Главная / Авторы / Виолетта Вдовяк / Музей декабристов: без права на перемены?
Музей декабристов: без права на перемены?
И здание храма, и окружающая территория могут стать аутентичной площадкой


Часть I
Часть II
Часть III

Протоиерей Роман Витюк, заштатный клирик Читинской епархии, продолжил обмен мнениями по поводу возобновления богослужений в Церкви декабристов. Этот священнослужитель — сторонник того, что и здание храма, и окружающая территория могут стать аутентичной площадкой, где читинцы и гости города будут изучать историю и культуру региона.

— Михайло-Архангельский храм расположен в историческом центре Читы, и музей декабристов в его стенах действительно кажется островком памяти и лучом света среди царящей вокруг разрухи. Пасторальные картинки с острогом и Банным озером оставляют впечатление потерянного рая. Неудивительно, что множество людей против того, чтобы там были изменения. Давайте зададим им вопрос: изменений не должно быть сколько лет — десять, двадцать пять, пятьдесят? Или вообще, до конца света и Второго пришествия Христова ничего нельзя будет трогать в нынешней экспозиции? А если зданию потребуется ремонт?

На самом деле, всё вокруг нас меняется. Что ещё в Чите осталось неизменным с брежневских времён? Хороший вопрос, не правда ли? Изменения происходят везде, даже на кладбище есть жизнь. Меняются и музеи. Любой современный подросток может счесть посещение читинского музея невыносимой скукой и насилием над собой. А вечером он отыграется: купит с друзьями пива, закурит в беседке на историческом месте, разожжёт костёр из буккроссинговых книжек… Можно сколько угодно ругать молодёжь, но это не будет решением вопроса.

Представим себе наш музей не в нынешнем виде сельского дома культуры, а в виде тематического парка. Здесь есть реконструкция острога с помещениями для стражи, оружия, лошадей, восстановленные по сохранившимся воспоминаниям комнаты декабристов, жилища бурят, подлинная сохранившаяся церковь с функциональным интерьером, лодочки на живописном Банном озере. В летний сезон персонал музея — студенты-историки в костюмах офицеров, казаков, штатских, представителей коренных азиатских народностей, жён декабристов, персонажей фильмов «Звезда пленительного счастья» и «Даурия». Любой из костюмов можно взять напрокат и сделать селфи в исторических декорациях. Для детей есть несколько интересных мастер-классов, один из которых — написать гусиным пером, в старой орфографии строки из ответа декабристов Пушкину, что интереснее любого айфона. После этого невозможно будет не полюбить историю, а многие наверняка захотят посвятить ей свою будущую профессию. Что мешает сделать такой мастер-класс прямо сейчас?

В нынешнем состоянии музей декабристов не выглядит как что-то стабильно работающее, чего категорически не следует трогать, но он как лежачий камень, под который не потечёт никакая вода. Несколько лет назад кто-то решил дополнить архитектурную композицию церкви полосатым столбом (правила зонирования исторического ландшафта? — никогда про такое не слыхали!).

Да, лучшее, что можно сделать с памятником — не лезть туда ни с какими «улучшениями». Любое неграмотное вмешательство и искажение сохранившейся исторической среды — это зло. Среди базовых методических требований к реставрации таких объектов — не применять новые материалы. Но церковь декабристов в советское время подверглась этим неуместным «улучшениям». К примеру, асфальтовая отмостка по периметру фундамента, она к тому же вредна для здания. А неказистые бордюры из армированного бетона? Самый несуразный элемент, появившийся в 1970-е гг., — крыльцо. Очевидно, его заказали декоратору из драмтеатра — вышло нечто среднее между теремком Ивана Царевича и избушкой Бабы Яги. Ещё один курьёзный элемент — остекление яруса звона на колокольне. Яруса звона, Карл! Нигде в мире такого нет, только у нас.

Музей декабристов — до такой степени узкоспециализированное учреждение, что его сотрудники не замечают: здание находится прямо посреди кладбища, где захоронены первые поколения читинцев. Может, не так уж и неправы те, кто усматривает в почитании декабристов некий местный квазирелигиозный культ со своим «святилищем».

В память о всех погребённых здесь, по русской традиции, давно нужно было установить поминальный крест, зона вокруг церкви должна стать мемориальной… Я хочу напомнить, что история этого здания не ограничивается декабристами. В 1905 году прихожанином церкви был молодой врач Городской больницы Валентин Войно-Ясенецкий, здесь он сочетался браком. Позже, овдовев, постригся в монахи с именем Лука. Святитель Лука — один величайших святых прошлого века, почитаемый всем крещёным миром. В память о нём в музее нет ни одной буквы.

Приходится слышать, что «храмов в городе и так достаточно». Действительно, можно насчитать четыре церкви на расстоянии пешей доступности (для здорового человека молодых и средних лет) от церкви декабристов. Но есть города-музеи, города-памятники, где на небольшой площади — десятки сооружений одинаковой функциональности. И никто не говорит: давайте мы вот этот не будем восстанавливать, потому что есть полсотни других. Интерьер церкви декабристов должен быть восстановлен, потому что у нас здесь Чита, а не Маньчжурия. Сегодня требуется колоссальное воображение, чтобы представить, как в стенах этой архаичной атеистической экспозиции могло совершаться венчание и другие богослужения.

Я считаю, что вопрос о будущем старейшего здания Читы необходимо ставить и решать с привлечением сил и в соответствии с лучшими традициями российских музееведов и реставраторов.

Часть V
Часть VI

Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"
 

Виолетта Вдовяк
«Читинское обозрение»
№43 (1683) // 20.10.2021 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net