История таможенной службы в нашем суровом крае началась с освоения забайкальских земель казаками в XVII веке. Именно это дало толчок развитию приграничной торговли. Были подписаны Буреинский и Кяхтинский договоры с Китаем. Центральной точкой торговли стала Кяхта. Основным на тот момент товаром экспорта была пушнина.
Не щадя живота своего
В 1689 году был подписан Нерчинский договор. Главным торговым центром Забайкалья стал Нерчинск. В Китай «поплыли» караваны богатых купцов из Москвы, Устюга и других городов. В 19 веке в Забайкальской области уже функционировали таможенные службы Читинского региона (посты и заставы).
До революции в Читинском таможенном инспекторстве действовало 40 подразделений (таможен, постов, застав). Таможенники оформляли товары, прибывающие из-за границы, боролись с контрабандой. Каждый новоиспечённый таможенник клялся «Всемогущим Богом, пресвятым Евангилием в том, чтобы служить верой и правдой, не щадя живота своего, до последней капли крови, Его императорскому величеству государю императору Николаю Александровичу и его наследнику».
Станция Отпор
С началом русско-японской войны пропускная способность военных перевозок стала недостаточной. Тогда было решено создавать разъезды. Всего за три месяца 1904 года их было построено 58. В их число вошёл разъезд номер 86 на перегоне Мациевская – Маньчжурия. В страшные годы гражданской войны разъезд стал первым раздельным пунктом железной дороги на российской территории, который занял со своими войсками атаман Семёнов.
Ранее законодательством Таможенного союза было разрешено провозить через границу только три кедровые шишки, три орешка (ограничение на экспорт дикорастущих растений). Теперь на гостинец можно провезти 1,5 кг ореха и 0,5 орехов без скорлупы.
Стремительная смена политической ситуации привела к переименованию разъезда номер 86 – он стал называться станцией «Отпор». Ускоренными темпами вокруг стали строиться различные объекты, которые возводились силами железнодорожных войск. Появились существующие парки станции, пункт перестановки вагонов, жилые дома, клуб. Труды строителей дали возможность значительно увеличить переработку экспортных и импортных грузов. На станции появился железнодорожный вокзал. Начал курсировать международный поезд «Москва – Пекин».
После 1917 года был учреждён Мациевский таможенный пост, спустя годы он был преобразован в Мациевскую таможню. Чуть позже таможня стала «Отпоровской» (от названия ст. «Отпор»). И только в 1958 году станция была переименована в «Забайкальск». Таможня тоже стала Забайкальской.
Пирожки из столовой аэропорта
Международные отношения с Китаем стали быстро развиваться, и в 1952 году в Чите была открыта Читинская таможня. Однако она просуществовала лишь семь лет. Её работу возобновили только в 69-м: был создан Читинский таможенный пост, который стал подчиняться Забайкальской таможне. Основной задачей таможенников стало оформление военно-транспортных самолётов, выполнявших рейсы в Монголию, воинских грузов, багажа граждан. Аэропорт в Кадале был запасным по отношению к Хабаровску и Иркутску, здесь оформлялись международные рейсы из Японии, Монголии, Кореи.
За 2014 год в федеральный бюджет Читинской таможней было перечислено 10 миллиардов 661 миллион 70 тысяч рублей. За первое полугодие 2015 года – 5 миллиардов 249 миллионов 467 тысяч рублей.
В первый год действия таможни на работу поступила Любовь Знаменская:
– Мне было на тот момент 30 лет. Пришла после школы, где преподавала русский язык и литературу. Нас было всего двое: я (инспектор) и начальник таможни Матвей Матвеевич Алёхин. Досматривали самолёты, которые летели в Монголию. В основном это были военные. Помню, какой большой была нагрузка. Работали днём и ночью. Питались, как придётся, покупали пирожки в столовой аэропорта. Самолёты могли лететь как по расписанию, так и без. Контрабанда тогда была редкостью.
Помнит Любовь Иннокентьевна и большое количество гражданских судов, на которых в Забайкалье летели геологические партии (тогда наш край интенсивно изучали). Уж каких только людей ни пришлось встречать на своём посту! Взять хотя бы министра обороны СССР Андрея Антоновича Гречко.
– Он летел в Монголию, где проходили учения. На тот момент никаких условий там не было, поэтому сначала перевозили в Монголию машины, оборудование, чтобы министру было комфортно. Помню, сутки тогда меня не было дома. Но я никогда не жалела, что пришла работать в таможню. Служба до сих пор снится…
Слово «таможня» произошло от тюркского слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности.
12 постов
В 1985 году Читинский таможенный пост Забайкальской таможни был преобразован в Читинскую таможню. Работа продолжалась: контроль военно-транспортных и специальных самолётов, совершающих регулярные рейсы в Монголию, оформление багажа и ручной клади.
В 2011 году Читинская и Забайкальская таможни были объединены – появилась единая Читинская таможня. Сегодня она является самой крупной среди таможен Сибирского таможенного управления и включает в себя 27 отделов, два отделения, СОБР, здравпункт. На службе трудится около тысячи человек.
В результате слияния двух таможен появилось 12 таможенных постов: Читинский, Агинский, Петровск-Забайкальский, ДАПП «Верхний Ульхун», Приаргунский, ДАПП «Олочи», Соловьёвский, Борзинский, ДАПП «Староцурухайтуйский», МАПП «Забайкальск», ЖДПП «Забайкальск», Забайкальский таможенный пост, который создан в структуре Читинской таможни.
Железнодорожный пункт пропуска расположен в зоне деятельности таможенного поста ЖДПП «Забайкальск». На его долю выпадает 60% товарооборота между Россией и Китаем.
Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск» появился 17 лет назад. Это самый крупный автомобильный пункт пропуска в Сибири и на Дальнем Востоке. Только за сутки через него могут пройти: 625 грузовых авто, 425 – легковых, 210 – автобусов, около трёх тысяч человек. Только за прошлый год таможенники пропустили через границу 1 млн 351 тысяч 626 физических лиц.
А вот Забайкальский таможенный пост считается самым молодым (появился в 2011 году). Он является внутренним таможенным постом, его деятельность распространяется на Забайкальский район.
Бусики с камнями
Выполняя задачу пополнения бюджета страны, таможенники борются с нарушителями закона. Под пристальным вниманием – нарушения в сфере экспорта леса, лесоматериалов, контрабанда товаров народного потребления, наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ. Только в прошлом году подразделениями дознания Читинской таможни возбуждено 50 уголовных дел. Чего только ни пытаются провезти через границу: лес, нефрит, техсредства, продукты питания (в основном овощи-фрукты), валюту…
Рядом с людьми трудятся и собаки, без которых не сыщешь наркотики, оружие, боеприпасы. С помощью собак в прошлом году выявлено 22 попытки провезти сибутрамин, трамадол, гашишное масло, марихуану, синтетические наркотики.
Среди контрафактной продукции, перевозимой из Китая, – одежда, обувь, сумки, телефоны, автомобильные эмблемы, женские духи, пульт-брелоки для автосигнализации. О сложностях своей работы рассказывает Елена Шиндова, главный государственный таможенный инспектор:
– Наша работа требует больших знаний. Законы, нормативные документы, приказы, инструкции, грамотное оформление документов. Не учесть чего-то нельзя. Например, люди везут свои лекарства, но мало кто знает, что на них нужны необходимые документы, их обязательно нужно декларировать.
Сигареты через границу провести можно, но только 200 штук. Мало кому известно, что элементарный кухонный нож под запретом, ведь он может являться холодным оружием. Не так давно в багаже одного гражданина были обнаружены юбилейные медали, часть которых являлась культурной ценностью. Под запрет могут попасть также радиоуправляемые игрушки. Нельзя провозить и обычный, подобранный на дороге, камешек. Это минеральное сырьё. Камень просто изымут и направят на экспертизу. На купленные в тайском, например, магазине бусики с камнями, чека будет маловато. Нужны документы, что они не являются культурной ценностью.
За всем этим призваны следить работники таможни. На их плечах лежит порядок перемещения через государственную границу товаров, машин, людей. Ошибок быть не должно.
Дарья Павлова
Фото Читинской таможни
«Читинское обозрение»
№25 (1353) // 24.06.2015 г.
Все материалы рубрики "Темы"
0 комментариев