Главная / Авторы / Денис Приходько / Что мешает тратить деньги?
Что мешает тратить деньги?
Итоги реализации национальных проектов в 2020 году подведели в Забайкалье


Первый вице-премьер правительства Забайкальского края Андрей Кефер подвёл итоги реализации национальных проектов в 2020 году. По его словам, на фоне других субъектов Федерации наш регион выглядит весьма неплохо: «Твёрдые середнячки. При этом губернатор нас постоянно критикует и правильно делает».

Курс на развитие
Напомним, что в мае 2018 года президент Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года». Документ предполагает создание условий и возможностей для самореализации россиян, повышение уровня жизни, строительство доступного жилья и хороших дорог. Ради достижения амбициозных целей сформирован комплекс национальных программ, охватывающих ключевые направления экономического и социального развития страны: «Образование», «Здравоохранение», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автодороги», «Жильё и городская среда», «Экология» и другие.

Национальные проекты — это инициатива федерального уровня, но за их воплощение в жизнь отвечают региональные власти. На практике это выглядит следующим образом: регионам, на условиях софинансирования, выделяют федеральные средства, на которые можно строить, ремонтировать и покупать. В 2020 году в Забайкальском крае планировалось израсходовать 13,5 миллиарда рублей на 956 мероприятий.

Не припомню, чтобы такое количество мероприятий, с таким объёмом средств реализовывалось на территории края. Это дополнительные деньги, которые остаются в Забайкалье и очень благотворно влияют на региональную экономику, — прокомментировал Андрей Кефер.

Когда год не задался
В 2020-м власти всех уровней сосредоточились на борьбе с коронавирусом, это серьёзно затормозило реализацию нацпроектов по всей стране. В Забайкальском крае темпы освоения федеральных денег на протяжении всего года также оставались низкими. Вот лишь несколько цифр с комментариями Андрея Кефера, характеризующих ситуацию:

Середина октября — кассовое исполнение национальных проектов в Забайкальском крае составляло около 50%, освоено 6,8 миллиарда рублей.  Необходимо идти на крайние, непопулярные меры, но задача, которая перед нами стоит, должна быть выполнена. Середина декабря — за две недели до нового года кассовое исполнение — 77%. Мы должны освоить оставшуюся сумму, и других вариантов у нас нет. Конец декабря — кассовое исполнение 97%, остаток по нацпроектам 420 миллионов рублей. Практически все средства на отработке в казначействе. Небольшие «хвосты» надо доработать. С контроля эти вопросы не снимать.

Проблемные точки
Значительная часть средств, выделенных на реализацию нацпроектов, расходуется на строительство и ремонт различных сооружений. Именно в этой части возникли трудности.

Строительная отрасль Забайкалья с таким количеством объектов не справляется. Это я могу сказать точно. Многие объекты возводятся компаниями из Улан-Удэ, Новосибирска, Иркутска. Им сложнее работать вдали от собственных строительных баз, технику и людей нужно перебрасывать. Несмотря на это, предприятия из других регионов строят активно. Поэтому строительному сектору Забайкалья нужно готовиться к серьёзной конкуренции, — добавил первый вице-премьер.

Практически все объекты в прошлом году оказались в зоне риска. Компании, которые работали со средними и небольшими объектами, например, возведение ФАПов или пристроек к детским садам, довольно быстро сориентировались. Хотя в районах края проблемы всё же были. А вот масштабные проекты заставили региональное правительство напрячься.

Остаётся самый большой объект — школа на 1100 мест в Чите, в микрорайоне Октябрьский. Его должны были сдать в конце 2020 года. Строительством занималась надёжная, проверенная компания «РУС», — уточнил руководитель. — К сожалению, мы с  вами оказались не готовы к строительству таких объектов в условиях ограниченного ввоза рабочей силы. То есть, не приехали китайские рабочие, и подрядчик из-за этого серьёзно снизил темпы. Пытались набрать местных рабочих, но оказалось, что у нас банально нет каменщиков, которые возводят стены с такой же динамикой и квалификацией, как китайцы. Есть опасность изъятия федеральных средств, а это 229 миллионов рублей. Мы предпринимаем всевозможные попытки решить вопрос в нашу пользу. Если этого не случится, то компания «РУС» попадёт в очень тяжёлое положение, её ждут штрафные санкции.

Пандемия наглядно показала, что необходимо уделить внимание среднему профессиональному образованию, перестроить его под нужды дня сегодняшнего.

Строительных объектов много, а количество специалистов, которые будут их возводить, ограничено, — добавил эксперт. — Зарплата достойная, но подходящих людей найти невозможно. Когда я разговаривал со строителями, мне сказали, что при соответствующей квалификации и выработке зарплата каменщика может доходить до 150 тысяч рублей в месяц. Сейчас прорабатываем вопрос, чтобы на площадках крупных строительных компаний организовать своеобразные школы, учить теории и практике.

На вопрос о том, насколько эффективно отрабатывали национальные проекты отраслевые региональные министерства, кто отстаёт, а кто отличник, первый вице-премьер ответил:

Никого не хочу записывать в двоечники. Если кто-то отстаёт, то это и моя вина, в какой-то степени. Сложности возникают с отчётами и документами. Проблемы, в первую очередь, связаны с системой внутреннего контроля. Представляете, сколько проектов реализуется в крае, например, по линии образования, а документы в соответствующем министерстве проверяет всего один человек. Пытаемся настроить систему в ручном режиме.

Кроме того
Самым дорогостоящим — 4,7 миллиарда рублей и значительным в масштабах Забайкальского края оказался нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Проект, который вызвал больше всего нареканий со стороны читинцев, они сетовали, что всё лето дороги города были перекрыты и перекопаны, хотя именно благодаря этому проекту сейчас все накладки уже устранены, — уточнил руководитель. — Когда Забайкальский край попал в нацпроект «Экология», мы решили, что скоро сможем вдохнуть чистого воздуха. Успехами хвастаться не буду, лучше расскажу о том, что сделать не удалось. Актуальный для Читы проект «Чистый воздух»: троллейбусные линии до КСК и Каштака, переключение котельных…. Все необходимые документы мы своими силами подготовили, они прошли экспертизу в минприроды и были утверждены. В начале года рисков не было. Но из-за пандемии Федерация средства до нас так и не довела. Выполнить эти мероприятия оказалось просто невозможным. Они переходят на 2021-2022 годы. Мероприятия по программе «Чистая вода» на сумму 770 миллионов рублей также перенесены. Есть договорённость с федеральными ведомствами, что проекты обязательно реализуем.

Подводя итоги года, Андрей Кефер признал, что контролировать большую стройку очень сложно:

Хочу сказать о необходимости установления общественного контроля за строительством, которое ведётся в рамках нацпроектов. Самый большой эффект достигается там, где общественные группы, местное самоуправление у себя на местах организуют контроль: вовремя тревожат нас и не дают спокойно спать подрядчикам. Там мы видим самые лучшие темпы строительства.

Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"
 

 

Денис Приходько
Фото с сайта 111bashni.ru
и с сайта dor38.ru

«Читинское обозрение»
№3 (1643) // 13.01.2021 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net