Куда бы пути и вёрсты
Не занесли от Читы,
Мы помним актёрские вёсны,
Радость, труд и мечты…
О.С. Пруткина
Часто на улицах Читы можно увидеть зрелых людей, которые, проходя мимо здания Дома офицеров, замедляют свой шаг, иногда пытаются сдержать слёзы, которые невольно появляются на их глазах. Для них это здание – родное, каждый по-своему здесь был счастлив. Да разве ж можно забыть, как они приходили в это здание три раза в неделю на репетиции! Именно здесь работал их Народный театр. Да, несуществующий сейчас, но известный во второй половине ХХ века, Народный театр окружного Дома офицеров.
Артисты народного театра ЗабВО (так они его называли, поскольку спектакли в первую очередь были для зрителей в защитного цвета гимнастёрках) своим талантом радовали не одно поколение читинцев. Театр для каждого из актёров был второй семьёй. Учились, работали, влюблялись, создавали семьи, делились друг с другом радостями и горем…
Пятый майский день – день рождения режиссёра театра Ирины Александровны Волоховой. Когда актёры узнали о смерти своего режиссёра, было принято решение – сколько бы ни прошло лет, они будут собираться каждый год 5 мая. И вот уже почти 20 лет они так и делают, вспоминают ушедшее в историю время. Когда-то они были молодыми, а сейчас – на висках седина, на лицах морщины, «шалит» давление, сжимает сердце, ноги не идут, мучают другие «болячки», но на встречу они всё равно приходят. А как иначе – увидеть, поговорить. Друг друга перебивают, вспоминая своё и… заразительно смеются. Глаза блестят, а морщинки разглаживаются.
Актёры народного театра – вторая профессия, такая же необходимая, как и основная. Так уж выпал жребий, что они служили в театре, но не на профессиональной сцене. Их объединяла любовь к искусству, к театру, к сцене, они любили слушать шум зрительного зала перед началом спектакля, без этого не мыслили жизни. Понедельник, среда, пятница – вечера этих дней отданы репетициям.
Чтобы пригласить зрителей на спектакль, артистам приходилось много работать. От репетиции к репетиции появлялись образы, которые находили верные тропки к зрительским сердцам, рождая в них благородные порывы. Особенно трудно было перед выпуском спектакля. Генеральные репетиции до 2-3-х часов ночи, а утром – основная работа или учёба. Студенты, рабочие, учителя, врачи, пенсионеры, военнослужащие – все актёры очень разные по возрасту, жизненному опыту, степени дарования, сценическому темпераменту, характеру…
Премьера! Что может быть прекраснее? Это – труд всего коллектива, это – праздник. Они поздравляют друг друга с премьерой, с успехом. Спектакль будет жить! Выход для поклона, глаза зрителей, аплодисменты… Героев поняли, их любят, им верят. Ведь артисты вновь отдали своим героям частицу своей души, сердца.
Лето – время отпусков. А 1 сентября – традиционный сбор. И снова – репетиции, спектакли.
Четверть века они были вместе – режиссёр и артисты театра. Поставили полсотни прекрасных спектаклей. А в 1979 г. Ирина Александровна покинула наш город по семейным обстоятельствам. Но живут по-прежнему в Чите её артисты, её «театрята», как ласково она их называла.
В начале 90-х народный театр стал нерентабельным и прекратил существование. Но об этом Ирина Александровна не узнала, актёры от неё этот факт скрыли.
Театра нет. Нет его спектаклей. А актёры живут памятью. Мечта о возрождении театра и их востребованности исчезла. Но дружба, которая родилась в театре, осталась. Скоро совсем забудут об этом театре. Печально… Только старые газеты напомнят о том, как игра непрофессиональных артистов восхищала читинцев.
Моя жизнь тесно связана с этим коллективом. Здесь прошло моё детство. Актёрами театра были мои родители. С ними я была на репетициях. И хотя мне было не много лет, я помню рабочие споры режиссёра и актёров, как лучше встать или сесть герою, как лучше сказать ту или иную фразу. А потом – спектакль. Особенно нам, детям театра, нравились генеральные репетиции. Они проходили не в рабочей комнате театра, а в большом зале. Он полностью был наш – выбирай себе место, какое хочешь. Пусть репетиция, но в этом зале мы – зрители. И вот – премьера! Выход на поклон артистов, и мы хлопали громче всех. Может, и не слышно было вовсе, ладони-то маленькие, но старались, аплодировали мамам и папам, дедушкам и бабушкам на сцене.
Мама бережно хранит и вырезки из газет, и небольшие программки. Вот программка стоимостью 10 копеек. Для артиста она – бесценная реликвия, ведь на ней автограф Ирины Александровны, поздравляющий актёра с премьерой! Когда я держу в руках программки спектаклей, то вижу родителей и их коллег на сцене вновь молодыми, уставшими, но счастливыми. И слышу аплодисменты большого зала Дома офицеров.
Время бежит, трудно остановить его бег. И снова – 5 мая. Актёры договариваются о встрече.
Все материалы рубрики "Темы"
Александра Савостеня,
читатель «ЧО»
Фото из семейного архива
«Читинское обозрение»
№18 (1398) // 4.05.2016 г.
0 комментариев