Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Сюжет ледовой сказки глазами Александра Горшкова
Сюжет ледовой сказки глазами Александра Горшкова
Как создаётся зимняя магия


Ледяные скульптуры и горки давно стали для нас неотъемлемым элементом встречи Нового года. Украшая город, они приводят в восторг не только детвору, но и взрослых, пришедших полюбоваться на эти хрустальные изваяния. Как по мановению волшебной палочки из глыбы льда вырастают зверушки, мифические персонажи и другие всевозможные фигурки. Как создаётся эта зимняя магия, знает художник-скульптор, в данный момент — подрядчик по строительству ледового городка в Чите Александр Горшков.

Александр, расскажите немного о себе. Когда вам впервые пришла в голову мысль взять в руки резец?

— Я родился и вырос в Чите, сейчас живу в Иркутской области. Будучи по образованию финансистом, я некоторое время работал в финансовых структурах, и вот однажды мне пришла в голову мысль направить свою энергию в какое-то творческое русло. Поначалу я стал пробовать вырезать небольшие скульптуры из дерева. Когда я понял, что это моё, стал брать консультации у профессиональных скульпторов, интересоваться этим активнее. Можно сказать, что я самоучка. Когда появилась первая уверенность в своих силах, постепенно начал переходить на деревянные скульптуры более крупных размеров. Затем мне пришла идея попробовать себя в изготовлении железобетонных конструкций, на сегодняшний день я также имею опыт работы в данном направлении. У железобетонных скульптур также большие возможности, в процессе их создания художник не ограничен в формообразовании, можно сделать всё, что угодно. Скульптура может быть в форме монумента, её можно приблизить к академической и сделать настоящий памятник. Процесс художественной лепки позволяет более качественно проработать каждую деталь, вплоть до микрона.

Как получилось так, что вашим излюбленным материалом для работы стал лёд?

Поработать со льдом мне предложили мои друзья, и произошло это лет восемь назад. Тогда я впервые поучаствовал в конкурсе ледовых скульптур под Новый год. Постепенно я вошёл во вкус, стал ездить по российским городам, заниматься так называемым коммерческим льдом, в качестве художника-скульптора оформляя ледовые городки. Со временем я собрал команду художников, и мы начали декорировать и украшать разные города. Как говорится, набив руку, я принял предложение по возведению ледового городка в родном городе, и вот уже третий год возглавляю его строительство в Чите. Это для меня хорошая возможность побывать в родном городе и навестить родителей. Почему именно лёд? Дело в том, что, когда ты работаешь с объёмом, тебе становятся интересны разные материалы. А лёд — волшебный материал, работать с ним — одно удовольствие. Он легко и достаточно быстро обрабатывается, играет гранями, напоминает хрусталь. Внутрь ледяной скульптуры можно поместить прожектор, который раздаст свет, и грани фигуры роскошно заиграют. Несмотря на то, что лёд из всех материалов мне ближе всего, сейчас мне очень редко удаётся взять в руки инструмент, чтобы приняться за дело, поскольку почти всё время занимает организаторская работа.

Не смущает, что ледяные фигурки недолговечны?

На мой взгляд, ледяные фигуры своей недолговечностью постоянно напоминают нам о том, что всё в нашем мире временно, в том числе и жизнь человека, и с собой, как говорится, ничего не унесёшь. Это очень близко к моей жизненной философии, поэтому лёд — мой материал. Своей недолговечностью он призывает нас радоваться красоте и ценить каждый момент бытия.

Вам под силу превратить и кусок дерева в предмет искусства. Расскажите об этом.

— Что касается дерева, то это универсальный материал, пришедший к нам из глубины веков. Я предпочитаю работать с кедром, хотя почти любое дерево приятно для обработки — липа, берёза, из твёрдых пород — ясень, дуб, бук. Какая-то часть моих деревянных скульптур установлена в Чите, в частности — скульптуры из мёртвых, высохших деревьев, вырезанные прямо на корню в рамках проекта «Ожившие деревья». Приходилось участвовать и в общероссийских фестивалях деревянных скульптур. Мои переносные фигуры по большей части установлены в Иркутской области — в Братске, Саянске, Свирске, Ангарске, Черемхово. Глядя на свои первые произведения, с чувством удовлетворения осознаёшь рост своего мастерства, стараешься ставить перед собой всё более сложные задачи. Ведь главная цель любого скульптора — создать яркий и неповторимый художественный образ, чтобы вселить в скульптуру жизнь. Я предпочитаю работать в стиле абстракция, пластика и минимализм, чувствуя свою силу в этом направлении. Классические и академические скульптуры мне не очень интересны.

Сейчас я живу в Иркутской области и могу сказать, что этот рынок там достаточно развит, поэтому основная часть художников и обитает возле Байкала, занимаясь выполнением заказов от различного рода организаций, а также частных лиц. Довольно распространённой практикой там являются заказы от состоятельных людей, желающих украсить скульптурами свой дом или двор. Не так давно для одной семьи вырезал на корню из лиственницы фигуры Бабы-Яги, Филина и Кота, а также делал кондовый стол со скамейками из брёвен диаметром пятьдесят сантиметров. Случается и такое, что работу приходится выполнять в рекордно сжатые сроки по требованию заказчика. Буквально две недели у меня ушло на то, чтобы создать для одного из детских домов творчества города Усолье-Сибирское почти трёхметровую скульптуру мальчика и девочки, держащихся за руки и бегущих по глобусу. Результат порадовал и меня, и заказчика. Хотя сам понимаю, что можно было сделать и лучше, но, учитывая сроки, я выдал максимум.

Вы не раз становились участником престижных конкурсов скульптур. Где бы хотелось ещё показать свою работу?

Недавно нашей команде было предложено поработать в городе Анкоридже, что на Аляске. Там ежегодно проходит фестиваль Ice Alaska — мировой чемпионат по ледяной скульптуре. Иногда к этому приурочивают строительство ледовых городков. Организаторы из Анкориджа, ознакомившись с нашими работами за последние семь лет, приняли решение выступить заказчиком для нашей команды. Часть ребят уже получила визы, однако ввиду сложившейся эпидемиологической обстановки в этом году мы вряд ли туда попадём. Пока работаем у себя, арендуя с коллегами цех или гараж под мастерскую.


Команда мастеров ледового городка

Помните свою первую работу?

Конечно. Она называлась «Дикий чоппер». Это был небольшой монолитный мотоцикл, выполненный из кедра в стиле пластики и минимализма. Дело в том, что я в своё время увлекался мотоциклами, поэтому эта тема мне близка. Когда-то давно я хотел продать его, однако родители мне не позволили, и он до сих пор стоит в их доме.

Каков процесс создания этой хрупкой красоты?

Основой любой ледяной скульптуры становятся блоки льда, которые мы привозим с озера Кенон. Стараемся, чтобы толщина блока была минимум сорок пять сантиметров, поскольку, чем больше эта величина, тем больше возможностей у художника и тем шире полёт его фантазии. Опять же, не всё зависит от нас, и толщину льда определяет температурный режим. К примеру, в этом году совсем не факт, что получится соблюсти это требование ввиду того, что на улице очень тепло и лёд просто-напросто не намерзает. Мастер работает со своей скульптурой от начала и до конца, производя грубую обработку блока при помощи бензопилы, а доводку — резцами. Как правило, участники конкурса работают по эскизам, которые предварительно были одобрены в комитете культуры городской администрации на этапе отбора конкурсантов. Наверное, имеет место и импровизация, как и во всяком творческом процессе. Мастер может поставить перед собой задачу создать какую-то хрупкую ажурную деталь. В этом случае работа буквально ювелирная, поскольку есть такие элементы, которые могут обрушиться и приклеить их уже невозможно.

Вы сейчас участвуете в работе по созданию ледового городка больше в роли администратора. Возникает ли желание самому взяться за инструмент?

Ещё как возникает! Сам замечаю за собой, что уже превращаюсь в какого-то клерка, так как большую часть времени приходится выполнять рутинную работу. Однако того требует норматив, поскольку возведение ледового городка — дело непростое, где всё должно быть узаконено. Все объекты строятся по ГОСТам, это обязательная сертификация, декларирование и так далее и тому подобное. Пачка сопроводительных документов таких внушительных объёмов, что и в руку не вместится (смеётся). В этом году, по нашей задумке, центральную площадь города будет украшать ледяной мост-арка на большом замке. Это довольно сложный для исполнения элемент, как и другое нововведение — круглые башни высотой от пяти до семи метров. Кроме того, каждая горка будет выполнена в виде замка. Очень надеемся, что читинцы и гости города оценят нашу работу и ледовый городок создаст всем хорошее новогоднее настроение. Хотелось бы также обратиться к горожанам с пожеланием бережно относиться к тому, что мы делаем, поскольку это громадный труд, в котором участвует изрядное количество людей. Более того, каждый год мы стараемся повышать планку мастерства, создавать для горожан что-то красивое и оригинальное.


Команда мастеров ледовых скульптур

Сейчас много говорят о глобальном потеплении. На самом деле, зима в Чите в этом году очень мягкая. Как это влияет на вашу работу?

На мой взгляд, нельзя исключать вариант, что когда-нибудь глобальное потепление всё сдвинет с места настолько, что построить в нашем городе ледовые горки в декабре станет невозможно. И тогда придётся устанавливать сборные сертифицированные горки и заливать их перед самым Новым годом. Наверняка все понимают, что это будет совсем не то. Ведь лёд — это волшебный материал, и какими бы красивыми и причудливыми ни были конструкции из другого материала, это никогда не создаст ту непередаваемую волшебную атмосферу зимы и праздника, как сверкающие хрусталём элементы ледового городка. Именно поэтому все заказывают лёд. Дерево и металл — это уже совсем не тот уровень эстетического удовольствия. К сожалению, по моим наблюдениям, в Чите с каждым годом зимы становятся всё теплее. Так, лет восемь назад, когда я только начинал, у нас была проблема, которая заключалась в том, что трудно работать при температуре минус сорок градусов. Сейчас же нашему делу препятствует то, что у нас тает лёд, и вопрос стоит в том, чтобы сохранить то, что мы уже сделали. Ведь лёд убивает не теплом, а ультрафиолетом. То есть, когда на улице минус пять и при этом активное солнце, его лучи могут прожечь насквозь перегородку толщиной в два сантиметра, и она просто-напросто обрушится. Это, на самом деле, большая проблема, которая, к сожалению, на данном этапе нерешаема. Поэтому, дорогие горожане, наслаждайтесь ледовой сказкой в новогодние праздники, пока всё это возможно. Тем более, мастера, работая над художественным образом, вкладывают в свои творения душу. Поэтому, когда ты подходишь к ледяной фигурке, у тебя не складывается впечатление, что она бездушная. У меня есть более опытные коллеги, которые выше меня по уровню профессионализма, создающие такие потрясающие и невероятные вещи, что они поистине кажутся живыми. Вглядитесь в эту завораживающую новогоднюю сказку, научитесь радоваться ей, и это обязательно поможет вам создать хорошее новогоднее настроение себе и окружающим.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№51 (1691) // 15.12.2021 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net