Детская железная дорога, открытие летнего сезона на которой прошло 30 мая, – гордость Читы, но пейзаж, которым вынуждены любоваться маленькие пассажиры, отвратительный – стихийная свалка разрастается год от года, и дела до неё, кажется, никому нет.
– Несколько лет звоним во все колокола, – досадует начальник Читинской детской железной дороги Наталья Матафонова. – Пишем в разные службы. Результат нулевой. Мы убираем территорию по эту сторону полосы отвода, но проблема обширнее: куда ни кинь взгляд – горы мусора. Раньше дорога выделяла большегрузную технику, зарывали безобразие. Но нельзя бесконечно убирать: сегодня убрали – завтра всё начинается сначала!
Жители частного сектора – меньшее из зол. Основная часть грязи привозная. Вряд ли есть люди, искренне считающие отходы жизнедеятельности писком ландшафтного дизайна. Но даже правило «с глаз долой – из сердца вон» уже не работает: валим себе под ноги, перешагиваем, учимся не замечать…
А детские глазёнки, что глядят из окон вагонов, «фотографируют». С детства в сознании закладывается: замусоренные окрестности – норма.
Интернет выдаёт фотографии детской дороги в Дрездене (Германия): проходит она по лесистому парку, тут же – ботанический и зоологический сад, пруд с лодочками, кафе под открытым небом и ни бумажки, ни бутылочной пробки на изумрудном газоне. Эх!
Самое обидное, что после первого этапа реконструкции, преобразившей Читинскую детскую железную дорогу, экскурсионные группы сюда зачастили. Детсады, школьные лагеря подают заявки задолго до открытия сезона. Семейные выходные читинцы нередко проводят на полигоне маленькой, уютной дороги. Прошлым летом сюда разом приехали на экскурсию 120 китайских школьников (туристическая фирма решила разнообразить их досуг). Иностранным гостям очень понравилось. Но кроме впечатлений от ухоженной станции, нарядного памятника-тепловоза, цветущих клумб, ребятишек-железнодорожников, китайчата увезли с собой на родину виды куда менее благолепные.
Что делать? Ждать, когда масштабная реконструкция, начатая Забайкальской магистралью и «прижатая» кризисом, всё-таки завершится – на пустыре парка Победы появятся новая кольцевая линия, второй вокзал, летнее кафе? Но это когда ещё будет, да и не решит глобально проблему свалок и бескультурья. Вы только представьте, впервые за 44 года детская дорога нынче столкнулась вот ещё с чем: на конечной станции некто организованно (с подгоном транспорта!) разобрал и вывез части стрелочного перевода, рельсового скрепления. Сторож успел вызвать полицию – за приготовленным для вывоза во второй заход варвары не вернулись. Но как рука поднялась? Это же как в детском саду развинтить качели.
Может, обнести узкоколейку таким же высоченным забором из профлиста, каким забрана «взрослая» магистраль? Мрачноватая перспектива для детской аудитории. Город и дорога, возьмитесь вместе за гуж! Тем более, волонтёрское движение набирает в Чите обороты. Как было бы здорово, если б черёмуха в цвету, сибирский абрикос, ранет и дикая яблоня подступали к колее с обеих сторон, а не зловонные свалки.
Елена Сластина
Фото Семёна Казака
«Читинское обозрение»
№22 (1350) // 03.06.2015 г.
Все материалы рубрики "Дети"
0 комментариев