Проект «ЧО»
Как обустроить Забайкалье
Уже весной власти края должны представить Москве план развития. Куда двигаться региону? «ЧО» предлагает думать вместе. Присоединяйтесь!
Пока новогоднее настроение не развеялось окончательно, давайте на минуту забудем о мировых кризисах и о том, что «мечтать не вредно, но…». Реалисты, мы без того то и дело вешаем пудовые гири на крылья вдохновения, оказывая себе и будущему медвежью услугу. Между тем, именно он – мишка косолапый – нам и нужен!
Стереотип в помощь
Много энергии и совершенно бесполезно тратят сибиряки на то, чтобы развенчать миф иностранцев, да и жителей центральной России, о том, что у нас медведи по улицам ходят. Смеёмся, обижаемся, отнекиваемся, доказываем, что, мол, цивилизация давно шагнула вперёд и вообще. Самой приходилось «сражаться» с патриотичным пылом за край родной с шумной говорливой Кубанью и лениво интересующейся Москвой. Зачем?! Медведи – так медведи. Пусть «ходят»! В конце концов, сама жизнь, вековое представление о Сибири уже создали ей самый надёжный и раскрученный бренд. Не только в мире, уже за Уралом медведь прочно связан с нашей «глухоманью». Лучшую рекламу поищи.
Багульник как символ Забайкалья безусловно хорош, в сердце каждого забайкальца его нежный, но пламенный оттиск. Но слишком уж скоротечно его буйное цветение, да и сколько лет расцветает, а толпы паломников из иных земель посмотреть на это чудо природы не замечены. Плохо зазываем? Может, и так.
Гуран… Со всем уважением к их бронзовой мощи и грации приходится признать, что самоцветные камни горячего туристского интереса копытцами не выбивают. При этом любой рекламщик подтвердит, что с обаянием мишек (вспомните хотя бы знаменитого Тедди, покорившего континенты) не сравнятся ни цветочки, ни козочки.
А теперь спускаем фантазию с поводка!
С китайским размахом
Баннеры с бурыми громадинами встречают гостей Читы уже у воздушных и железнодорожных «ворот». Как и путеводители по «Медвежьему маршруту». Вот, пожалуйста, и автобус, на боках которого «залёг» мохнатый симпатяга. Поехали!
Близ Маньчжурии каменные мамонты «разгуливают». У нас – медведи. В отличие от Чингисхана, имя которого бередит умы проектировщиков туристических зон, к медведю никаких претензий ни у кого. Особенно у китайцев. Утомив фотоаппараты в Медвежьем парке, Медвежьем музее с самым большим в мире количеством экспонатов, художественном музее с самой шикарной коллекцией Топтыгиных маслом, тушью, акварелью… туристы проезжают мимо зданий, одно из которых напоминает очертаниями громадного хозяина тайги. Вдали, на возвышенности, потому видно издалека, комплекс зданий образует в ансамбле единое изображение (такие картины сейчас модны в интерьере) – шагающего медведя. В кондитерских города нарасхват сахарные, шоколадные, мятные (продолжите сами…) медвежата. Ремесленники, рукодельники обеспечили сувенирный тыл… Рестораны, кафе с энтузиазмом продвигают бренд в жующие массы.
Отель в форме собаки. Что мешает нам построить такой в виде Топтыгина или, на худой конец, бочки с мёдом, берлоги?
Медведь мёд обожает. Забайкальские пасечники на что? Они не первый год твердят, что сладкую жизнь региону способен обеспечить именно он.
В парке Дома офицеров – оригинальные скульптуры косолапых (они, кстати, там уже «водятся»). На главной городской площади ходят аниматоры в костюмах знаменитых мультяшных медведей (какой ребёнок от 3-х до 33-х не попросит селфи на память с Винни Пухом или Медведем из «Маши и Медведя»!). Зимой – ледяные горки-берлоги.
Кульминация тура – городской зоопарк. Весь – сбывшаяся сказка. Обитающим здесь медведям бурой завистью завидуют мохнатые родственники из швейцарского Бёрна.
А в Бёрне (Швейцария) сделали так…
Перед въездом в старый город построена медвежья яма и огромный вольер, в котором живут медведи. Живые хищники гуляют в вольере около реки, а в медвежьей яме их заменяют деревянные макеты. Медведи – символ города. Для них здесь созданы все условия: вольер с водоёмом и мостом, с которого можно полюбоваться мишками (установлен специальный бинокль). На кирпичиках брусчатой дорожки выгравированы имена тех, кто оказал финансовую помощь в обустройствае набережной, постройке вольера и содержания косолапых.
– Ну, вот и приехали! – найдёт, к чему придраться, холодный скептик. – Бёрн, Берлин, Ярославль. Достаточно оснований для остуды мечты?
А что такого-то? Эти три города вполне уживаются со своим якобы «плагиатом». К тому же у нас, напомним, город русского медведя. Пусть швейцарцы, немцы как раз и едут из любопытства и ради сравнения. К тому же китайцам (не будем сбрасывать со счетов приграничное положение) до Ярославля пилить и пилить, а до Читы – сами знаете.
Что касается «животной» темы в символике городов, то не один медведь «засветился».
Зоо-марка
Город Петушки во Владимирской области, разумеется, предпочтение отдал Петуху. Гусю – Гусь-Хрустальный. Орлу – Орёл, Пятигорск, кавказские Минеральные Воды, из государств – Мексика. Мыши – Мышкин (в этом маленьком городе находится единственный в мире музей Мыши). В словацком Комарно есть памятник Комару. Украинцы считают символом своего Лисичанска… лису, конечно. Нарицательным стал тамбовский Волк. Общеизвестна Капитолийская Волчица, выкормившая братьев-основателей Рима. Много-много их – животных, птиц, насекомых, ставших символами городов и стран. Однако далеко не везде эти символы «заходят» дальше герба, на котором изображены. Чаще всего дело ограничивается соответствующим музеем и скромным набором сувениров в вокзальной лавке. Если так, то русского медведя лучше и впрямь оставить «неприрученным».
В Ярославле, рассказывают очевидцы, медведь всюду «наследил»: клумбы, шпили на зданиях, памятники, скамейки с его изображениями или в виде его… Из самых известных «тематических» достопримечательностей – небольшой частный музей «Мой любимый Мишка». Возник в 2009 году из личной коллекции горожан; сейчас здесь представлены больше семи сотен экспонатов из плюша, фарфора, стекла, дерева… А также сувениры с изображением медведей из разных стран и городов.
По легенде, Ярослав Мудрый убил секирой медведя, которого на него выпустили местные жители (племена издавна почитали этих животных), основал город, язычников обратил в христианство, а медведь «поселился» на гербе города.
Есть музей «Три медведя» в Южно-Сахалинске (здесь можно познакомиться с мишками из разных стран и материалов). В Паттайе (Таиланд) туристы валом валят в музей Мишки Тедди, потому что плюшевые мишутки растопили сердца сильных мира того.
Есть ли шанс у русского медведя сделать то же в столице нашего Забайкалья? Да так, чтобы аборигены гордились тем, что «по улицам медведи ходят» и не считали себя живущими в медвежьем углу.
Глядишь, и премьер к нам станет чаще заглядывать!
Верите ли вы в Забайкальский край? Каким видите его будущее? На что должна сделать ставку федеральная власть, чтобы повысить уровень жизни в регионе, сделать его более привлекательным для инвестиций и новых видов производства, бизнеса? Делитесь мыслями в рамках нашего проекта «Как обустроить Забайкалье». Все предложения и мнения изучаются экспертным сообществом.
672051 г. Чита-51, а/я 835 chitobozrenie@mail.ru
Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"
Елена Сластина
«Читинское обозрение»
№3 (1435) // 18.01.2017 г.
0 комментариев