Размещённая в одной из комнат Читинской художественно-промышленной школы, она была междугородней и даже международной. 26 апреля в газете «Забайкальская Новь» её редактор Арсений Васильевский, лично побывавший на выставке, писал: «На этой маленькой фотографической выставке убеждаешься и в том, что содержательность выставок не вполне зависит от количества выставленных предметов, и что количественную бедность можно заменить качественным богатством. Эта скромная фотографическая выставка даёт много материала для наблюдений и заключений. И, конечно, прежде всего, наводит на мысль о соперничестве художественной фотографии с живописью».
Он отметил работы как местных, так и приезжих (в Чите в 1919 году было много беженцев из Европейской России) фотомастеров. Из местных он особо отметил «пейзажистов», констатируя, что «интересны снимки А.К. Кузнецова: вид Иркутска, разлив реки Читы в 1897 году, снимки М.И. Союзова: виды Байкала, промыслы в Тайге и пр. В.Ч. Дорогостайского «Северо-Зап. Монголия».
Посетители выставки впервые воочию могли увидеть картины, оставленные боями, произошедшими во время установления советской власти в Москве в ноябре 1917 года. «Каким-то чудом, — писала «Забайкальская Новь», — были доставлены снимки с московских построек, повреждённых при бомбардировке столицы. Наиболее тяжёлое впечатление производит зияющая рана, диаметром около 4 аршин в одном из куполов древнего Успенского Собора».
Это была не первая фотовыставка в столице Забайкалья. Ещё в 1913 году в Чите было создано Забайкальское фотографическое общество. К концу того года в его рядах состояло 123 человека. Считается, что самыми активными членами этого общества тогда были не просто известные фотографы, но и общественные деятели Алексей Кузнецов и Николай Чарушин. В статье об этом обществе краеведа Надежды Закаблуковской в «Энциклопедии Забайкалья» сообщается, что в 1914 и 1915/16 годах общество организовало в Чите две фотовыставки. Завершается статья констатацией, что после «революции и гражданской войны в области фотографии работали отдельные фотографы и немногочисленные фотосекции. Общество распалось». Но, оказывается, в годы гражданской войны общество продолжало жить. Более того, именно оно весной, а потом и осенью 1919 года организовало в Чите две фотовыставки.
К слову сказать, посещение выставки было не бесплатным. Но вырученные средства не предназначались фотографам. «Деньги, вырученные от устройства выставки, — заранее, ещё 20 апреля проинформировала «Забайкальская Новь», — предназначаются молодой армии, действующей на фронте».
Международный характер выставке предали снимки японских фотографов. «Забайкальская Новь» по этому поводу ограничилась одним предложением: «На снимках японских авиаторов вы полюбуетесь Читой, снятой с высоты 3500 футов, и хотя с трудом найдётся домик, в котором живёте».
А ведь это были первые в истории Читы её снимки, сделанные с высоты птичьего полёта. Более щедрой на слова была газета «Русский Восток», напечатавшая 27 апреля о выставке подробную заметку. «Гвоздём» выставки, – констатировалось в ней, – являются снимки г. Читы японскими лётчиками с высоты 3 500 метров. Несмотря на мелкий масштаб, силуэты зданий можно легко узнать, особенно интересной выглядит Соборная площадь с прилегающими к ней зданиями. С высоты птичьего полёта г. Чита представляет правильно распланированную площадь и довольно живописна. Большие здания, как напр. Семинария, Гимназия, Музей выявляются на произведённых снимках в красивых пятнах».
Судьба этих, безусловно, уникальных снимков неизвестна. Возможно, что они хранятся в японских архивах. А может быть, их напечатали в каких-нибудь исторических книгах, изданных в Японии и посвящённых участию этой страны в гражданской войне в России.
Сохранились же, к примеру, японские открытки той поры, на которых изображён полёт японских самолётов над Сибирью как раз в то время. Именно с таких самолётов велись и снимки Читы в 1919 году.
Когда стало известно, что Читу в марте должен посетить генеральный консул Японии в России Масанори Фукусима, я попросил министра международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Забайкальского края Алексея Дроботушенко передать ему мою просьбу помочь в поиске этих снимков Читы. По словам Алексея Викторовича, самого заинтересовавшегося этой историей, он выполнил мою просьбу. Будем надеяться, что консул поможет в этих поисках. И если «гвоздь» фотовыставки 1919 года, то есть снимки Читы, в Японии сохранились, возможно, читинцы однажды увидят, как выглядел их родной город с высоты птичьего полёта в самый разгар гражданской войны в нашей стране.
Все материалы рубрики "СундуЧОк"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№16 (1552) // 17.04.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев