Вы знали, что Забайкальский краеведческий музей им. А.К. Кузнецова можно посетить в режиме самоизоляции? Сотрудники музея подготовили серию небольших экскурсий, их можно посмотреть на официальной странице учреждения «ВКонтакте». Давайте «сходим» и посмотрим на шедевры коллекции.
Ах, какие акварели!
Первое, что зацепило глаз – коллекция известного исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева, о которой рассказывает художник-реставратор музея, член Союза художников России Ирина Бухоголова. Владимир Клавдиевич Арсеньев – имя, которое слышали многие из нас. Русский путешественник, географ, этнограф, писатель. В нашем музее хранится уникальная серия этнографических картин, выполненных акварелью художниками К.П. Трофимовым и А.Н. Клементьевым, которые музею подарил сам Арсеньев.
«Эти картины были написаны специально для всероссийской кустарно-промышленной сельскохозяйственной выставки в Москве (1923 г.). Через пять лет американский журнал опубликовал шесть картин из этой уникальной серии. Многие современные исследователи ошибочно считают, что до сегодняшнего дня серия не сохранилась. Однако все 10 картин сегодня хранятся в нашем музее. Каждая картина – своеобразный коллаж, в центре листа акварельное изображение человека в национальном костюме. Под листом слева – фотокопия карты Дальнего Востока, где красными чернилами обозначен ареал проживания этой народности. Рядом машинописный текст, выполненный самим Арсеньевым, характеризующий эту народность. Обрамляет всё виньетка из национальных орнаментов», – рассказывает Ирина. Наиболее ценная часть каждого планшета – акварельное изображение. Внизу мы можем увидеть имена художников, которые создавали эту серию – Клеменьева и Трофимова. Кисти последнего принадлежит шесть картин. «В них мы можем отметить влияние восточной графики (этот художник увлекался японскими свитками). Применена чёрная тушь, тончайшие линии. А если посмотреть ближе, увидим некий синтез графических и живописных приёмов. Поражает, насколько точно выполнен материал костюма, в который одет герой. Так, что мы можем с точностью сказать: рыбья кожа это, мех или другие материалы. Если посмотрим вниз, увидим подпись мастера (это единственный лист, где есть подпись Трофимова)».
Забайкальская художница отмечает, что во всех работах есть одна объединяющая деталь – это один источник света. Все тени на 10 листах направлены в одну сторону. Ни на одной картине не повторяются позы людей, складки на одежде говорят о том, что все работы выполнены с натуры.
Сохранилось письмо, подтверждающее передачу картин читинскому музею. «Как автор, инициатор десяти этнографических картин туземных народностей Восточной Сибири, бывших на сельхозвыставках, я ничего не имею против, чтобы они остались в краевом музее имени Кузнецова в Чите. Полагаю, что в руках Алексея Кирилловича они будут наиболее сохранены и найдут наилучшее применение». // Владимир Арсеньев. Чита. 1июня 1924 г. //
Футуризм в Чите
В нашем музее готовится выставка к 100-летию образования Дальневосточной республики. В экспозиции будут представлены две работы, принадлежащие кисти известного художника-футуриста Виктора Пальмова.
Ирина Бухоголова на видео показывает эти картины: «Беременные женщины» и «Пальмы в Японии». «Футуризм появился в России как одно из направлений модернизма в начале XX века. Идеологом искусства в нашей стране признан Давид Бурлюк. В 1920 году Пальмов вместе с Бурлюком отправился в Японию с художественной выставкой. Оттуда Давид эмигрирует в США, а Пальмов возвращается в Читу. Здесь он является директором и преподавателем художественно-промышленной школы, членом ИЗО Наркомпроса ДВР, активно участвует в творческой жизни Читы. После окончания гражданской войны уезжает в Украину», – вдохновенно рассказывает Ирина.
В 41 год от неудачной операции жизненный путь художника прекратился.
В 2002 году в Японии состоялась выставка «Модернизм на Дальнем Востоке и Японии 1918-1928 гг». Ирина рассказывает, что на выставку наш музей, помимо графических работ, отправлял эти две работы Пальмова. На обратной стороне картин доказательство – листки, свидетельствующие о поездке картин в Японию с разницей в 81 год.
О художнике говорят, что в его работах основное место занимает цвет. Пальмов достаточно часто экспериментировал с поверхностью. При создании картины «Беременные женщины» он использовал серебристую фольгу, элементы кожаных жёстких перчаток. Придавал он значение и цвету. В работе «Пальмы в Японии» цветовая гамма зелёно-голубая и красно-оранжевая. Известно, что есть свойство цвета – оптическое приближение-удаление предмета. Все цвета холодных оттенков зрительно кажутся дальше, чем тёплые (оранжевый, красный, жёлтые цвета). Нельзя забывать и об эмоциональном воздействия цвета на зрителя. Известно, что зелёный цвет обладает успокоительным эффектом, вызывая ощущение надежды. Пальмов использовал это в своих работах. «Пальма в Японии» создаёт ощущение безмятежной счастливой жизни.
Будучи в Чите, Виктор Пальмов активно участвовал в жизни города, пропагандировал футуризм как искусство нового времени. Он считал, что Чита должна быть культурным центром ввиду своего расположения на границе европейской и азиатской культур.
Вот такие уникальные вещи хранит в своих стенах краеведческий музей. Скорее заваривайте себе ароматного чаю и отправляйтесь на страницу музея «ВКонтакте», мы рассказали вам не обо всём.
Все материалы рубрики "Дежурный по городу"
Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№16 (1604) // 15.04.2020 г.
0 комментариев