактории «Энергетик», физиотерапевтической больнице «Карповка» при лечении опорно-двигательной и нервной системы, гинекологических болезней.
В засушливые периоды Угдан пересыхал и раньше, лечебная грязь покрывалась солями и выносилась ветром из озёрной котловины. Чтобы сохранить водоём, в первой половине 20-го века в засушливые годы проводилось его искусственное пополнение водой из Читинки. В 90-е и 2000-е до этого попросту никому дела не было, и некогда целебное озеро в июле 2003-го полностью пересохло.
По данным министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, причин исчезновения озера Угдан несколько:
1. Снижение притока в озеро поверхностных вод из-за 15-летнего маловодного периода с малыми осадками.
2. Понижение уровня подземных вод из-за эксплуатации Угданского водозабора.
3. Снижение притока поверхностных вод вследствие строительства двух федеральных трасс «Байкал» и «Амур».
Как восстановить Угдан? Этот вопрос много лет не даёт покоя Геннадию Рудакову – человеку неравнодушному, болеющему за возрождение Угдана всей душой:
– К кому я только ни обращался: и к Ильковскому, и к Ждановой, и в министерства – бесполезно. Говорят, чтобы возродить озеро, надо несколько миллиардов рублей. Ерунда! Надо всего лишь нанять трактор и прорыть канал, по которому вода будет поступать в Угдан.
Чтобы проверить жизнеспособность этой идеи, выезжаем на место, заранее пригласив с собой эксперта – заслуженного геолога России Валентина Цыганка.
– Ещё в начале 20-го века для предотвращения высыхания уникального лечебного озера было подведено искусственное русло ручья Шильникова, – рассказывает по пути Валентин Иванович. – На сегодня озера нет, оставшиеся грязи непригодны для использования в медицине.
Рядом с Угданским находятся ещё два водоёма – так называемые Безымянные озёра (совсем крохотные). Некоторое время назад на разведку и добычу грязи из них компании «Ренталь» была выдана лицензия, но её действие прекратили.
– Перспектив организации добычи сульфатных грязей в районе этих двух озёр нет, потому что рядом, в полутора километрах, находится городская свалка. Грязь не соответствует нормативам, её качество плохое, – продолжает стоять на своём Валентин Цыганок.
Проехав Безымянные озёра, решаем добраться до места, где течёт ручей Шильникова, канал от которого давно высох. Пробираемся с Геннадием Нестеровичем по полю, которое превратилось в болотце (вместо того, чтобы целенаправленно течь и наполнять Угдан, ручей растекается по округе). Изрядно намочив ноги, проходим к самому истоку. Видно, что вода зайти в вырытое когда-то русло не может из-за зарослей ивняка.
– Здесь вот мы с соседом прокопали немного «петушком», но этого мало, нужно копать дальше. Вы посмотрите, вода же уходит в поле и образует болото. Почему бы не прокопать полностью канал? Тогда водичка побежит в озеро, – рассуждает Рудаков, перескакивая с кочки на кочку.
По его подсчётам, на восстановление старого канала для ручья Шильникова нужно около 80 тысяч рублей: только на горючку да на работу тракториста. Но желающих заняться восстановлением озера или выделить на это деньги что-то нет.
Валентин Цыганок, эксперт по недропользованию, вовсе не видит смысла в прочистке канала:
– Когда ручей ещё бежал, я его осматривал. Испарение с озера было в два с половиной раза больше, чем расход этого ручья. Он бы не справился с наполнением, да и вода этого ручья пресная, а чтобы образовались гужирные грязи, вода должна быть сульфатнаой.
Но не одной грязи ради хлопочет активист Геннадий Рудаков:
– Пусть и не будет грязи, зато озеро восстановим!
Альтернативой грязям Угдана Цыганок называет грязи озера Гужирного, которое расположено рядом с Иргенью в 120 км от Читы. Цыганок уверяет, что запасов грязи там хватит на сто лет для среднего курорта. Следует только провести разведку, ведь с момента последних исследований минул не один десяток лет.
Так кто же прав: специалист Цыганок или идеалист Рудаков? Скажем честно: ответа на этот вопрос мы не знаем. А вот история знает немало примеров, когда именно такие романтики, как Геннадий Нестерович, двигали мир вперёд и воплощали в жизнь кажущееся невозможным.
Все материалы рубрики "Темы"
Дарья Павлова,
Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№29 (1409) // 20.07.2016 г.
Курорт Угдан я помню еще. И жаль, что загибнет все так без пользы.