Оставленные детьми и внуками или вовсе не имеющие семей пенсионеры, находящиеся под присмотром социальных работников, особенно нуждаются в празднике. Кто, если не мы, может организовать его для них?
С чего всё началось
Накануне Нового года у волонтёрского отряда Забайкальской железной дороги появилась идея: прийти в гости к одиноким бабушкам и дедушкам. Для воплощения задумки отправились в Ингодинский комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие» и заключили договор. И вот в последнюю субботу декабря мы собираемся навестить ветеранов труда, войны, тружеников тыла и просто тех, о ком больше некому позаботиться.
Загружаем пакеты с подарками в «ГАЗель»: яблоки, конфеты, печенье, чай. Благотворительную акцию подержали неравнодушные жители нашего города, компании «Эталон Плюс» и «ТрансКонтейнер». В каждом пакете – поздравительные рисунки детей Хохотуйской специальной (коррекционной) школы-интерната.
– Цель – поздравить ветеранов и подарить им не только сладкие подарки, но самое главное – внимание. Хотелось бы подольше у каждого побыть, но людей, которых нужно поздравить, много, а времени нет, – говорит Анна Рустамова, волонтёр отряда «Дорога добра».
Акция началась с того, что в одном из читинских банков Анна встретила ветерана Михаила М. (фамилии героев здесь и далее не указываются, чтобы ими не воспользовались мошенники). Семья «дяди Миша» погибла, и он остался совсем один.
«Дядя Миша»
– В банке он получал пенсию. Очень плохо ходит, и я предложила его довезти до дому. Подвезла – разговорились. Так я и узнала о нём. А потом уже акцию придумала, – добавляет Анна.
Живёт «дядя Миша» в доме для ветеранов, но сначала решаем проехать по наиболее отдалённым адресам.
Конфетки в дорогу
Первый дом из почти сорока в списке располагается по ул. Красной Звезды. Здесь живёт одинокая участница войны Анастасия Сергеевна Х. Звоним в домофон. Пара «гудков», и на том конце провода отзывается мелодичный голос. Отвечаем, что из соцслужбы, пришли поздравить с наступающим. Анастасия Сергеевна приглашает зайти.
Анастасия Сергеевна
В квартире справа от порога сервант, на полках которого фотографии из прошлого, грамоты и благодарственные письма от первых лиц края и города. В коридоре вещает радиоприёмник.
Женщина с улыбкой принимает наши поздравления и подарок и тут же идёт на кухню.
– Возьмите конфетки, – просит Анастасия Сергеевна, – или давайте чайку выпьем.
Отказываемся. Конечно, хотелось бы посидеть, послушать о её молодости, о том, как в 18 лет она отправилась на фронт, как познакомилась с будущим мужем и их дальнейшей судьбе. Но время неумолимо бежит, и нам надо бежать вслед за ним.
Уже перед тем как нам выйти, Анастасия Сергеевна просит помочь ей в наведении порядка на могилке мужа:
– Истерзанный войной, он ушёл из жизни в 45 лет. В этом году две организации обещали помочь, но никто так и не пришёл, а одна я не могу. Съездите со мною, пожалуйста, когда растает снег. Там чуть-чуть подмести нужно, – со слезами в глазах просит ветеран.
Анна Рустамова, сама с трудом сдерживающая слёзы, заверяет, что весной волонтёры обязательно помогут.
Дом, где живёт одинокая труженица тыла Александра Евдокимовна С., в том же районе. Хозяйка открывает дверь, как только мы заносим руку, чтобы постучаться. Она уже знает, кто мы, поэтому с охотой приглашает нас войти.
После поздравления и вручения подарка женщина просит нас задержаться на кружечку чая. Но нам пора уходить.
– Ну хоть на немножко. Я одна всё время сижу, даже поговорить не с кем. Спасибо вам, что пришли! Ну вы хоть конфеточки возьмите, – просит с надрывом в голосе бабушка.
Обещаем, что скоро снова навестим её, и покидаем в квартиру. Провожая нас, хозяйка уже почти плачет. У нас тоже глаза на мокром месте.
Через всю жизнь
Пока едем к следующему дому, Анастасия Мусихина предлагает в будущем знакомить ветеранов друг с другом:
– А что? Живут они не так уж и далеко. Будут друг к другу в гости ходить, станет не так одиноко. В компании оно всё равно лучше, чем одному.
Вот, например, чета П., которых волонтёры зашли поздравить, уже 60 лет вместе. Василий Иванович – участник войны, Татьяна Иосифовна – труженик тыла. Пока он сражался на фронте, она шила шубы и шинели для тех, кто сражался за Родину. Познакомились они уже после того, как Германия капитулировала. Татьяна Иосифовна долго была против их брака, поскольку старше супруга на 10 лет, да и на руках был сын от первого мужа. Однако Василий Иванович оказался настойчивым. И вот уже более полувека идут они рука об руку по жизни.
Василий Иванович Татьяна Иосифовна
Железная леди
Объехав ещё шесть домов, добираемся до специализированного дома ветеранов войны и труда, где живёт «дядя Миша». С трудом попадаем в комнату, так как он совсем не слышит. Минута-две и на пороге Михаил М. с благодарной улыбкой принимает принесённый подарок.
К Нине Николаевне О., участнице боёв с милитаристской Японией, удаётся попасть лишь ближе к шести вечера. Нина Николаевна роста невысокого, но с характером боевым и голосом командирским. Как только она открыла дверь, тут же, не принимая возражений, попросила нас пройти в квартиру.
Нина Николаевна
– Вы что же по ночам ходите? Я в 7 часов спать ложусь.
– Вы уж нас простите. Мы ездим с самого утра, чтобы ко всем успеть, – оправдывает нас Анна и уже хочет приступить к поздравлению, как Нина Николаевна берёт слово:
– Нет вы в комнату пройдите, там мне вручите подарок. Проходите, у меня не разуваются.
В небольшой полутёмной комнате застыл прошлый век. В углу крепкий стол, укрытый цветочной скатертью. На нём вазочка с яблоками и карамельками, газетные вырезки, старая настольная лампа и вазы с уже слегка пожухлыми цветами.
– Жакет надень на меня. Не абы к кому ведь пришли, а к участнику войны. Только осторожно, а то медали всё теряются и теряются. Я сама-то, видишь, не могу одеться. И вас вот целый день жду, – продолжает пенять Нина Николаевна. – Фронтовики умирают каждый день, уже совсем мало нас…
Приведя себя в порядок, причесавшись и поправив стойку воротничка, Нина Николаевна позволяет её поздравить.
И уж совершенно точно мы не простили бы себе, если бы покинули её дом, не взглянув на фронтовые фотографии и не послушав в её исполнении стихи Ивана Молчанова-Сибирского, журналиста, поэта из Иркутска.
Почти на пороге Нина Николаевна обняла нас и дала наказ, чтобы навестили её ещё раз.
С просьбой поверить
Последняя в списке, к кому должны заехать сегодня, – Татьяна Васильевна П. На момент, когда составлялся маршрутный лист, одинокая женщина находилась в кардиологическом отделении 1-й городской больницы. Волонтёры собрали для неё тёплые вещи, но Татьяны Васильевны в отделении не оказалось – выписали. Новость, с одной стороны, хорошая, а с другой – плохая, ведь кроме больничной палаты и имени ничего о ней неизвестно. Чудом удаётся установить её домашний адрес – дом на другом конце города. Ничего не поделаешь – вперёд.
Долго звоним в дверь. Женщина с опаской отворяет засов.
– Мы Вас пришли с наступающим поздравить. Подарки и вещи принесли, – с улыбкой говорит Анна.
– Ничего мне не надо. У меня нет денег.
– Что Вы. Это всё бесплатно, – уговариваем мы.
– Нет, у меня ничего нет.
– Вот мы поставим Вам подарки и уйдём. И всё. Здоровья Вам и счастья в Новом году. До свидания! – улыбаемся мы на прощанье и уходим под недоверчивый, но уже потеплевший взгляд женщины, которая застыла на пороге.
Преодолевая ступень за ступенью, вспоминаем весь прошедший день. Дарить добро – тяжёлый труд. Но видеть улыбку и надежду на лице того, кому делаешь приятное, – бесценные моменты жизни, за которые никакие силы отдать не жалко.
Все материалы рубрики "Темы"
Ирина Комогорцева
Фото автора
«Читинское обозрение»
№2 (1382) // 13.01.2016 г.
0 комментариев