Экоферма «Страус Забайкалья» известна далеко за пределами нашего региона. На территории уникального хозяйства мирно уживаются десятки видов животных и птиц, а недавно руководитель предприятия Сергей Косенок ещё и бездомных собак решил приютить. В интервью нашей газете он рассказал о прошлом, настоящем и планах на будущее.
— Сергей Алексеевич, расскажите о себе, откуда вы родом, где работали?
— Родителей и отца, и матери в 1937 году с Запада сослали в Забайкалье, там корни нашей семьи. Ну, а я уже получается — местный житель — забайкалец, родился в городе Борзя. После окончания школы и училища работал в Москве на заводе ЗИЛ, пока в армию не забрали. Срочную отслужил и поступил в Хабаровский институт железнодорожного транспорта на специальность инженер-строитель. После института устроился в ПМС на станции Сковородино Амурской области, за 13 лет работы дошёл до должности начальника предприятия. С 1998 по 2008 годы занимал ряд руководящих должностей, из них семь лет возглавлял дирекцию Забайкальской железной дороги. В моём подчинении находилось более 20 предприятий и несколько тысяч работников в Читинской и Амурской областях. Сложная и ответственная работа, часто на 1,5-2 месяца в командировки уезжал. Весной 2008 года уволился по собственному желанию. В общей сложности больше двадцати лет отработал на железной дороге.
— Почему решили открыть именно страусиную ферму?
— Случайно! После увольнения мне предложили несколько вариантов работы, советником по строительству железных дорог в Ливию звали. Я от всех предложений отказался. А тут как раз друзья пригласили нас с женой в Москву погостить. Мы посетили международную сельскохозяйственную выставку, а потом поехали на страусиную ферму в Подмосковье. На ферме мне так понравилось, что я решил купить страусят. Правда, с их доставкой в Читу возникли проблемы, транспортные компании отказались от такого груза. Тут в дело снова вмешался случай. Мы с женой шли по аэропорту Внуково, обсуждали, как выйти из ситуации, вдруг к нам подошла девушка, которая слышала наш разговор и предложила свою помощь. Оказалось, что это сестра гендиректора авиакомпании. Уже через час нам дали добро, правда, с условием, что мы со страусятами снимемся в рекламном ролике компании, его по телевизору показывали. Так страусята оказались в Чите.
— Место под строительство фермы так же случайно нашли?
— Нет, много вариантов посмотрели, в итоге остановились на земле возле бывшего совхоза Верх-Читинский. В 2009 году начали строительство, сами проектировали, планировали. Взяли небольшой участок, пустырь, заросший бурьяном, постепенно расширялись, скупали паи бывших работников совхоза. Сегодня у нас 100 га земли в собственности и ещё 150 га в аренде.
— Сложно было окунуться в совсем незнакомую сферу деятельности?
— Действительно, ни опыта, ни образования соответствующего у меня не было. Специалистов, даже в сельском хозяйстве, практически не найти. Всё самостоятельно изучал, штудировал книги, интернет, советы слушал. Тут главное — любовь к животным и терпение, тогда всё получится.
— Страусиных ферм в нашей стране немало. В чём уникальность вашего предприятия?
— Поначалу идея заключалась в том, чтобы туристы и местные жители могли прийти и посмотреть на страусов. Постепенно начали развиваться, и сегодня экоферма — это не только страусы, это сельскохозяйственный комплекс, сочетающий в себе животноводство, птицеводство, растениеводство, экотуризм, изготовление полуфабрикатов и молочной продукции, кафе, гостиница, мероприятия различные проводим. Несколько лет даже зерно сеяли, но из-за цен на технику и ГСМ, корма для животных дешевле купить, чем вырастить. Сейчас только зелёнку сеем. Честно скажу, сложно тянуть практически в одиночку большое хозяйство без поддержки государства. Без кредитов не обойтись. Нужно покупать уголь для отопления, корма для животных, платить за электричество, выплачивать зарплату работникам. Но и бросить всё это я не могу.
— Можете подробнее рассказать, каких животных и птиц разводите?
— Птицы: индоутки, цесарки, декоративные утки, курицы, холмогорские гуси, североамериканские лебеди и даже один коршун. Животные: кролики, вьетнамские, венгерские свиньи, коровы, козы, лошади, бараны и так далее. Породистых собак разводим: хаски, маломуты, алабаи.
— Теперь на вашей ферме появились бездомные собаки. Зачем?
— Года три назад я начал собирать бездомных собак, некоторых сам подбирал, некоторых подкидывали и привозили, голов 40-50 уже наберётся. Очень мне их жаль, хочется помочь. Многие об этом знают, звонят с просьбой забрать собаку, привозят, но я вынужден отказывать, потому, что нет пока условий для этого. Накормить я, конечно, смогу, а вот вольеров свободных нет, всё занято. Сейчас хочу построить для бродячих собак настоящий приют на базе экофермы на нашей территории, но для этого мне нужна поддержка государства. В своём решении я окончательно утвердился, когда обострилась проблема с бродячими собаками, когда участились призывы их убивать. Нельзя забывать, что собаки много добра делают для человека, охраняют жилище, защищают, спасают жизнь, поэтому мы за них в ответе.
— Что значит настоящий приют?
— Начнём с разработки проекта, строить будем согласно действующим нормам. Просторные, светлые вольеры, часть из них обязательно тёплые, хорошее питание. В штате предусмотрим команду для отлова бродячих собак, профессионального кинолога и ветеринара. При приюте откроем небольшую ветклинику. Для желающих будет возможность забрать из приюта понравившуюся собаку, но чтобы всё это было официально оформлено, с дальнейшим контролем, чтобы человек нёс ответственность за животное. Печальный опыт уже есть, несколько раз у меня забирали собак, а потом выбрасывали их на улицу.
— Как относитесь к идее отлавливать собак, стерилизовать и выпускать?
— Я считаю, это неправильно. Если собак отловить, стерилизовать и потом выпустить обратно на улицу, это не решит проблему, зубы у них останутся, кушать они всё равно хотят. Пускай живут в приюте, в хороших условиях. Кроме того, считаю необходимым ввести обязательное чипирование собак, в том числе хозяйских. Необходимо предусмотреть ответственность для владельцев животных, ведь чаще нападают собаки с ошейниками, у которых есть хозяева, которых отпускают свободно бегать.
— Удалось найти поддержку?
— Пока ощутимой помощи ни от кого нет. Я думаю, что инициатива в этом вопросе должна исходить от властей. Если уж не строительство, то хотя бы поддержка частных приютов. В бюджете необходимо прописать статью на содержание бездомных животных. Выходил на некоторых руководителей со своей инициативой построить приют. Мне сказали, что вы, мол, пока собирайте собак, а мы вам потом деньги дадим. Только я в такие игры не играю, наигрался уже, был опыт. Писал в интернете, обращался с просьбой о помощи, но пока спонсоры не откликнулись. Даже если власти не помогут мне, от своей идеи я не откажусь, постепенно сам построю приют, пускай это займёт больше времени. Может быть, найдутся неравнодушные люди, способные оказать поддержку, их помощь с радостью готов принять.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№9 (1701) // 02.03.2022 г.
Спасибо Вам, Сергей Алексеевич, за доброту