И вновь музыкальная весна пришла в наш город. Словно и не было этих 12 месяцев, как появилась новая яркая афиша, хорошо знакомая любителям искусства, в которой – отражение символического багулового цвета Забайкалья. И она их не разочаровала.
– В эти фестивальные дни мы встречаемся с артистами, чьи имена не сходят с афиш концертных залов мира, – обратился к зрителям, открывая фестиваль, директор краевой филармонии Игорь Акчуваков. – Отрадно, что в наше непростое время культурный диалог не прекращается, коллективы и исполнители рассматривают все возможности, чтобы выступить перед аудиторией из отдалённых регионов.
День первый
41-й Международный фестиваль «Цветущий багульник» посвящён 100-летию со дня рождения Олега Леонидовича Лундстрема, именем которого назван оркестр джазовой музыки, открывший фестиваль 25 марта. Зал был полон и уже с первых минут начал реагировать на действо.
Любителям джаза, среди которых оказались люди разных возрастов, были представлены как сочинения самого мэтра О. Лундстрема, так и любимые им пьесы других авторов. Оркестр из 15 музыкантов под управлением народного артиста РФ, члена Союза композиторов России Бориса Фрумкина блестяще исполнил аранжированные Лундстремом композиции любимого Дюка Эллингтона, встреча с которым произошла у Лундстрема уже на склоне лет. Свои композиции представил и дирижёр, художественный руководитель оркестра Б. Фрумкин.
Во второй части концерта прозвучала удивительная «Песня про товарный поезд, который едет по Америке», вызвавшая у присутствующих бурную реакцию. Два часа поражал своей виртуозностью исполнения неподражаемый ударник, да и все другие тоже удивляли своим профессионализмом.
Джаз любят и знают в нашем городе – родине великого композитора и дирижёра, создателя самого «долгоиграющего» биг-бенда в мире, в 2014 году отметившего своё 80-летие. Он занесён в Книгу рекордов Гиннеса «за непревзойдённо долгое существование». Несколько раз побывал наш юбиляр на своей малой родине (1971, 1974, 1984, 1999-2001). Чита гордится своим соотечественником, ставшим в 2000 году её Почётным гражданином.
День второй
Второй день был отдан фортепьянной музыке, её любители наслаждались замечательной игрой российского пианиста Филиппа Субботина.
Биография молодого (1981) артиста полна ярких имён и событий. Он начал заниматься профессионально музыкой с 16 лет под руководством ученицы Г.Г. Нейгауза Б. Кременштейн, затем была знаменитая Гнесинка, позже – Пражская академия искусств (2006-2009). Артист ведёт большую организаторскую и концертную деятельность, при его участии состоялись международные музыкальные фестивали в Праге, Будапеште, Вене, Риме, Йндрихуве Граде. На родине его концерты проходили в разных престижных залах. В 2010, 2012, 2014 годах пианиста приглашали в состав жюри международного конкурса Леопольда и Мстислава Ростроповичей в г. Оренбург.
Знакомя читателей газеты с этим ярким именем, мы должны упомянуть и об его литературной деятельности – он пишет стихи и прозу. Произведения талантливого музыканта и литератора в 2013 году были изданы и переведены на шведский язык в сборнике «От сердца к сердцу», а в 2014 г. вышла его книга рассказов и стихов в пражском издательстве Ольги и Олега Крыловых – группа RUPRTV.
На концерте 26 марта свой клавирабенд артист посвятил двум памятным датам – 260-летию со дня рождения В.А. Моцарта и 100-летию со дня рождения великого музыканта XX века Э.Г. Гилельса. Первое отделение открывала Соната К.331 ля мажор в 3 частях В.А. Моцарта, затем прозвучала музыка Ф. Мендельсона, были исполнены шесть песен без слов, среди которых «Песня венецианского гондольера», «Охотничья песня», «Венгерская рапсодия № 15», особенно полюбившиеся слушателям.
Во втором отделении, которое также открывала музыка Моцарта (Фантазия ре минор К.397), прозвучали К. Дебюсси с 3-мя прелюдиями из Первой тетради, М. Равель с 3-мя пьесами из цикла «Отражения» и С. Прокофьев с 2-мя пьесами из цикла «Ромео и Джульетта». Шекспировский текст знаменитой трагедии прекрасно лёг на музыку русского композитора, 125-летие которого отмечается. Тепло встреченный читинцами музыкант на «бис» сыграл пронзительный «Ноктюрн» Фредерика Шопена, названный посмертным.
Все материалы рубрики "Темы"
Людмила Полетаева
Фото Агаты Карасёвой
«Читинское обозрение»
№13 (1393) // 30.03.2016 г.
0 комментариев