На чём держатся стены в доме №9 на улице Перронной? Вы не поверите, но держатся они на коврах, то есть на честном слове. Дому более ста лет, его признали непригодным для проживания ещё в 2013 году. Но дело дальше не сдвинулось.
«Наш дом 1905 года постройки. У соседки книга была домовая, где эта дата была написана. Дом наш признан непригодным для жилья. Мы скидывались, все жильцы, нанимали независимого эксперта для его осмотра. Суды выиграли, но до сих пор живём здесь. Президенту писала, но ответом было: обращайтесь к местной власти. А она что? Ни-че-го», – с жаром рассказывает Ирина Уфимцева, одна из жильцов дома. Дом «зажали» так, что «ни охнуть, ни вздохнуть». Он находится на участке, который прилегает к железнодорожной станции Чита-I и автомагистрали Проспект Советов. С третьей стороны ведётся строительство здания, по словам жильцов, для нужд железнодорожников.
Странно, но в 2014 году ветхий дом обследовался специалистами жилищной инспекции края. В акте указывается, что дом 1921 года постройки. Специалисты чётко указали в документе, что расположение дома не соответствует СНиПу из-за опасного соседства железной дороги и автотрассы. Расстояние до них не отвечает нормам.
Жильцы утверждают, что дома нет на картах: «мы узнавали в архитектуре», на его месте якобы обозначена «зелёная зона». «Приезжали к нам из прокуратуры. Сказали, что жить тут опасно и из-за контактной сети, трансформатора. Мы никому не нужны?» – задаётся вопросом Ирина Уфимцева. Каждый проверяющий и оценивающий в унисон говорит: «Жить тут нельзя и опасно». Говорят и уезжают.
Посуда двигается
«Мы выиграли два суда – толку нет. Одна из квартир пустая потому, что все стены рассыпаются, на них грибок», – показывает мне увесистую папку бумаг Людмила Романова. В очереди на расселение семья стоит на 286 месте, по последним данным. Всего в доме живут 10 человек.
Идём в квартиру. В общем коридоре к стенам лучше не прикасаться – развалятся, висящая наружу проводка настолько старая, что, кажется, даже ток бежит по ней с трудом. «Ну, как это может не загореться? А щиток? Когда идёт дождь, то вся вода хлещет по стене, на которой он установлен. Тут не трогаем ничего. Взялась я как-то коридор белить, зацепила кусочек извести, и штукатурка упала».
Заходим в квартиру. Замечаем на кухне ковёр. Думаете, для чего он там? Людмила поднимает его, и взору открывается «великолепная» дыра на стене. «Мы не пытаемся это исправить – страшно. В комнатах тоже ковры – на них стены держатся».
Из услышанного стало понятно, что этот дом некогда был конторой, принадлежавшей железной дороге, потом сюда заселили людей. Здесь жили дедушка и бабушка Александра Романова, здесь родился его отец в сороковых годах. Оптимистичная женщина говорит, что им с мужем повезло: две стены тёплые – к соседям выходят. «Я посуду в стенке, не поверите, каждое утро двигаю на место. От поездов у нас тут всё ходуном ходит. Пыль можно протирать весь день, сыплется всё с потолка».
Жуткая лестница
Просим провести нас вокруг дома. Видно, что завалинки подлатать надо, но их трогать никто не решается. Да и на крышу лезть смельчаков нет, не дай бог, она провалится. Стены дома обшиты досками, которые давно стали трухлявыми. «Мы тут, как заплатка. Обгородили со всех сторон. Как к нам проедет пожарная машина, например?» – говорит Ирина Уфимцева. Попасть на этот участок и ногами сложно. Лестница, выходящая в город, представляет собой жалкое зрелище. Рядом с лестницей как раз стройка, огороженная высоким металлическим забором. Раньше жильцы могли здесь ходить.
Регулярные потопы
К слову сказать, о доме довелось узнать после произошедшего декабрьского потопа на этом участке. «Это уже не первый раз нас топит, вода бежала откуда-то с улицы Горбунова. Осенью с этой стройки текло. Вот тут у нас бабушка живёт. Пойдёт она во двор и упадёт. Пеняют тоже на стройку. «Водоканал» приезжал, долбили у нас в ограде, убрали не всё», – показывает ограду, покрытую льдом, Людмила. А Ирине Уфимцевой, как пошла вода, пришлось срочно перекидывать поленницу в другое место. Беспокоит жителей дома и канава для сточных вод (она находится между железной дорогой и участком), сейчас она доверху наполнена льдом, сюда же работники «Водоканала» вывезли лёд из ограды. Весной всё это вернётся обратно под ноги жильцам.
…Как, спрашивается, жить людям в таких условиях? Надеяться на ковры?
Все материалы рубрики "Задело"
Ольга Чеузова
Фото автора
«Читинское обозрение»
№6 (1594) // 05.02.2020 г.
Вернуться на главную страницy
0 комментариев