Секрет успешного человека кроется в преданности своей цели – уверен он, и эта восточная мудрость с юношеских лет ведёт его к успеху. Сегодняшний гость нашей редакции – председатель Законодательного собрания Забайкальского края Юрий Михайлович (Ен Хва) Кон.
Многие называют Юрия Кона везунчиком – уважаемый в студенческой среде преподаватель, долгие годы стоявший у руля кафедры строительной механики, успешный бизнесмен, опытный политик. Однако мало кто знает, что всё это судьба преподнесла ему не на блюдечке с голубой каёмочкой. Когда-то, в конце шестидесятых, для юного Ен Хва, выпускника средней школы города Макарова, что на острове Сахалин, главной целью жизни было хорошо закончить школу и поступить в вуз. Казалось бы, что здесь такого необычного – многие молодые люди того времени мечтали об этом. Однако ситуация с нашим героем осложнялась тем, что его семья в то время не имела советского гражданства, поскольку та часть Сахалина, на которой проживали родители Юрия Кона, была тогда японской территорией. Тем же выпускникам, которые хорошо окончили школу, выдавали советские паспорта, и они могли поступать в вузы Советского Союза.
– На материке тогда был единственный вуз – педагогический, а я очень хотел поступить в технический, поэтому прилагал все усилия, чтобы попасть на «большую землю», – участвовал в различных олимпиадах, старался отлично учиться. Можно сказать, что мы вынуждены были ставить перед собой цели и достигать их. Такое было время, так складывались обстоятельства. Наверное, привычка преодолевать препятствия, а не плыть по течению, осталась у меня с той поры. Однако не исключаю и некую долю везения в моей жизни, – говорит Юрий Кон.
«Я многим обязан родителям…»
Как бы то ни было, основной вектор развития ребёнка определяют его родители, и мой собеседник полностью согласен с этим мнением. Ведь от того, насколько они мудры в своём воспитании, зачастую зависит будущее их детей. Причём ту глубинную основу формирования личности ребёнка определяет не уровень образования папы и мамы, а именно их способность быть настоящими родителями. Юрию Михайловичу в этом отношении повезло.
– Нашим воспитанием в основном занималась мама, во многом благодаря ей все четверо детей в нашей семье получили высшее образование, – рассказывает мой собеседник. – Она всю свою жизнь проработала простым штукатуром-маляром в Макарове, и я очень горд, что её руки помнят многие здания в моём родном городе. Когда мне приходится там бывать, я непременно заглядываю в школу, которую я окончил, и посещаю местный музей, где на одном из стендов рассказывается про мою маму, которая также принимала участие в строительстве объекта. Есть там информация и про меня, поскольку я был медалистом. Это такое своеобразное эхо из прошлого, которое согревает душу и позволяет окунуться в детские воспоминания. Что касается папы, то для нас, детей, его слово всегда было законом. Конечно, он не так часто проводил с нами время, поскольку был дальнобойщиком и часто находился в рейсах. Однако те строгость и любовь, та железная закалка его характера заставляла нас всегда быть в тонусе. Помнится, когда он возвращался из рейса, мы неизменно выстраивались перед ним с дневниками в руках и держали строгий отчёт по успеваемости в школе. Несмотря на то, что я всегда учился хорошо, эти моменты были для меня волнующими и ответственными. Понимая, что отец скоро приедет, мы заранее подтягивали все «хвосты» и старались порадовать его хорошими отметками. Вот такое вот воспитание на расстоянии, и даже без телефонов.
Сейчас, к сожалению, такое не часто встретишь, когда родители исключительно силой своего авторитета, а не ценой того или иного вознаграждения, заставляют детей идти к цели. Хотя, по словам моего собеседника, бонусы от отца тоже были, когда по основным праздникам – 7 ноября или 1 мая – тот выдавал отличившимся ученикам дополнительную сумму на мороженое.
«Я ценю эти родственные связи…»
Возвращаясь к разговору о своих корнях, Юрий Кон рассказывает о знакомстве своих родителей и о том, как он, уже будучи взрослым, познакомился с первой семьёй своего отца:
– Мама родилась на Сахалине, была японкой по национальности. После окончания войны Сахалин стал советской территорией, и японцам, проживающим там, дали возможность уехать. Однако, как это нередко бывает, мама встретила свою любовь, которой оказался молодой корейский паренёк, приехавший на остров на лесозаготовку. В итоге вся мамина семья села на пароход в Японию, а она осталась и вышла замуж. В 1949-м родился я. Родители всю жизнь жили в согласии, быть может, эта привязанность к маме и стала причиной того, что за всё то время папа так и не решился признаться ей, что в Южной Корее у него осталась первая семья – жена и двое детей. Мне сейчас нелегко судить об истинных причинах того, что даже тяжёлая болезнь папы не заставила его сказать правду, но факт остаётся фактом – уже после смерти отца, в семидесятых, мы узнали о существовании этой семьи. Вернее сказать, его дети от первого брака изъявили желание найти своего отца и стали писать письма через советское посольство в Южной Корее всем корейцам по фамилии Кон. Это стало для них возможным после Сеульской олимпиады 1988 года, когда Южная Корея стала открытой для всего мира. Стоит заметить, что делали они это очень активно, судя по тому, что примерно за два года они написали около трёх тысяч писем. Несколько из них пришли и в наш адрес, но мы тогда не придали этому значения, поскольку отец нам никогда не рассказывал о своей первой семье. Будучи очень настойчивыми, мои брат и сестра по отцу попросили его фото, на которому его первая жена узнала своего мужа. Вот так через двадцать лет после смерти папы мы узнали о том, что у нас есть родственники в Южной Корее. Вскоре они прилетели на могилу отца, а потом пригласили нас с мамой погостить у них. Мы прожили в Сеуле почти месяц, набрались впечатлений, потом какое-то время поддерживали с ними активную связь. Но, как говорится, жизненные обстоятельства непредсказуемы, и наши отношения постепенно сошли на нет. Хотя я ценил и продолжаю ценить эти родственные связи. Вполне вероятно, что причиной размолвки стала банальная делёжка имущества после смерти моего старшего брата по отцу, поскольку при жизни он обещал мне поддержку и приглашал переехать в Южную Корею. Что по мне, то я отношусь к этому философски и, понимая, что это чужая страна и я не вносил свою лепту в дела этой семьи, ни на что не претендую.
Его величество случай
Как признаётся мой собеседник, Его величество случай не раз кардинально менял его судьбу. По тому оптимизму, с которым Ен Хва это говорит, понимаю: он уверен, что эти перемены были к лучшему.
– Теперь, спустя многие годы, я анализирую те ситуации, в которых оказывался в судьбоносные моменты своей жизни и всё отчётливее понимаю, что это отнюдь не случайности, – признаётся Юрий Кон.
Юный выпускник сахалинской школы и медалист Ен Хва Кон мечтал стать химиком-технологом и даже, как победитель крупной олимпиады, имел заветное направление в Российский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена. Естественно, на химический факультет. Казалось бы, что может помешать его планам? Случилось так, что в роли этого нарушителя выступила….. нелётная погода, которая застала молодого человека в аэропорту Иркутска.
– Сижу я в аэропорту уже почти сутки, – рассказывает он. – Неожиданно встречаю одноклассников, которые прилетели поступать в Иркутский вуз. Радость встречи, разговоры о романтике Байкала, Ангары, Сибири, веские убеждения типа: «Что ж ты там будешь один, мы здесь все свои, с Сахалина!», и город на Неве оказался на заднем плане, поскольку я, сам того не ожидая, остался… в Иркутске.
Дальше была приёмная комиссия Иркутского политехнического института и твёрдое решение Кона поступить туда на энергетический факультет.
– Стою я тогда в коридоре, – вспоминает он. – Ко мне подходит незнакомый мужчина и просит показать документы. Посмотрев мой аттестат, он тут же представляется мне и предлагает стать студентом строительного факультета, деканом которого он является. «Если не понравится, после первого курса переведу туда, куда хочешь!», – заверяет он меня и буквально за руку тащит к дверям приёмной комиссии.
Эту преподавательскую хитрость – в момент вычислять перспективных абитуриентов – Юрий Михайлович разгадает позже, когда сам станет матёрым (не побоюсь этого слова) деканом строительного факультета Читинского политехнического института. В тот же момент он послушно доверил свою судьбу в руки Юрия Александровича Шелковникова, который ещё сыграет свою роль в его жизни.
– Всё как-то получилось само собой, ведь по молодости жизнь воспринимается совершенно по-другому. Мне повезло с группой – все дружные, инициативные, так и стал я выпускником этого факультета, – говорит Юрий Михайлович.
Годы учёбы позади, а впереди – планов громадьё. Энергичный и талантливый Юрий Кон, подчиняясь распределительной системе времён СССР, подразумевавшей отработку студентами в течение трёх лет на выбранном вузом предприятии, собирался рвануть в Набережные Челны, где в то время строился знаменитый «АвтоВАЗ». Однако его покровитель, декан факультета Юрий Шелковников, наверняка разглядев в своём подопечном преподавательский талант, посоветовал ему ехать в Читу, где в то время организовывался новый технический вуз, бывший тогда филиалом Иркутского политехнического института.
– Юрий Александрович станет первым человеком, который поздравит меня с тем, что я стал деканом строительного факультета, – рассказывает Юрий Кон. – Для меня это было так волнительно, и я тогда не знал, что это растянется на целых сорок лет… Я до сих пор благодарен этому человеку за то участие, которое он принял в моей жизни – буквально поймал в коридоре вуза (смеётся).
Всё равно 13
Свои года Кон не считает, придерживаясь мудрой восточной философии. Невозможно не признать, что это действует и, помимо хорошей генетики, здорового образа жизни, здесь никак не обошлось без действия законов оптимизма, которые, несмотря ни на какие неурядицы, продолжают действовать.
– Я стараюсь не помнить дату моего рождения, зафиксированную в паспорте, – говорит он. – Тем более, она не совсем точная. На самом деле я появился на свет 13 октября 1949 года, а в моём первом взрослом документе стоит 13 сентября. На самом деле, я тогда, посоветовавшись с мамой, не рискнул получать новый документ, хотя это была ошибка работников ЗАГСа. Настолько я боялся новых трудностей в его получении. Не беда – я отмечаю свой день рождения два раза, и все мои друзья и близкие об этом знают. В этом году 26 декабря я планирую отметить и третий – день, когда меня выписали из реанимации после перенесённого в тяжёлой форме коронавируса.
Факультет, ставший родным
Сейчас Кон – успешный политик, но, когда речь заходит о периоде работы в вузе, его глаза загораются азартным огоньком – всё-таки 44 года, отработанные там, даром не прошли. Да и на сегодняшний день политик, несмотря на свою занятость, продолжает по субботам читать лекции по строительной механике в родном вузе. По его словам, это даёт ему возможность быть в курсе событий и отдавать дань системе образования, в которой он существует с 1972 года и которая многое дала ему в этой жизни.
– Ко мне по привычке до сих пор подходят сотрудники моего родного факультета, если им нужны какие-то советы или помощь, – говорит Юрий Кон. – Если у меня что-то не ладится, я иду за помощью к ним. Мы вместе. И в радости, и в горе. Во многом благодаря им я ушёл в политику, стал депутатом. Я всегда с неизмеримым чувством гордости перечисляю своих выпускников, которые на сегодняшний момент возглавляют крупнейшие строительные компании региона и являются уважаемыми людьми. Это сейчас молодёжь старается уехать из Забайкалья, а тогда таланты чаще оставались.
В следующем году исполняется 50 лет строительному факультету ЗабГУ, и Юрий Кон, вошедший в оргкомитет, планирует принять непосредственное участие в подготовке к юбилею.
Все мы имеем право на ошибки
Но это – в качестве отдушины, на сегодня – напряжённая работа в Заксобрании региона, председателем которого Кон был выбран в мае текущего года. На вопрос о том, что политик ответит своим оппонентам, которые остались в меньшинстве на его выборах и которые смело заявляли о своём желании высказать свою позицию лично Кону, он прямо отвечает: «Пока этого не произошло. Но я жду. Я готов. Думаю, что в ходе совместной работы мы сможем прийти к общему мнению».
– Я воспитан так, что всегда уважаю чужое мнение, каким бы оно, на мой взгляд, неправильным ни выглядело. Любой человек не может быть положительным во всех отношениях – это жизнь. Обидно, когда в политику вмешиваются личные отношения – когда-то кому-то перешёл дорогу и подобное. Этого не должно быть. Люди не могут быть всегда удобными друг другу. На мой взгляд, истинная сила человека заключается в том, чтобы не бояться признать свои недостатки и высказать своё мнение, пускай где-то даже ошибочное. Жизнь всё расставит по своим местам. Главное – не идти против совести, не врать и не изворачиваться, это – прямой путь к потере уважения, которое, как известно, гораздо проще потерять, чем заслужить. Все мы имеем право на ошибки, а время покажет, кто прав, – уверен Юрий Кон.
Это ли не счастье!
Как признаётся мой собеседник, эту жизненную позицию разделяют и его сыновья, которые, несмотря на имеющиеся возможности, не уехали из Забайкалья, более того – младший пошёл по стопам отца. Дочь Юрия Михайловича также поддерживает папу во всех его начинаниях.
– Это ли не счастье, – рассуждает Юрий Кон. – Мой младший, который трудится прорабом, на днях сказал мне: «Папа, я воспитываю трёх сыновей, уже построил десять домов, подарил тебе троих внуков. Когда я подарю тебе внучку, ты пойдёшь на пенсию». Сам же Юрий Кон с позиции восточной философии спокойно относится ко всему происходящему вокруг него, стараясь достойно находиться в стороне от неизбежного негатива, преследующего жизнь каждого, кто решил связать свою карьеру с политикой, и уверен, что жизнь всё расставит по своим местам.
Все материалы рубрики "Люди рожного города"
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№29 (1669) // 14.07.2021 г.
0 комментариев