Прочитав в «ЧО» от 23.12.2015 г. статью В. Вьюнова, где он ведёт речь о круглом столе, посвящённом угрозам терроризма, признаться, крайне удивилась. Такое чувство, что он побывал на каком-то другом мероприятии. На нашем столе без углов чиновников не было. Были студенты Забайкальского госуниверситета и Забайкальского торгово-экономического колледжа, старшеклассники читинской школы №13 – активисты Поста №1. Библиотека имени Г.Р. Граубина по своей инициативе пригласила ещё учащихся профучилищ.
Автор статьи за месяц знал о готовящейся дискуссии. Правда, принять участие в подготовке круглого стола наотрез отказался, сославшись на то, что с фермы на Тасее, где он живёт, ему выбираться сложно. В нужный час выбрался-таки. Мало того, попросил слово вторым, следом за политологом-экспертом, преподавателем вуза Ириной Кочневой, рассказавшей о ситуации в мире и о роли России, пытающейся не допустить возвращения из Сирии к нам в страну террористов, прошедших там военную подготовку.
Вьюнов сходу заявил: «Тут вообще не то нужно говорить. И не так». А дальше развил теорию о том, что агрессия и, следовательно, терроризм изначально заложены в природе человека. С младенчества (!). Мол, всё дело в избыточной энергии, с которой рождается мальчик. Благо, войны прежде позволяли выплеснуть избыточную энергию. Говорил невнятно, видимо, сам ещё не до конца осознавая свою, простите, бредовую идею. Когда лимит времени был исчерпан, пришлось остановить оратора и вернуться к обсуждению проблем, волнующих студенческую и учащуюся молодёжь.
Участники дискуссии, а это студенты-политологи из «ЮнКлуба» ЗабГУ, пресс-секретарь клуба актуальных политических проблем Мадина Далгатова, говорили о том, что в наши дни нередко Интернет является ловушкой для молодых людей. Политтехнологи, состоящие на службе у террористических организаций, – неплохие психологи, знают, чем и как привлечь молодых людей. Знакомили собравшихся с этими схемами. Вначале вербовщики стремятся показать интернет-респондентам (молодым людям, страдающим от одиночества), что они понимают их, готовы поддержать. А дальше уже идёт запугивание. Девушек вербуют на роль смертниц по другой схеме, для них ловушка иная – игра на чувствах.
Студентки колледжа презентовали свой проект «Причины бездуховности среди молодёжи». Девушки провели анкетирование сверстников и выяснили причины бездуховности: отсутствие веры, незанятость, уход в виртуальный мир.
Ольга Цымбало, преподаватель гуманитарных наук и руководитель дискуссионного студенческого клуба «Лабиринт» того же колледжа, поделилась соображениями о том, что основная беда части молодых людей – отсутствие у них духовно-нравственного стержня. Их немного, не более 10% из всей молодёжной массы (в масштабах всей страны). Но именно на таких ребят объявили охоту «ловцы душ» из международных террористических организаций. Нам надо бороться за своих молодых людей, за каждого из них, убеждена Ольга Анатольевна. А для этого выстроить цепочку нравственного, духовного, патриотического воспитания молодёжи, начиная с семьи, школы, и продолжить воспитательный процесс в среднем учебном заведении, и вузе.
Дмитрий Ткаченко, начальник отделения подготовки граждан к военной службе военного комиссариата края, остановился на том, что в Забайкальском крае необходимо, наконец, принять региональный закон о военно-патриотическом воспитании, и особое внимание правительству края, преподавателям учебных заведений, общественным организациям уделять молодёжной политике.
Отдаю должное сарказму Вьюнова, представившего «товарища военкома», подкатывающего к библиотеке на БТРе, и раздающего автоматы, по-видимому, ученикам школы №13 (но они умеют управляться с автоматами, и продемонстрировали, к слову сказать, это умение собравшимся в своём выступлении на круглом столе). С таким же успехом можно представить самого Вьюнова, явившегося на заседание с выводком гусей или поросят и воспевающего преимущества фермерской жизни, которую он ведёт в последнее время. Труд на земле, как и любой труд, – почётен. А Ткаченко умело вёл разговор о допризывной подготовке молодых людей, о том, какие возможности в Забайкалье для этого есть, об явных изъянах. В этом вопросе он – эксперт, именно поэтому к нему было много вопросов, и именно он долгое время удерживал внимание аудитории. Вьюнову, полагаю, надо научиться уважать своих оппонентов.
В. Вьюнов лукавит, утверждая, что заскучал и ушёл с половины мероприятия. Какое там! Присутствовал на протяжении всего круглого стола, а это два с лишним часа, «цеплялся» к «товарищу военкому», рвался выступать повторно, и покинул зал всего за 15 минут до окончания, так как опаздывал на автобус.
Дискуссия вновь и вновь возвращалась к интернет-войне за души молодых ребят. Забайкальский писатель Олег Петров задал старшеклассникам вопрос, кто из них читает газеты. Лишь одна девушка подняла руку. Но вот в Интернете, как выяснилось, они проводят время все.
С молодёжью нужно уметь разговаривать на их же языке, то есть в Интернете, – подхватил разговор председатель «ЮнКлуба», студент 4-го курса исторического факультета ЗабГУ Владимир Исаков. «Юнклубовцы» создали свой сайт и уже рассказывают на нём сверстникам о методах вербовки террористов, ведут контрпропаганду терроризма в молодёжной и студенческой аудитории.
Поступило предложение от молодёжи и забайкальским писателям активнее включаться в работу студенческих дискуссионных клубов, встречаться на их площадках со студентами. Не только читать свои стихи или отрывки из прозы. Такие «творческие отчёты», увы, проходят, как правило, скучно – с подсадными слушателями в зале. Лишь однажды в ушедшем году довелось присутствовать на иной встрече, с иным, высоким, градусом накала и самоотдачи – с поэтом Евгением Евтушенко. Он говорил не о себе, любимом, – о поэзии, о российских поэтах, умеющих тронуть струны человеческих душ. Рассказывал о людях, которые научили его любить жизнь и отстаивать идеалы. Вот в таких пронзительных, откровенных диалогах нуждаются молодые люди. Студенты хотели бы вместе обсуждать вызовы современности и вместе искать ответы на непростые вопросы, которые перед всеми ставит жизнь – с умными, думающими и подготовленными собеседниками.
И всё же ложка дёгтя в бочке мёда была. Библиотека технически не подготовила мероприятие. Уже в ходе круглого стола, поняв, что галёрка, те самые учащиеся училища, не могут расслышать ни слова из выступлений – зал-то большой, сотрудницы ринулись разыскивать микрофоны. Отыскали два, один из которых оказался неисправным. Поэтому ребят, «уходивших пачками», по образному выражению Вьюнова, можно понять…
Студентам ЗабГУ и колледжа, ученикам старших классов школы №13 повезло – они оказались в зоне досягаемости, слышали все выступления и сами активно участвовали в диалогах. Многие выступления «зацепили» ребят. «Мы – взрослые, и с нами надо разговаривать на взрослые темы. На этом круглом столе мы взяли для себя многое», – вот мнение студентов.
Нина Коледнева,
модератор круглого стола,
член правления Забайкальской
краевой писательской организации
Много шума из ничего
Дорогая редакция! Мы – студенты Забайкальского торгово-экономического колледжа, активисты студенческого дискуссионного клуба «Лабиринт». На дискуссионных площадках своего клуба мы говорим о том, что очень важно для нас. О путях профессионального становления. О молодёжной безработице. И, конечно, о причинах привлекательности терроризма для отдельных молодых людей. Мы считаем, что вся беда в бездуховности части молодёжи. Поэтому и провели опрос среди однокашников – в чём они видят причины отсутствия духовности.
Автор статьи «Паровой котёл» в газете «ЧО» тоже выступал на круглом столе. Но как-то странно. Война, по его словам, давала возможность сбросить избыток агрессии молодым людям. А в наше время у молодёжи нет шансов избавиться таким путём от врождённой агрессии, вот и записываются в террористы.
Но почему он нас не спросил? Мы не хотим войны.
В. Вьюнова на круглом столе прервали. Видимо, он обиделся. И написал статью об этом. Но не совсем правду о том, как проходил круглый стол. Спящих среди нас не было. Да и среди остальных участников таких не заметили. Наоборот, все рвались высказаться. А насчёт ребят из профучилища, что покинули зал… Им просто не хватает культуры, не умеют парни прилично вести себя. И потом, каждый выбирает для себя сам: быть ему образованным, воспитанным человеком или нет.
Ирина Куленкова, Ксения Малых,
Мария Краснослободцева, студентки
Забайкальского торгово-экономического колледжа,
активистки студенческого дискуссионного клуба «Лабиринт»
Прочитала статью В. Вьюнова «Паровой котёл». На таком форуме не повеселишься. Это не КВН, не развлекательная постановка. Вот кое-кто и заскучал. Среди скучающих – и сам В. Вьюнов. И, вероятно, чтобы взбодриться, решил развить тему из интервью нобелевского лауреата С. Алексиевич – о пассионарности.
В своём интервью писательница заявила, что российский народ в 90-е годы ударился в вещизм, и это, якобы, спасло Россию от социального взрыва: пассионарная негативная энергия была сброшена. Но мы-то помним (ещё из школьного курса!): обогащение одних (меньшинства) и обнищание другой части населения как раз и является предпосылкой для социального взрыва… Но т-с-с! Чего не скажешь ради красного словца.
Вьюнов, похоже, тоже склонен к краснобайству. Что такое пассионарность? Это (по Гумилёву) способность и стремление к изменению окружающего. Поэтому пассионарные личности могут быть героями. Или же – террористами. Смотря как карты лягут. Но негативную энергию можно выпустить, как пар в котле. Или сжечь, утверждает автор статьи «Паровой котёл». Например, в горниле войны. Если бы! Настоятельно советую автору этой теории почитать Шаламова, его «Колымские рассказы». В одном из них Шаламов рассказывает о неслыханной резне, которую в лагерях учинили «урки», вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной. Уголовников отправили воевать с фашистами прямо с лагерных нар. Попав по новой на «отсидку» в лагеря для преступников (они после Победы вернулись к воровскому промыслу), эти, явно пассионарные личности, захотели добыть себе привилегированное положение в воровском мире. Как? Унижением соперников и убийством несогласных. Это умение они отточили в ходе войны… Так что (в ситуации с войнами) «ноу-хау» Вьюнова о сжигании в ходе войн или направлении в нужное русло негативной энергии попросту не выдерживает столкновения с реальной жизнью.
Далее Вьюнов рассматривает проект «освоение целины», когда «масса людей с гармошками ринулась в неизвестное». Таким образом, «энергетическое и социальное напряжение были сняты». Но цель освоения целинных и залежных земель была всё-таки иная: накормить послевоенное голодное поколение. Западные страны не рвались продавать нам зерно. Стране Советов, кровь из носу, надо было стать самодостаточной. И второе. Знает ли Вьюнов, что целину поднимали не только молодые люди с гармошками? Целина была тем же лагерем, лишь со смягчённым режимом и укороченным сроком заключения, «откупной» для граждан России, перебравшихся в революцию и годы Гражданской войны в Китай и в 50-е годы решившихся, наконец, вернуться на Родину. Два года работы на целине давало им право на обретение гражданства в СССР. Многие эмигранты согласились на такие условия.
Очередной «гениальный», по мнению Вьюнова, проект – БАМ. Гениальный не потому, что новая железнодорожная ветка давала доступ к минеральным ресурсам на востоке нашей страны. И не потому, что транссибирская магистраль до 70-х годов была единственным железнодорожным путём, связующим нашу протяжённую страну с запада на восток: случись серьёзная авария на путях, и население останется без продуктов, медикаментов, горючего, остановятся заводы… Нет. Всё (по словам Вьюнова) делалось, чтобы найти клапан для сброса энергии молодых людей, которая в противном случае могла рвануть не в том направлении.
Сейчас таких по масштабу проектов не хватает, сокрушается Вьюнов. Хотя… прошу прощения. Нашему сокрушителю по душе сплавы на плотах по реке Читинке. Да вот чиновники поперёк пути лежат. Надо думать, Читинку вспять готовы оборотить, лишь бы сорвать приглянувшийся ему проект. Может, я так и не добралась до сути, и статья – отповедь чиновникам? Но примеры приведённых масштабных проектов, наоборот, говорят о сообразительности чиновничьего аппарата. И что же имеем в полезном остатке? Статья «Паровой котёл», как бы помягче сказать… невразумительная. Анекдоты, что Вьюнов публикует из номера в номер в газете «ЧО», на мой взгляд, ему удаются гораздо лучше. Их-то можно читать: подзабылись с 70-х годов.
Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"
И. Бондаренко,
постоянный читатель «ЧО»
«Читинское обозрение»
№2 (1382) // 13.01.2016 г.
0 комментариев