Главная / Трибуна «ЧО» / Эпичный провал
Эпичный провал
«Викинг»: как вывалять в грязи русскую историю


Вероятно, буду в числе последних, кто выскажется о новом творении отечественной киноиндустрии «Викинг». Тем не менее, рискну высказать и свою точку зрения.

Начинается фильм почему-то цитатой из Мао Цзэдуна «История – это симптом. Диагноз – это мы». Мао Цзэдун имеет мало отношения к средневековой Руси, но, поверьте, это самые разумные слова в фильме.

Сценаристами «шедевра» названы Андрей Рубанов, Виктор Смирнов и Андрей Кравчук, и я думаю, что их-то и нужно благодарить за два часа бреда, на которые потрачено 700 миллионов государственных рублей.

Немногочисленные персонажи страдают от слабоумия, которое не позволяет им совершать адекватных поступков, но на фоне тотального безумия окружающего мира их глупость меркнет. Иногда сюжет совершает такие завихрения, что трудно понять, что именно происходит…

В начале фильма показана гибель князя Олега, брата главного героя – князя Владимира и Ярополка. Насколько мне известно, Олег погиб во время войны с Ярополком, спасаясь бегством с поля боя. Но это показалось создателям фильма банальным.

Итак, Олег вместе с друзьями охотится в лесу на тура. Внезапно появляются трое других охотников, которые, после того, как тур был убит, предлагают Олегу поделить добычу. Они представляются Олегу слугами его брата Ярополка. Обидевшись на предложение поделить мясо, Олег тут же зарезал одного из них, второй был застрелен его людьми, после чего сам Олег вместе со своим воеводой Свенельдом погнался за третьим, но встретил старшего брата Ярополка со свитой. Ярополк спросил Олега, за что тот убил его людей. Олег ответил, что у него хотели отобрать мясо тура, предназначенного в подарок его невесте. Ярополк сказал, что он тоже приготовил подарок на свадьбу и раскрыл брату объятия, но Олег крикнул: «А я тебя не звал!». Пока Ярополк стоял, обескураженный такой наглостью, Олег по-княжески кинулся наутёк. Увидев возвращающихся с охоты охотников, жители Полоцка (а именно там гостил Олег) сразу запаниковали и решили закрыть на всякий случай крепостные ворота. Пытаясь прорваться внутрь, сильно перетрусивший Олег случайно упал в крепостной ров вместе с лошадью и разбился насмерть.

Кто виноват? Ясное дело, Ярополк. Напугал объятиями робкого младшего брата. Нельзя ж так. Создатели фильма дальше велеречиво объясняют нам, что Владимир поступил совершенно правильно, напав на старшего брата, потому что должен был отомстить за смерть Олега.

Скажу сразу, мне жаль Ярополка. Это единственный почти адекватный персонаж фильма, неплохо сыгранный Александром Устюговым, но безжалостно принесённый в жертву всеобщему идиотизму.

Анатолий Максимов:
– Всё, о чём рассказывает фильм, было на самом деле.

После титров в фильме появляется главный герой – князь Владимир Красное Солнышко (Данила Козловский). Сценаристы решили исключить из его окружения дядю Добрыню, прототипа сказочного богатыря, но зато подарили ему варяжского полководца Свенельда, который Владимиру не служил. Авторы из кожи вон лезли, чтобы показать князя положительным персонажем, и нужно заметить, что образ неряшливого бесхарактерного идиота им отлично удался.

Сценаристы иногда заглядывали в «Повесть временных лет»: некоторые события они оттуда взяли, но переосмыслили на свой лад.

Владимир появляется у ворот Полоцка с войском, набранном среди варягов, и сватается к княжне Рогнеде. Город показан при этом размером с мою дачу.

Поскольку Рогнеда имеет интеллект амёбы, она принимает решение мгновенно. Что делать, если твой жалкий городишко окружён крепкими мужиками? Правильно: нахамить им. «Ты сын раба!» – кричит Рогнеда, и тогда Владимир захватывает Полоцк, насилует Рогнеду перед её родителями и убивает их, а потом женится на Рогнеде и дальше неплохо с ней ладит.

Нельзя не отметить и богатство декораций и костюмов. Вот что говорит на сайте Первого канала продюсер фильма Анатолий Максимов: «Восстановили мы всё, начиная с нитки одежды и кончая декорационным строительством… Мы строили декорации по принципу 360 градусов: человек заходил туда и проваливался на десять веков».

Пока что я вижу, куда провалился 1 миллиард 250 миллионов рублей. Город Полоцк, обнесённый криво слепленной стеной, наскоро выстроен из каких-то палок и досок. То ли сорочье гнездо, то ли крепость – не поймёшь. Проживает в Полоцке человек 30. Городище!

Но уж на чём не сэкономили, так это на грязи. Она всюду.

Ощущение, что именно грязь и есть главный герой фильма.

Древняя Русь в грязи утопает. Грязь доходит до колен. Она чавкает под ногами героев в любое время года, покрывает лица и одежду почти всех героев. По-видимому, древние русские считали неприличным появляться на публике без слоя грязи на лице. В одной из сцен персонаж бреется, используя грязь под ногами как крем. После изнасилования Рогнеды Владимир выходит из дома потерянный, но вдруг видит ледяную грязную лужу и плюхается в неё. О, блаженство! Представляю: идут древние русские по улице, видят, как в луже что-то визжит и плещется… Свинья? Нет, это князь принимает ванны, обычное дело!

Киев, в который Владимир едет после захвата Полоцка, больше и богаче. Он занимает территорию не менее четырёх деревенских участков, и в нём проживает примерно человек сто. Делать ворота в Киеве тоже не умеют, поэтому Владимир вламывается в город. Богатство княжеской резиденции таково, что я не могу понять, зачем братья тягаются между собой за княжеский престол.

Дворец князя построен из горбыля и напоминает сарай. В стенах полуметровые щели. Киев, конечно, расположен в тропиках, и утепляться там ни к чему. Во дворце нет ни ковра, ни постели, ни посуды, ни монетки, из мебели кое-как сколоченные столы и стулья, пол и мебель покрыты тем же слоем грязи, по полу ходят куры. У самого князя всего одна рубашка из мешковины, которую он носит годами. Нет у князя и кольчуги, и шлема, и приличного меча, на нём лишь камзол из кожи, и конечно, всё это тоже покрыто грязью.

В то время как Русь показана донельзя убогой, грязной и тупой, Византия – процветающей.

Константин Эрнст:
– После просмотра «Викинга» каждый сможет ответить, кто он, и почему он может гордиться историей своего народа. Это кино о любви, о жизни и о смерти. Это кино о зрителях, о каждом из нас.

И византийцы-то в фильме появляются умытыми, в чистой богатой одежде, культурными людьми. Допустим. Но ведь нам известно, что отец Владимира Святослав ходил в поход на эту самую Византию, а также и Олег. Что ж они, не догадались заодно ограбить византийцев и хоть кусочек ткани привезти домой?

Владимиру удаётся захватить в плен беременную жену Ярополка, княгиню Ирину, византийку, которая вообще непонятно кем является. Создатели фильма уверяют, что их вдохновил образ царевны Анны, но в фильме упоминается и реальная царевна Анна, и при этом в одной из сцен Ирина говорит, что её на самом деле зовут Анна и она из Корсуни. Пытаясь спасти жену, Ярополк приезжает на переговоры к Владимиру, который приказывает слугам убить его (прощай, Ярополк!). Увидев умирающего брата, Владимир хватает его в объятия, падает с ним на пол и начинает кататься по полу, стараясь посильнее испачкаться в крови.

Далее события развиваются всё так же бредово.
Киевляне хотят принести в жертву Перуну ребёнка Иоанна, сына княжеского воеводы – христианина Фёдора. Пытаясь спасти сына, Фёдор лезет с ним на башню посередине города. Как его оттуда снять? Можно подстрелить из лука, но киевляне не ищут лёгких путей. Они начинают рубить башню топорами.

Создатели фильма не знают, кто такие печенеги, и путают их с монголами. Так они в фильме и показаны.

Ещё нас убеждают в том, что Владимир – великий стратег. Киев осаждён печенегами. И у него денег хватило только на то, чтобы нанять единственного воина-варяга. И тут в голове полководца рождается гениальный план заманить печенегов под стены города. Для этого он выпускает за ворота единственного воина, и печенеги его убивают, начиная штурмовать Киев.

Тогда киевляне подтаскивают телеги, поджигают их и бросают вниз со стен. Катапульт нет, но ничего страшного: брошенные руками телеги всё равно летят с силой пушечного ядра. Печенеги разбегаются, ликующий Владимир подходит к стене, смотрит вниз и видит, что горит его деревянная крепостная стена. Причём не в одном месте, а вся. Владимир минут пять соображает, что делать, потом орёт: «Воды!». И тут же начинает идти дождь. И все понимают, что Владимир – избранник бога.

Ирина рассказывает Владимиру о существовании новой веры – христианстве. Поскольку Владимир – тупой русский (привет от Эрнста!), он потрясён до глубины души этими новыми сведениями. Его родная бабка Ольга, под надзором которой он рос, между прочим была православной. Он знал, что Ирина христианка. В Киеве жило много христиан, и вышеупомянутый воевода Фёдор был христианином. Но только сейчас до князя дошло, что на свете бывают христиане!

Позже выясняется, что Владимир настолько тёмный, что он не только не умеет читать, но и не знает о существовании письменности. И когда Ирина показывает ему надпись «Анна», он глубоко удивлён, что какие-то чёрточки можно понять.

Отбив осаду, Владимир во главе мощного войска человек в 30 отправляется на завоевание Корсуни, но сталкивается с армией печенегов во главе с Варяжко, который поклялся отомстить ему за смерть Ярополка. И тут Владимир изобретает новый вид вооружения: сухопутные корабли.

Корабли затаскивают на холм, после чего Владимир и его дружинники садятся в них и едут, как в танках, навстречу вражескому войску. Корабли отлично умеют ездить по грязи. И даже заострённая форма днища корабля не мешает им кататься. Дружинники размахивают мечами и убивают всех печенегов.

Светлана Ходченкова:
– Фильм «Викинг» – это гениальное кино.

Все волхвы в фильме – грязные, оборванные идиоты, лепечущие что-то бессвязное. Несмотря на то, что византийцы показаны чистыми и культурными, они тоже тупые и зачем-то привозят нищему и почти побеждённому Владимиру золото и соглашаются отдать замуж за него багрянородную царевну Анну, а особенно начинают любить его после того, как он захватил у них город Корсунь. Печенеги видят, как к Владимиру плывёт на помощь единственный корабль византийцев, гружённый золотом. Им бы захватить корабль, убить команду и свалить всё на киевского князя, но поскольку тупы и печенеги, они снимают осаду и уезжают.

Не могу не сказать о поразительно философской сцене обращения Владимира в христианство. Создатели явно изо всех сил тщились показать, что в тёмную Русь цивилизация пришла только вместе с крещением.

Сей содержательный разговор состоялся у Владимира с византийским попом Анастасом в захваченной церкви.

Анастас: «Расскажи всё плохое, что вспомнишь». Владимир: «Я у брата кораблик украл». Анастас: «А потом?». Владимир: «А потом убил его». Анастас с видом глубокого удивления: «Из-за игрушки?!». Владимир отрицательно машет головой, тогда поп спрашивает: «Сам убил?». «Сам». «Всё?» «Нет. Ещё я жену свою силой взял». «Сам?». После десяти минут такого допроса поп наливает в чашу воды, сверху льёт масло и поджигает его, а потом эту грязную воду даёт Владимиру выпить. Всё, теперь он христианин.

Завершает фильм сцена крещения жителей Киева, где все они, одетые в белые чистые рубашки, с радостным визгом бегут креститься. Очевидно, что у каждого киевлянина дома была припрятана белая рубашка, но они её берегли на случай, если захотят сменить веру, а в ожидании валялись в грязи.

…Не ищите в этом фильме ни исторической правды, ни правдоподобия. Не ищите логики, красивых костюмов, качественных декораций и таланта. Из эпического блокбастера получилась смешная комедия. Только смеёмся не мы, а над нами.

Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"
 

Анастасия Юрьева
«Читинское обозрение»
№3 (1435) // 18.01.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net