Поздравить её с этим замечательным событием приехал глава администрации Железнодорожного района Алексей Пономарёв. Вручая цветы и подарок, Алексей Викторович пожелал «виновнице торжества» крепкого здоровья и долголетия.
В уютный дом на улице Фабричной, что в посёлке Биофабрика, я приезжаю во второй раз. С радостью вхожу в калитку, как к добрым друзьям, потому что здесь царит тёплая, домашняя атмосфера, встречают приветливыми улыбками. Да и поводы отличные. Два года назад Мария Илларионовна отмечала вековой юбилей. А теперь ей уже 102 года! Далеко не каждому из нас посчастливилось общаться с человеком, бывшим очевидцем многих важных исторических событий.
Несмотря на солидный возраст, Мария Илларионовна — отличный рассказчик, и уже буквально с первых минут беседы забываешь о разнице в возрасте, увлечённо слушаешь, задаёшь вопросы и словно попадаешь в атмосферу далёких лет, когда наша героиня была совсем маленькой девочкой.
Она родилась в Чикойском районе и с тех далёких пор сохранила любовь к родной природе — величественной тайге, свежему воздуху, багуловым сопкам и цветочным полянам. Отец знал лес, как свои пять пальцев. Во всей округе не сыскать было охотника более опытного и смелого. Семья, где росло десять детей, была дружной, крепкой, да и жила по тем временам неплохо — держали коров, овец, свиней, домашнюю птицу, на огороде росли овощи. Трудились все, не покладая рук. Мать пряла, ткала холсты, была настоящей мастерицей. Отец, помимо охоты, занимался заготовкой дров, подвозил грузы на лошади. Но не зря говорится — беда одна не ходит… В 1941 году умер отец, семья лишилась главного кормильца. Забрали на фронт брата Илью. Парень сгинул на фронтах Великой Отечественной, пропал без вести. Голод и нужда заставили семью переехать на рудник «Дарасун». Мария сразу пошла на работу — на химический завод, где выпускали мышьяк. После закрытия предприятия окончила курсы мотористов и начала трудиться на шахте.
— Мужчины ушли на фронт, — вспоминает Мария Илларионовна, — и меня поставили работать на грузоподъёмную машину. Раньше там трудилось девять крепких мужиков, они сменялись через каждые шесть часов. А после остались только я, девчонка, да старенький дедушка. И сменялись мы порой через сутки. Трудно было, но ничего, выдержали.
И не просто выдержала, а проработала на этой тяжеленной, опасной работе до самой пенсии. Всегда пользовалась заслуженным уважением в коллективе. Три созыва избиралась депутатом областной Думы.
Сама о себе она говорит: «Я была спокойная, тихая».
— Да куда там, тихая, — улыбается дочка ветерана Светлана Николаевна. — Боевая она была. С детства гоняла соседских пацанов, не давала в обиду себя и младших. Потом, когда умер отец, стала с двумя братишками — 10 и 12 лет, ходить в лес дрова заготавливать. Умудрялись напилить столько, что и себе хватало, и на продажу, чтобы семью кормить.
Нам, привыкшим к благам цивилизации, трудно представить, как непросто было в середине прошлого века с водой.
— Ключ — за три километра от нашего дома, — вспоминает Мария Илларионовна. — Брала я своих младших братишек и уходили зимой по воду почти на весь день.
Вооружившись санками, мешком и топором, отважный маленький отряд шёл в «экспедицию» в падь с красивым названием «Англия». Лёд рубили, складывали в мешок, паковали на сани, которые тянули мальчишки. А она с двумя большущими вёдрами на коромысле шла следом. И сколько раз бывало, что, поскользнувшись на обледенелой дороге, падала и разливала драгоценную воду…
— Гляжу, одно ведро полное, а второе — пустое. Выливаю на землю и возвращаюсь на ключ. Плакать от обиды хочется, а что делать, надо воды принести домой.
Немало тяжёлых воспоминаний о войне хранит душа ветерана. О том, как чёрными воронами летели в дома похоронки. Как падали от голода и умирали односельчане. Как часами приходилось стоять за крохотной пайкой хлеба.
Но молодость есть молодость! Наработавшись до изнеможения, умудрялись быстро прийти в себя и, переодевшись в нехитрые наряды, шли на танцы. А ещё колядовали, ряжеными ходили по домам, пели песни, плясали.
Работая на шахте, познакомилась с будущим супругом — Николаем Яковлевичем, сварщиком. Создали семью, родилась дочка Светлана. Недолгим было женское счастье. Супруг умер рано. С тех пор Мария Илларионовна жила только ради своих близких. Сейчас у неё внук, две внучки, четыре правнука. Один из них — восьмиклассник Костя, как заправский хозяин, встретил нас у ворот, проводил в дом и с гордостью рассказал, какая у него замечательная прабабушка.
Сейчас из десяти детей когда-то большой семьи Филатовых осталась она одна. Не так давно умер брат, который разменял девятый десяток лет. На 102 году ушла из жизни её мама. Хорошая генетика в этой семье, крепкая. Не обошлось без традиционного вопроса — в чём секрет долголетия? Ответила, не раздумывая, — в доброте и заботе дочери и зятя и, конечно, в труде. Она и правда никогда не сидела без дела. Пару лет назад ухитрилась даже тайком от родных накопать ведро картошки. И гордо принесла «добычу» домой.
Помогала растить внуков-правнуков, щедро даря им любовь и заботу, готовила вкуснейшие обеды-ужины, пекла булочки, ухаживала за домашними животными и огородом.
Она и сейчас любит читать, интересуется современной обстановкой в стране. С удовольствием принимает слова поздравлений и зовёт в гости на следующий день рожденья. Придём, Мария Илларионовна, обязательно придём! Не сомневайтесь! Здоровья и долгих лет вам и вашим близким! Мира и добра вашему уютному дому!
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Ольга Харчева
Фото автора
«Читинское обозрение»
№47 (1687) // 17.11.2021 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев