Ещё в детском саду каждому из нас воспитатели объясняли простую истину — тротуар для пешеходов, а дорога — для автомобилей. Потом в автошколе инструкторы говорили то же самое, но, к сожалению, не все усвоили этот урок. Многие водители ездят по тротуарам, там же паркуются, причём они уверены в своей правоте и не признают, что грубо нарушают правила дорожного движения.
В двух словах о наболевшем
По статистике, количество автотранспорта на российских дорогах ежегодно увеличивается, улично-дорожная инфраструктура с такой нагрузкой не справляется. Как следствие, в городах нарастает дефицит парковочных мест. Эта проблема влечёт за собой множество других: сужение проезжей части из-за автомобилей, оставленных на полосе движения, парковка на тротуарах, газонах и так далее. Для Читы, особенно для Центрального района, этот вопрос стоит не менее остро. Городские власти и дорожные службы с переменным успехом пытаются найти решение: расширяют проезжую часть, организуют дополнительные парковочные карманы в ходе ремонта улиц, устанавливают запрещающие знаки.
Справедливости ради отметим, что конкретно в Чите при желании всегда можно найти парковку для своего автомобиля в шаговой доступности: во дворе жилого дома, на организованных стоянках, на территории, прилегающей к торговым центрам и офисным зданиям, на соседней улице, в конце концов. Да, для этого придётся потратить немного больше времени, чем вы рассчитывали, и, скорее всего, пройти несколько десятков метров до места назначения, в которое вы приехали.
Дисциплинированные водители, уважающие закон и права других людей, в частности, пешеходов, терпеливо ищут свободное парковочное место. Однако хватает в нашем городе «принципиальных» водителей, которые не согласны тратить своё драгоценное время и ходить пешком, им обязательно нужно подъехать ко входу или крыльцу.
Особенно много таких принципиальных можно увидеть в районе Дорожной поликлиники по улице Чкалова, 117. На тротуаре возле медучреждения, вдоль крыльца практически всегда припаркованы автомобили. В редакцию «Читинского обозрения» неоднократно обращались жители города с жалобами на такое поведение автонарушителей, с просьбами привлечь к решению вопроса сотрудников ГИБДД. Типичная для этой проблемной точки ситуация выглядит примерно так: утром, днём и даже вечером машины маневрируют среди пешеходов, спешащих по делам или в поликлинику на приём к врачу, добрая половина тротуара заставлена автомобилями. Некоторые умудряются выезжать обратно на проезжую часть через пешеходный переход на перекрёстке улиц Бутина-Чкалова, считая, что именно для этого сделано понижение бордюрного камня, а не для удобства маломобильных групп населения или родителей с детскими колясками.
Многие возразят, что это, мол, медицинское учреждение, и туда привозят людей, у которых есть проблемы со здоровьем. А мы ответим! Во-первых, не обязательно заезжать на тротуар, чтобы высадить пассажира-пациента. Во-вторых, это поликлиника, а не стационар, там не оказывают экстренную помощь, лечат тех, кто как минимум в состоянии самостоятельно передвигаться. Чаще всего под окнами медучреждения свои машины оставляют крепкие и внешне здоровые мужчины, которым просто нужно пройти медицинскую комиссию, либо сотрудники, работающие в ближайших административно-офисных зданиях. Их не особо волнует, что шум двигателя и выхлопные газы мешают врачам.
Своё поведение нарушители комментируют стандартными и часто нелепыми отговорками: «очень тороплюсь, поэтому на пару минут заехать на тротуар можно», «был вынужден заехать на тротуар, потому, что свободных парковочных мест нет», «не заметил знак «пешеходная дорожка», «это не тротуар, а прилегающая к поликлинике территория, и заезжать сюда можно», «здесь все постоянно паркуются», «еду аккуратно, очень медленно, поэтому никому не мешаю». Они забывают, что это не повод нарушать правила дорожного движения, доставлять дискомфорт другим людям и подвергать их жизнь опасности.
Официальное мнение
В рамках подготовки данного материала было сделано два запроса с просьбой прокомментировать ситуацию. Первый из них мы направили в адрес ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г. Чита», чьим подразделением и является Дорожная поликлиника, находящаяся по адресу улица Чкалова, 117. В ответе было сказано следующее:
— Территория, прилегающая ко входу в поликлинику со стороны улицы Чкалова, в рабочие часы регулярно заполнена припаркованными автомобилями посетителей поликлиники, сотрудников близлежащих учреждений и организаций, что препятствует свободному и безопасному движению пешеходов, а также — организации работ коммунальных и иных служб, ставит под угрозу выполнение предусмотренных мероприятий, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В связи с возникшей ситуацией администрация учреждения обращалась в адрес руководства УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю для усиления контроля за соблюдением ПДД работниками поликлиники, периодически вызывают экипажи ДПС.
Администрация учреждения заинтересована в наличии безопасной территории, прилегающей к подразделениям медицинской организации.
Второй запрос мы направили в УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю. Ответ был весьма лаконичен:
— Граждане неоднократно обращались по данному вопросу, а из администрации лечебного учреждения обращений не поступало.
— В отношении лиц, нарушивших правила дорожного движения, были составлены административные материалы.
— Подъезжать ко входу к медицинскому учреждению имеют право автомашины специализированных служб, имеющих специальную цветографическую окраску.
Кроме того, в распоряжении редакции имеется официальное письмо от ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г. Чита» от 22.07.2019, направленное в адрес начальника УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю полковника полиции Эдуарда Васильевича Белобрового.
— В последнее время на территории дорожной поликлиники сложилась крайне неблагоприятная обстановка: ежедневно большое количество автомобилей паркуется на пешеходной дорожке, около входа в учреждение. Это создаёт помехи для передвижения санитарного транспорта, передвижения сотрудников и посетителей, а также затрудняет работу хозяйственных служб учреждения. Администрации регулярно поступают претензии со стороны граждан об имеющихся затруднениях при доставке в лечебное учреждение инвалидов, при передвижении по пешеходной дорожке посетителей с детскими колясками, доставке грузов.
— В случае возникновения чрезвычайной ситуации исключается возможность подъезда к зданию специализированной техники: автомобилей пожаротушения, спасения и других служб.
— Антитеррористическая защищённость объекта не соответствует текущей нормативно-правовой базе, требованиям федерального закона №35 «О противодействии терроризму».
— При въезде на территорию поликлиники по согласованию с администрацией городского округа «Город Чита» установлен дорожный знак 4.5.1. «Пешеходная дорожка».
— Убедительно просим Вас принять соответствующие меры и ограничить въезд на пешеходную дорожку.
К сожалению, ситуация в лучшую сторону не изменилась, это хорошо заметно по нашим фотографиям.
Знаем, но нарушаем
Каждый водитель, который честно отучился в автошколе, а не купил права, твёрдо знает, что езда по пешеходному тротуару запрещена, данное нарушение карается штрафом. Напомним, что согласно ПДД запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Также в ПДД прописано, что «Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделённый от них газоном. Пешеходная дорожка — специальная полоса для передвижения пешеходов, обозначенная знаком 4.5.1.
«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место. Как правило, такое место обозначено соответствующим знаком и разметкой. А вот под окнами дорожной поликлиники ни знака, ни разметки нет, да и быть не может.
Дать правовую оценку действиям водителя и привлечь его к ответственности могут сотрудники ГИБДД. Пешеход может сообщить о правонарушении по телефону в полицию. Но практика показывает, что ждать приезда экипажа придётся долго. Количество сотрудников Госавтоинспекции сократилось, их на дороге-то встретить большая удача, а уж на тротуаре тем более. Ситуацией пользуются нарушители, чувствуют себя безнаказанными. Проблема кроется ещё и в том, что наказания за нарушение невысокие.
— За парковку автомобилей на тротуаре предусмотрена административная ответственность согласно части 1 статьи 12.19 КоАП РФ штраф в размере одной тысячи рублей.
— Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей, статья 12.15 КоАП.
Мы со своей стороны предлагаем повысить штрафы, а сотрудникам Госавтоинспекции чаще устраивать профилактические рейды по таким проблемным местам, тем более что они все известны. Тогда желающих ездить по тротуарам и парковаться в неположенных местах станет меньше.
Все материалы рубрики "Дежурный по городу"
Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№47 (1687) // 17.11.2021 г.
0 комментариев