Мы сидим в офисе благотворительного фонда «Пчёлка Майя», разговариваем и пьём душистый чай с огромными оранжево-жёлтыми грузинскими лепёшками – хачапури. Переживший к своим 19 годам онкологию, химиотерапию и несколько сложнейших операций Денис Николаев из села Бохто Александро-Заводского района рассказывает о том, как нежданно пришла страшная болезнь, что ему пришлось испытать, как с помощью врачей и родных он победил рак.
Оказалось, мы рано говорили о поверженной болезни. Спустя несколько месяцев Дениса не стало. Словно подслушав нашу беседу, рак вернулся. Кареглазый мальчик оставил мне только несколько записей в диктофоне. Долгое время я никак не могла настроиться и, наконец, решилась перевести эту историю на бумагу.
15 февраля — Всемирный день онкобольного ребенка. Эта дата впервые появилась в календаре в 2001 году по инициативе Всемирной конфедерации родителей детей, больных раком (ICCCPO). Сегодня День детей, больных раком, проводится более чем в 40 странах под патронатом Международного общества детских онкологов. Ежегодно в мире 200 тысяч детей заболевают раком. При правильном и своевременно начатом лечении могут выздороветь около 80% детей.
Специалисты рекомендуют проводить регулярный медосмотр и обследование малышей. При этом родителям важно вовремя обратить внимание на появление необычных признаков и симптомов у ребёнка, которые могут включать наличие припухлости или опухолевого образования, бледность кожи и повышенную утомляемость, необъяснимое появление синяков, боли или прихрамывание, а также длительную температуру, частые головные боли и рвоту, неожиданное ухудшение зрения, быстрое похудение.
Как я заболел
«Я вообще, всегда весельчак был, разные игры с пацанами придумывали. Бегать любил, прыгать. Не сидеть на месте. А однажды ушиб ногу, сначала появилась шишка, она потом начала расти. Когда обследовался, врачи сказали: плохо всё. Опухоль коленного сустава. Так я попал в Читу. Это был 2011 год. Затем начались операции. Они проходили в разных городах. Сустав заменили на титановый, но во время операции доктора по ошибке оставили у меня в теле катетер. Он оброс тромбами, пришлось вскрывать грудную клетку, останавливать сердце. Эту операцию делали в кардиологическом центре в Москве. Так что к операциям и боли я привык. Меня стали назвать «металлическим мальчиком». Лечение шло хорошо, я уж ходил на костылях самостоятельно. Но уже потом снова начались боли, врачи решили, что ногу нужно ампутировать. Они мне это сразу сказали, не скрывали. Я согласился. Просто сильно болело, да и нога уже выглядела совсем плохо. Понимал, что другого выхода нет. Я только просил, чтобы сильно высоко не удаляли, чтобы поменьше. Страха особо не было, потому что думал о родных. О том, как тяжело маме. Как она страдает там, далеко от меня».
Заболеваемость онкологическими патологиями В Чите – 360 человек на 100 тысяч населения (по России – 345). За последние 18 лет заболеваемость раком в нашем крае только у детей до 14 лет возросла в два раза и составила 15,3 на 100 тысяч детского населения в год.
«Пчёлка» всегда рядом
Всё время, пока Денис болел, с ним рядом была Светлана Курка, директор благотворительного фонда «Пчёлка Майя». И помогала она не только финансово, оплачивая лекарства и билеты для мальчика. Светлана Анатольевна встречала Дениса с поезда, беседовала с ним по душам, поддерживала и заставляла поверить в то, что всё будет хорошо. Как и все другие дети фонда, Денис был для неё родным. Любит бильярд – значит, в день рождения обязательно там побывает! Обожает грузинскую кухню – специально для него Светлана Курка заказывала хачапури. Они вместе часто рассуждали о том, как сложится дальнейшая жизнь Дениса. А цель у него была – Денис хотел получить водительские права и работать в фонде водителем. Помогать больным детям точно так же, как помогали ему.
Больничные вечера
«Когда мне исполнилось 18, меня перевели во взрослую онкологию. Это в кино неправду показывают, что в таких больницах все плачут и готовятся к плохому. На самом деле про рак там не говорят. Мы вот вечерами делали салаты, пили чай. Говорили обо всём, кроме болезни. Вообще, я уже не ужасался тому, что сегодня сосед со мной, а завтра его нет. К смерти в онкологии словно привык. Правда, я до сих пор помню каждого и помню, что он мне говорил. Слова в памяти остались».
О дружбе
«Считается, что болезнь всё проверяет. Дружбу – точно. После болезни из множества моих друзей остался только один. Причём раньше я вовсе не подозревал, что он останется рядом. Он ко мне с другого конца посёлка стал ходить, подбадривал. Вот это и есть та дружба, которую нигде не купишь».
О любви
«Пока я знаю только любовь родителей и любовь к родителям. Я ради них на всё готов. Вот нет ноги, но всё равно помогу по хозяйству. Маме тяжело, ещё и сестрёнка маленькая. Я во всем их поддерживать буду. А любовь к девчонке? Нет, я ещё не влюблялся. Правда, одна девочка мне очень-очень нравится…».
О жизни
«Столько всего было, да, трудного и мучительного. Но я всё равно очень люблю жизнь. Я счастлив, что живу. Пусть так. Многим ещё тяжелее. Когда ты здоров, ты думаешь, что так и должно быть. Болезнь всё меняет. Ты понимаешь, что счастье – оно всегда с тобой. Пока ты жив».
…Когда Денис Николаев умер, Светлана Курка плакала в телефонную трубку, а у меня словно вышибли почву из-под ног. Я никак не могла поверить, что та наша встреча за весёлым чаепитием была последней. В диктофоне ещё хранится его голос – звонкий, жизнерадостный, счастливый. Я часто думаю о том, что металлический мальчик Денис Николаев был умнее нас всех. Он любил жизнь просто за то, что она есть.
Все материалы рубрики "Темы"
Дарья Юринская
«Читинское обозрение»
№6 (1386) // 10.02.2016 г.
0 комментариев