Известному телевизионному режиссёру, заслуженному работнику культуры РФ, лауреату многих российских и международных фестивалей Надежде Николаевне Павленко 27 мая исполнилось 75 лет.
На медиафоруме ProДФО ей была вручена одна из самых высоких наград в сфере журналистики и одна из первых в Забайкалье — Почётный знак «Честь. Достоинство. Профессионализм». Накануне юбилея мы побеседовали с Надеждой Павленко.
Надежда Николаевна, вы по образованию педагог, прекрасно знаете немецкий язык. Как в Вашей судьбе появилось телевидение?
— Благодарю судьбу за то, сколько прекрасных людей я встретила на телевидении, когда в конце 1971 года переступила порог этого волшебного дома. Сначала был конкурс, целый месяц с нами занималась Тамара Васильевна Курочкина — главный режиссёр комитета по телевидению и радиовещанию Читинского облисполкома. Красивая женщина, закончившая до войны ВГИК, прошедшая фронтовой актрисой всю войну. Она давала нам задания: написать эссе, сделать режиссёрскую экспликацию.
Было сложно, но интересно. Из 8 конкурсантов осталось двое. Нас приняли в штат. Сразу было поставлено условие «До первого больничного!».
Было трудно, у меня на руках двое маленьких детей, муж часто в командировках. Тамара Васильевна, несмотря на строгость, очень помогла. Она научила фантазировать, мыслить, придумывать, договариваться.
Я начала трудиться ассистентом режиссёра. Первый очерк «Потерянные годы», героем которого был человек, отсидевший в колонии 25 лет. Сценарий написала Тамара Борисовна Дмитриева, она заведовала редакцией писем. Их приходило много, каждое письмо было на контроле. И вот однажды пришла исповедь от одного мужчины… «Неужели, чтоб стать хорошим, человек должен пройти через то, что прошёл я?». Мы встретились с ним, мужчина уже 10 лет, как освободился, он рассказал о своей жизни. Сценарий есть, я расписала съёмки, совет принял в производство. Оператором был Николай Плетенчук, влюблённый в свою профессию. А с Николаем мы снимали ещё «Заслуженная семья России» об известной в Забайкалье семье Доржиевых. Потом были «Преображённая степь» о Бальжиниме Мажиеве, «Сезон раздумий» о династии геологов — семье Чабан, «Соль земли» — о первом дояре Советского Союза Владимире Ермолаеве из Красночикойского района, «Богатырский ключ» и другие. Галина Тарахтий, моя подруга, работая над многими очерками звукооператором, стала звукорежиссёром на моих программах, ездила со мной на БАМ.
В начале 90-х на Читинском телевидении показывали исторические передачи из цикла «Московский тракт». Как возникла эта идея?
— На телевидение приходят не за деньгами, зарплаты у нас никогда не были высокими. Любой фильм делается группой единомышленников, сплочённых одной общей целью. Как только возникала какая-то идея, все подключались к ней, предлагали, развивали дальше. Так появилась программа «Чита в стиле ретро». Мы пригласили для консультаций историка и краеведа Валерия Фёдоровича Немерова. Он очень активно включился и предложил переименовать программу в «Московский тракт». Постоянным оператором «Московского тракта» стал Олег Фёдорович Сукач, такой русский богатырь, с которым легко ходить в горы, спускаться по рекам… Очень быстро у нас появился зритель. Мы снимали фильмы не только об истории края, но и других сибирских городах: «Сибирский Санкт-Петербург» — об Иркутске, «Сибирские Афины» — о Томске. Для съёмок надо выезжать и на ближние расстояния, и на дальние, а время тяжёлое, лихое. Отсутствие средств тормозило, усложняло, выбивало из графика. Выход — искать меценатов, спонсоров. Как-то снимали фильм о старательской артели «Урюм». Посетовали на слабое финансирование наших программ. Артельщики предложили свою помощь, стали первыми нашими спонсорами. Потом нам помогали «Нефтемаркет», банк «Забайкальский»…
Первую двадцатидневную экспедицию для цикла «Московский тракт» решили совершить на голец Сохондо. С нашей группой собрались в путь директор Сохондинского заповедника Виктор Иванович Яшнов и писатель Николай Дмитриевич Кузаков, автор повести «Чаша богов». Будущей ленте дали одноимённое название. Получился хороший фильм. Так было положено начало, причём успешное. Это придало нам силы, уверенности. В 1992 году за серию документальных фильмов и очерков «Чаша богов», «Вето на равнодушие», «Репортаж из медвежьего угла», «Сезон раздумий», «Соль земли» нам была присуждена премия В.К. Курнатовского. Семнадцать лет подряд жила программа «Московский тракт» на нашем телевидении.
На границе с Монголией
Ваш наградной список полон всевозможных званий. Что было самым значительным и интересным?
— Программа «Московский тракт» завоёвывала всё большее пространство в телевизионном мире России. Узнали о ней и за границей. Нас стали приглашать для участия в различных конкурсах, смотрах, форумах и фестивалях. В 1997 году ставший большим поклонником и другом нашей программы Виктор Иванович Яшнов предложил принять участие в Международном фестивале документальных фильмов в итальянском городе Сондрио. К тому времени у нас было уже много материала про Сохондинский заповедник. Решили сделать новый фильм, назвали «Тропою Палласа». Его надо было озвучить не только на русском, но и на английском языке. Мы обратились в пединститут к Ольге Исаковне Флешлер. Она сделала перевод. На счастье, в те дни в институте находился гость из Америки Томас Диккенсон. Он и озвучил фильм на английском.
Мы отправили работу в адрес комитета фестиваля. Вскоре пришло приглашение на участие в фестивале, но за счёт собственных средств. Выручила артель «Урюм», туристическая фирма «Русь-тур» бесплатно оформила нам загранпаспорта, визы, заявки на гостиницу и т.д. И мы поехали. Встретили нас так хорошо, что мы даже удивились. Вообще всё было очень здорово: наш фильм — на большом экране, зрительный зал заполнен до отказа, мы – в центре внимания. Хотя не заняли призовых мест, но дипломантами стали. Форум был рассчитан на 4 дня. Мы задержались ещё на два. Съездили в Милан. Побывали в кафедральном соборе Дуома, в театре Ла Скала. Море впечатлений, которые до сих пор греют душу.
В конце девяностых пригласили в Америку. Но мы не смогли поехать. А наш фильм «Долина каменных исполинов», снятый на Кодаре, после фестиваля в американском штате Вермонт, был показан на государственном ТВ США. Программы «Московского тракта» много раз побеждали на международных и российских фестивалях. В 2007 году ещё один наш видеофильм «Сказ о земле Чикойской» был отмечен дипломом Гран-при на всероссийском фестивале видеофильмов по народному творчеству, традиционной культуре и этнографии. Это только несколько примеров. А вообще фильмы из серии «Московский тракт» шли во всех регионах по каналу ТВЦ в рубрике «Регионы — прямая речь». Номинировались наши фильмы и в Ханты-Мансийске на международном фестивале «Спасти и сохранить». Мы не раз выигрывали гранты. И на них снимали новые фильмы.
В Китае
Так случилось с фильмами о Байкале. В 2000-м году приехал к нам представитель Байкальского заповедника и предложил снять фильм. Мы удивились: и в Иркутске, и в Улан-Удэ есть свои телестудии. Наши фильмы на экологические темы уже привлекли внимание многих. Потому и обратились к нам. Мы откликнулись. Выиграли грант. «Живой щит Байкала» на шестом международном фестивале экологических фильмов в Санкт-Петербурге «Зелёный взгляд» принёс нам звание дипломантов. Кстати, он озвучивался на нескольких языках. Фильм «На Иргень-озеро и на великую реку Шилку» Капитулом Ордена Петра Бекетова отмечен «Кавалерским листом» с приложением знака отличия Ордена Петра Бекетова II степени.
Особое, неповторимое ощущение испытываешь, когда соприкасаешься с человеческими судьбами, людьми, которые оставили свой след на земле. С трепетом отношусь к теме Великой Отечественной войны: в фильмах «Последний бой», «Медики-39», «Письма с фронта», «Арест императора Пу-И» ещё живые участники рассказывают о героических событиях. С каждым годом эти истории ещё дороже. Помню фильм «Две жизни» (автор сценария Альбина Кудрявцева). В нём мы рассказывали о Михаиле Ивановиче Исаеве — председателе суда Читинской области и о человеке, не буду называть его фамилию, который был полной противоположностью Михаилу Ивановичу. Они с одного года и даже месяца, оба прошли фронт: Михаил Иванович боролся с фашизмом, другой же стал полицаем в Киеве и расстреливал советских людей. Как создать этот сложный мир противостояния? И вот мы с оператором Сергеем Романовым придумываем съёмки «полицая» в камере, где очень высоко окно с решёткой. Мы соорудили лестницу под окном. Когда ввели преступника, то Сергей снимал его сверху, стоя на лестнице. Вот фигура человека и руки — огромные, руки палача…
С Альбиной Кудрявцевой были ещё, полные драматизма, фильмы. Один из них — «Жизнь длиною в семь лет». Это телевизионное расследование о гибели человека и заключении в тюрьму невиновного. Благодаря нашему фильму он был освобождён.
«Декабристы в Забайкалье» — три фильма завоёвывали неоднократно на российских фестивалях Гран-при. В 2010 году объявлялся конкурс «Великие люди Забайкалья». Четыре фильма, как режиссёр, делала я в содружестве со Светланой Верхотуровой и Мариной Мисютиной: о Петре Бекетове, Семёне Номоконове, Варлааме Чикойском, Михаиле Бутине. А чего стоят встречи со знаменитым уроженцем Читы Олегом Лундстремом! В первой половине девяностых, накануне его 80-летия, мы с Валерием Немеровым решили снять фильм о нём. Олег Леонидович любезно пригласил нас к себе в Москву. Встретились в его двухкомнатной, скромно обставленной квартире. Он хорошо говорил о Чите и людях Забайкалья. По возвращении мы выпустили фильм «Король из книги Гиннесса». Лундстрему лента понравилась. Окрылённая таким успехом, наша творческая группа с друзьями-краеведами ходатайствовала перед руководством города о присвоении Олегу Леонидовичу звания «Почётного гражданина». Сначала нам отказали. Но спустя два года Олег Лундстрем удостоился этого звания.
Большую роль в моей судьбе сыграл Донской монастырь. В 1991 году я училась в Московском институте повышения квалификации работников радио и телевидения. Все приехали на учёбу с готовыми фильмами. А я не знала об этом. Пришлось делать фильм на месте. Рядом с институтом на Шаболовке — древний Донской монастырь. На его территории много могил известных людей, барельефы, а, главное — гробница патриарха Тихона. Мы решили снять фильм о нём. Очень переживала за эту работу. Но она получила хвалебные отзывы и была показана на ОРТ.
Перед съёмками фильма «Влюблённые в небо»
Чем занимаетесь сейчас дома, на отдыхе?
— В нашей семье никогда не стоял вопрос, не сменить ли мне сферу деятельности. Ни за что на свете я бы не согласилась на это. Сейчас живу не только воспоминаниями. Я всегда с удовольствием работаю — моё призвание. Часто молодёжь обращается с просьбой помочь в поиске архивов. Я рада этому, значит, нужны наши материалы. Встречаюсь со студентами в краевой библиотеке имени А.С. Пушкина, Забайкальском краевом музее имени А.К. Кузнецова. В военно-историческом музее Дома офицеров Забайкальского края вместе с моей тёзкой Надеждой Николаевной Закаблуковской мы организовали исторический кинолекторий, показываем фильмы, которые я режиссировала, рассказываю о съёмках. Каждый фильм — это история, встречи. Судьба подарила мне интересную жизнь, полные драматизма, иногда и трагизма, съёмки, но вместе с тем очень крепкие узы товарищества. Понимание и поддержка семьи сделали её наполненной и удивительной.
Семья Павленко
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Беседовала
Людмила Арзамасцева
Фото из архива семьи Павленко
«Читинское обозрение»
№23 (1663) // 02.06.2021 г.
0 комментариев