Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Езда под градусом
Езда под градусом
Несмотря на ужесточение наказания, россияне продолжают садиться за руль в нетрезвом виде


Нетрезвые водители являются, пожалуй, одной из наиболее актуальных проблем в сфере безопасности дорожного движения в России. Несмотря на то, что каждый из нас знает о том, что пьяный за рулём — это потенциальная опасность для всех участников дорожного движения, сегодня судами рассматривается множество дел, связанных с нарушением правил дорожного движения лицами, подвергнутыми административному наказанию.

«С кем угодно, но только не со мной!»
Репортажи, главными героями которых становятся пьяные водители, не сходят с экранов телевизоров и стали уже привычными на просторах интернета. Статистика также показывает, что, несмотря на ужесточение наказания по данной статье, россияне продолжают садиться за руль в нетрезвом виде. Большинство наших сограждан считает это преступлением, тем не менее упоминаемая проблема не перестаёт быть острой в России. Осудив героя очередного видеосюжета с места ДТП, нередко со смертельным исходом, многие не задумываются над этим в тот момент, когда сами садятся за руль, приняв на грудь и действуя по принципу «С кем угодно, но только не со мной!». Более того, участились случаи, когда водители, лишённые водительского удостоверения за езду в нетрезвом виде, снова попадаются за рулём пьяными, причём отсутствие прав их вовсе не смущает.

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, установлена статьёй 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». Уголовно наказуемым является управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвёртой или шестой статьи 264 Уголовного кодекса РФ либо настоящей статьёй. Наказание, предусмотренное этой статьёй, подразумевает под собой штраф в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет… Либо наказание обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. Нарушителя также могут наказать принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до двух лет.

Если сотрудник ДПС останавливает на дороге водителя, имея основания полагать, что тот находится в состоянии алкогольного опьянения, он предлагает ему на месте пройти освидетельствование при помощи алкотестера либо проехать с этой целью в медицинскую организацию. В  первом случае проверку проводит сотрудник ГИБДД с  целью выявления факта употребления исключительно алкоголя, а во втором — медик. Основанием для освидетельствования могут стать запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы водителя, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, а также поведение, не соответствующее обстановке. Если же водитель отказывается от освидетельствования, то автоматически признаётся факт его нахождения в состоянии алкогольного опьянения.

Уроком не стало
В первый раз с неприятностями, связанными с пьяной ездой, гражданин Л. столкнулся в марте 2019 года, когда по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на 1 год 6 месяцев. В следующий раз, а это случилось уже через год, когда нерадивый водитель совершил подобное правонарушение, ему пришлось уже ознакомится с Уголовным кодексом РФ, поскольку уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, установлена статьёй 264.1 УК РФ. На сей раз наказание было куда серьёзнее и заключалось в 220 часах обязательных работ с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года.

Видимо, следуя сказочной традиции трёхкратного повторения, гражданин Л. решил в третий раз «попытать счастья» и сел за руль своей «Тойоты», приняв перед этим на грудь. На этот раз деяние, совершённое им, суд квалифицировал по ст. 264.1 УК РФ как нарушение правил дорожного движения в виде управления автомобилем лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, подвергнутым административному наказанию за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ. Кроме того, суд установил, что гражданин Л. в полной мере осознавал общественную опасность и противоправность своих действий, предвидел наступление общественно опасных последствий; отсутствие у него желания вести законопослушный образ жизни и то, что предыдущее наказание не возымело исправительного воздействия на подсудимого. Назначено ему наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении. Деятельностью же, связанной с управлением транспортными средствами, гражданин Л. не сможет заниматься в ближайшие 2 года 9 месяцев. По вполне объективным причинам.

Не стало уроком административное наказание за нарушение правил дорожного движения и для пенсионера Е., который управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Выплатив штраф в размере 30 тысяч рублей и будучи лишённым права управления транспортными средствами на 1 год 6 месяцев, он вновь сел за руль под хмельком. Остановивший его сотрудник ДПС при помощи алкотестера установил состояние алкогольного опьянения и наличие этилового спирта в выдыхаемом гражданином Е. воздухе 0,422 мг/л. Суд нашёл вину подсудимого полностью доказанной, принял во внимание характер и степень общественной опасности совершённого преступления, данные о личности виновного, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние наказания на исправление и на условия жизни его семьи. К обстоятельствам, смягчающим наказание, на основании ст. 61 УК РФ суд отнёс признание вины, раскаяние в содеянном, положительные характеристики, состояние здоровья, наличие почётного профессионального звания, а также — грамот. Наказанием за совершённое преступление для пенсионера стал штраф в размере 200 тысяч рублей с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами.

А не махнуть ли нам в Африку?
В чём же причина того, что для определённой категории людей пьянство за рулём становится нормой? Несмотря на то, что в большинстве городов по причине большого количества автомобилей дорожная обстановка и без того трудная, такие вот лихачи под градусом создают дополнительную угрозу и для трезвых водителей, и для пешеходов. И всё это на фоне ужесточения борьбы государства с данным явлением. Как же разорвать порочный круг?

Хотя закон в России по отношению к нетрезвым водителям достаточно строг, в других странах к любителям выпить перед поездкой применяются более жёсткие меры.

Так, в Южной Корее пьяный виновник ДТП со смертельным исходом рискует получить пожизненное заключение. В Сингапуре за повторное нарушение закона о трезвом вождении налагается крупный штраф и тюремное заключение. Кроме того, стражи порядка имеют право публично наказывать тех, кто попался нетрезвым за рулём — это могут быть удары палками. Во многих штатах США водителей, в течение десяти лет попавшихся второй раз пьяными на дороге, могут посадить в тюрьму или выписать крупный штраф. Если же водитель является сертифицированным работником государственной сферы, к примеру, педагогом или врачом, его могут лишить лицензии. В Китае и Таиланде за езду в пьяном виде грозит уголовная ответственность, а нетрезвого виновника аварии со смертельным исходом и вовсе могут приговорить к смертной казни. Впрочем, существуют государства, в правилах дорожного движения которых не предусмотрена ответственность за пьяную езду. Наиболее лояльными к нетрезвым автомобилистам считаются страны Африки. Так что любителям пригубить на дорожку вместо того, чтобы вызвать такси, можно смело посоветовать сменить место жительства. Ведь шансы подвергнуться уголовному наказанию или, того хуже — стать виновником ДТП, реальны.

P.S. Депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, которыми предлагается усилить ответственность за повторное вождение в нетрезвом виде.

Поправками предлагается ужесточить до трёх лет лишения свободы наказание за «управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость».

По действующему законодательству за повторное вождение в нетрезвом виде предусмотрено максимальное наказание в виде двух лет лишения свободы.

Также предлагается увеличение размера штрафа от 300 до 500 тысяч вместо от 200 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет взамен от одного года до двух лет, а также исключение наказания в виде обязательных работ.

«Мы приняли решение ужесточить наказание за ДТП, совершённые в пьяном виде. Есть те, кто ранее уже совершил аварию в нетрезвом состоянии, в результате которой пострадали или погибли люди. После этого человек отбыл наказание и вновь сел за руль пьяным. С целью не допустить таких водителей за руль мы увеличиваем штрафы до 500 тысяч рублей и уголовную ответственность до трёх лет», — сообщали ранее в ГД.

Все материалы рубрики "Задело"
 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№25 (1665) // 16.06.2021 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net