Первые «рогатые» в Чите вышли на линию 30 декабря 1970 года и с тех пор курсируют по дорогам и в дождь, и в снег, и в зной, и в вьюгу. Чем живёт троллейбус сегодня?
Безлюдная остановка
Когда ждёшь троллейбус или маршрутку на остановке, складывается ощущение, что их нет целую вечность (чувство усиливается, если вы куда-то опаздываете). Поэтому, несмотря на морозный воздух, решаюсь посчитать «рогатых» прежде, чем сесть в один из них.
Как только я приближаюсь к остановке «ТРЗ» (конечный пункт троллейбусов №2 и №3), от неё, подмигивая поворотным огоньком, медленно отъезжает «двойка». Буквально через минуту за ней отправляется и «тройка». Время на часах приближается к половине третьего, а значит, следующий безрельсовый трамвай должен прибыть через пять минут.
То ли потому, что сегодня воскресенье, то ли из-за низких температур, но на абсолютно пустой остановке моё одиночество скрашивают лишь пробегающие мимо бродячие собаки. Тишина угнетает, а отсутствие приближающегося транспорта на горизонте не вселяет надежду на скорое путешествие.
Однако внутренние ощущения бесконечно тянущегося времени – самообман. И ровно через пять минут к конечной остановке подъезжают два троллейбуса, оба пустые.
Тот, что приехал чуть раньше, дольше положенного не задерживается и в скором времени скрывается за поворотом. А вот второй ждёт пассажиров. К счастью для водителя и кондуктора, долго стоять не приходится – к остановке на всех парах по наледи несётся мужчина лет сорока. Он ловко запрыгивает в транспорт, и створки дверей аккуратно закрываются у него за спиной. Ожидания оправдали себя.
А я тем временем продолжаю своё дежурство.
Выход в рейс
Простояв в режиме ожидания ещё 15 минут, я поняла, что задержки троллейбусов – это субъективное мироощущение пассажиров, потому что транспорт прибывает ровно по расписанию – не раньше, не позже. Конечно, в повседневное движение вклиниваются и факторы, которые не зависят от людей за баранкой, например, дорожные пробки, аварии на пути следования, отключения электричества. Но сегодня таких форс-мажоров, к счастью для пользователей общественного транспорта, не наблюдалось.
Для своего дня в троллейбусе я выбрала маршрут №2. Он начинается на стадионе СибВО, проходит через детскую больницу, продолжает своё движение по улице Бутина, сворачивает на Ленина и через стадион «Локомотив» и остановку «Пожарка» заканчивает свой путь на ТРЗ.
Ровно в 14.47 к остановке подъезжает многотонный «рогатый зверь» с чернеющими цифрами на боку «278». Зайдя в салон, понимаю, что жутко замёрзла, поэтому выбираю место поближе к кондуктору (рядом с ним обычно теплее). Вместе со мной в троллейбус входит женщина, которая подошла на «ТРЗ» незадолго до его прибытия. Через минуту створки закрываются, и мы отправляемся в путешествие к центру города.
«Передайте за проезд, пожалуйста»
На «Радуге» к нам присоединяются ещё два человека. «Вряд ли много людей выбираются куда-нибудь по воскресениям, да ещё таким морозным», – думаю я, обводя взглядом нашу скромную компанию. Мысль оказалась преждевременной. На «Пожарке» троллейбус заполняется до отказа.
Аккуратно продираясь через пассажиров, кондуктор собирает с них «дань». С разных сторон слышится звон монет и шуршание бумажных купюр.
Рядом со мной приземляется женщина лет тридцати в меховой дублёнке. Аромат её духов тут же разносится на половину салона. С аристократической грациозностью, совершенно никуда не торопясь, она снимает перчатку с правой руки, достаёт кошелёк из сумочки и принимается искать в нём мелочь. Кондуктор терпеливо ждёт неторопливую даму и продолжает «обилечивать» рядом находящихся пассажиров.
В нескольких сиденьях от моего места замечаю двух шалопаев. Мальчишки лет десяти-одиннадцати, заинтересовавшиеся красной кнопкой «stop», жмут на неё в ожидании только им известной реакции. Заметив это, стоящий рядом мужчина приструнивает хулиганов. А в это время у водителя в кабине раздаётся назойливый писк. Ведь эти кнопки нужны в салоне, чтобы уведомить об экстренном торможении. Позже от водителя я узнаю, что всегда находятся те, кому нечем заняться и они от скуки тыкаются в красный прямоугольник, либо те, кто случайно сумкой прислоняются и даже не замечают этого.
Дойдя до задней площадки, кондуктор, видимо, поняв, что дальше не протиснуться, просит у стоящих в хвосте пассажиров:
– Передавайте за проезд, пожалуйста.
В момент, когда люди стали давать деньги через соседей, процесс продажи билетов ускорился, а жизнь кондуктора и временных гостей троллейбуса стала чуть легче.
В кабине водителя
В то время, пока в салоне шум и гам от невесть откуда взявшихся школьников, в кабине водителя слышен звук электродвигателя. Да и разница температур между этими двумя частями транспорта ощутимая. Если в пассажирском отсеке от часто открываемых дверей помещение не успевает согреться и тут же отдаёт накопленное тепло морозной улице, то в укромном водительском уголке порой и вовсе становится жарковато.
Юлия Мозговая, водитель нашего троллейбуса, уже пять лет крутит баранку. До этого она тоже трудилась на благо депо, но в качестве кондуктора. Юлия Алексеевна признаётся, что главная сложность в её работе – дорога.
– Тут ведь две дороги: одна – та, что по земле, другая – та, что над головой, троллейбусная линия. И за обеими следить надо. Ведь на дороге есть такие товарищи, которые нарушают. Отсюда должна быть внимательность и бдительность, чтобы предугадывать ситуацию. Был у меня случай – в меня врезались. Водитель сказал, что не видел троллейбуса. Как?!
При ДТП пассажиров пересаживают на следующий троллейбус по тем же билетам, дважды они дорогу не оплачивают. Юлия Мозговая объясняет это тем, что такие происшествия не вина потребителей услуги, они ведь за проезд заплатили.
Внимательным надо быть и при поворотах, и при торможении, потому что, по словам Юлии, на каждом участке сети нужно поддерживать свою определённую скорость.
– Вот стрелки. Одна идёт на «Сувениры», другая – прямо. Сейчас будет обесточенный участок. Если мы его проедем на скорости, штанги могут слететь. Потому что здесь нужно следить за скоростью.
Документы с собой?
Когда в Чите появились первые троллейбусные линии, стоимость проезда была всего пять копеек. Сегодня билет стоит значительно дороже (с 15 января одна поездка в троллейбусе стоит 18 рублей и 9 рублей для льготников). Желающим сэкономить в депо можно приобрести проездной, он продаётся после 20 числа на следующий календарный месяц.
Среди пассажиров троллейбуса люди попадаются разные. Вот девушка в разноцветной куртке устроилась у окна. На голове вместо шапки у неё наушники. Видимо, любимая музыка дороже здоровья. Кондуктору девушка показывает проездной, который она вытащила из кармана, попутно чуть не уронив ещё какие-то бумажки.
Недалеко от неё, облокотившись на поручень, стоит мужчина неопределённого возраста. В левой руке покрасневшими от холода пальцами он мнёт билет, а в правой у него мобильный телефон, по которому мужчина громко с кем-то переговаривается, будто надеется, что, если его в трубке не услышат, то он так хотя бы докричится.
– Нет, я ещё еду. Не знаю я, когда буду. Скоро, наверное. Скоро, тебе говорю, – говорит он на повышенных тонах. Пассажиров немного, и они недовольно косятся на нарушителя тишины. Ещё несколько резких слов, и мужчина сердито жмёт на кнопку отбоя, отворачиваясь к окну.
Двери открываются, пропуская в салон пожилую женщину. Она присаживается на ближайшее сидение и достаёт из кармана 10 рублей.
– Документы с собой? – спрашивает кондуктор, принимая поданную монетку.
– Конечно, сейчас, – говорит пенсионерка и принимается искать паспорт и пенсионный.
Просмотрев документы, кондуктор возвращает их владелице. А я вспоминаю случай, произошедший у меня на глазах недавно. В подобной ситуации другая пенсионерка вместо короткого «да, конечно» с возмущением на весь салон крикнула «А что, по мне не видно, что ли?» и со злостью сунула документы ни в чём не виновному кондуктору, которую назвала ещё и «хамкой». Ну разве виноваты кондукторы, что в их обязанности входит этот маленький, но такой не приятный для пассажиров-льготников момент? И ревизоры не дремлют: если у льготника не окажется при себе документов – спросят-то с кондуктора.
– У каждого региона свои правила. Наша администрация оплачивает половину стоимости проезда пенсионеров-льготников. А в некоторых регионах пенсионер ездит за полную стоимость, но они получают добавку к зарплате или ещё какие-то доплаты. Поэтому кондукторы и просят показать документы. Ведь у нас в троллейбусах ездят и приезжие пенсионеры – они должны оплачивать билет полностью, – рассказывает Юлия Мозговая.
Тем временем с каждым часом пассажиры в троллейбусе растворяются. Ближе к шести часам вечера воскресенья транспорт возит буквально воздух.
Остановка конечная
Первый троллейбус выходит на линию в 05.47. Поэтому первая смена (и кондукторы, и водители) встают в 4 часа утра, чтобы добраться до работы.
– Уходишь – родные ещё спят, возвращаешься домой со второй смены – уже спят, – улыбается Юлия Алексеевна.
Троллейбусы не останавливает ни плохая погода, ни праздничные дни. Есть расписание – выходи на работу. А водитель и кондуктор – обязательно с хорошим настроением.
– В часы пик народу набивается столько… У старых троллейбусов – створки, там глаз да глаз нужен за дверями, потому что поедешь, не дай Бог, она не закрылась или зажала кого-то. В новых троллейбусах проще – они не тронутся, пока двери не закрыты, а те не закроются, если на их пути что-то есть, – раскрывает троллейбусные секреты Юлия Мозговая. – При резком торможении люди не держатся и падают, и вся ответственность за пассажиров ложится на водителей. А люди у нас, честно признаться, любят жаловаться. Если же кому-то помог или «дождался», спасибо, конечно, скажут, но не все и не всегда.
Часто пассажиры не замечают, как тяжела работа троллейбусных трудяг, и ведут себя если не по-хамски, то так, будто им все обязаны. Но если проявить хоть капельку уважения к себе и окружающим: не мешать сидящим рядом громкими телефонными разговорами, резкими запахами, грубостью, то поездка на троллейбусе не станет для вас изматывающим испытанием, а наоборот, наполнит энергией на весь предстоящий день.
Все материалы рубрики "Темы"
Ирина Комогорцева
Фото автора
«Читинское обозрение»
№3 (1383) // 20.01.2016 г.
0 комментариев