«За усердие на благо Забайкальского края». Таким знаком отличия награждён Мункожаргал Рабданович Дылгыржапов, член Союза архитекторов СССР и России, Почётный архитектор России, кавалер медали Союза архитекторов «За содружество зодчих» и лауреат Государственной стипендии России за 2012 год в области архитектуры.
Детство Мункожаргала пришлось на военные и послевоенные годы. В селе Узон на просторах агинских степей, где жила многодетная семья, была маленькая деревянная начальная школа. Много лет спустя архитектор Дылгыржапов разработает проект современной двухэтажной кирпичной школы для родного села. А пока с десяти лет мальчик ездит в райцентр учиться, живёт в интернате. Но летом, в каникулы, – с отцом на чабанской стоянке. Учителя заметили: мальчик любит рисовать, умеет работать с акварельными красками.
Почти сразу после школы Мунгожаргала призвали в армию. Отслужив четыре года на Тихоокеанском флоте, вернулся в родные пенаты, а потом… поехал в Москву – «поступать на архитектора». По окончании архитектурного факультета Московского института инженеров землеустройства в 1972 году прибыл в Читу. Архитекторов у нас тогда можно было сосчитать по пальцам, да и те иногородние: отработав какое-то время, уезжали. Мункожаргал был среди первых, кто с архитектурным образованием вернулся после учёбы на родину и остался здесь навсегда.
Как раз в конце 60-х государство внедряло программы по подъёму сельского хозяйства, а, значит, развитию образования и культуры на селе. В областном центре, как и по всей стране, создавались проектные организации, которые были нацелены на выполнение этих программ.
Свою деятельность молодой специалист начал в Читинском филиале института «Востсибгипросельхозстрой». Разрабатывал генеральные планы центральных усадеб совхозов и колхозов Забайкалья. И первые из них – сёла Красная Ималка, Тарбагатай, Шелопугино, Засопка, Ингода… Проектировал школы, детсады, дома культуры, больницы. Больших отступлений от типовых проектов тогда, увы, не допускалось. Но как будет выглядеть фасад любого общественного здания, всё равно решал архитектор. И в каждое из них Мункожаргал Рабданович хотел привнести что-то своё. На память приходит афоризм: «Фантазии людской полёт в шедеврах каменных живёт». Шедевры – не шедевры, а ответственность огромная. Ведь каменные дома стоят по многу десятилетий, а то и веков.
Так появились первые авторские проекты: административно-лабораторный корпус ЗабНИТИОМСа (Забайкальского научно-исследовательского технологического института овцеводства и мясного скотоводства) в агрогородке «Опытный», межобластная школа милиции по улице Баргузинской, административно-лабораторный корпус ПВРЗ в Чите, общественный центр в селе Колочном.
Интересной была работа по проектированию экспериментально-показательного жилого квартала в селе Застепь. Эксперимент заключался в том, чтобы научить сельских строителей из местных строительных материалов возводить жилые дома, избегая унылой однообразной застройки, меняя планировку квартир, оформление фасадов. Выбор невелик: дерево и кирпич. Но возникают же на земле красивые храмы и дворцы, фабричные корпуса, вокзалы. И всё это сделано из маленьких более-менее одинаковых кирпичей. А уж из деревянных конструкций в дошедших до нас домах из прошлых столетий можно увидеть такую красоту – неповторимую и разнообразную! Кружева на фризах, карнизах, оконных наличниках, замысловатое оформление входных дверей, да и много чего другого можно «выпилить» из дерева. Правда, уходит это искусство безвозвратно. Но ведь можно использовать кое-что из образцов деревянного зодчества тех лет.
Появились и первые награды. В составе авторской группы Мунгожаргал Дылгыржапов занял третье почётное место в открытом конкурсе на проект культурно-торгового центра агрофирмы «Догой» в Чите. Но главная награда была впереди…
Дома долговечнее человека
90-е многих высококвалифицированных специалистов-проектировщиков выбросили за борт. Предприятия, совхозы и колхозы боролись за выживание. Не до строек. Оказались расформированными проектные организации, работающие на село. Но архитекторы всегда востребованы. Мункожаргала Рабдановича пригласили в ОАО ПСК «Читагражданстрой» на должность главного архитектора проектного управления. Здесь он занимался не только проектированием, но и авторским надзором при строительстве многоквартирных жилых домов в Чите по улицам Хабаровской, Балябина, Бутина.
Константин Паустовский повторял: «История домов бывает подчас интереснее человеческой жизни. Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений».
Впервые Мункожаргалу пришлось соприкоснуться с историческим наследием города в средине 90-х. И не просто соприкоснуться, а вникнуть в самую суть, изучить столетнюю историю старинного особняка, известного под именем купцов – братьев Зазовских по улице Петра Анохина. Ставилась задача не только реконструировать старое здание, но и функционально изменить его назначение, дополнить пристройкой, заменить устаревшие детали, не нарушив общего архитектурного облика.
Чего только в этом доме не было! Наконец, он был передан в ведение Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права. Но для нового вуза надо было увеличить площади для аудиторий, лабораторий, спортивного и актового залов, пищеблока. А ведь дом – непростой. Над угловым входом – массивный нависающий эркер, завершающийся необычной формы аттиком, примыкающим к башенке с четырёхскатным криволинейным куполом. Над карнизами – аттики необычной формы. О таких писал А.К. Толстой: «В своём дому любил аристократ капризные изгибы и уступы, на крыше ваз или амуров ряд…». Всё это требовало бережного и деликатного подхода. И наш герой справился с этим весьма корректно.
В те же годы выполнил эскизный проект гостиницы в Маньчжурии, но из-за нерешённых вопросов по финансированию проект остался на чертежах…
Мужская гимназия, «Родина» и другие…
В начале 2000-х в стенах «Читагорпроекта» Мункожаргалу Рабдановичу снова пришлось поработать над реконструкцией старинного здания, построенного в Чите в 1894 году для мужской гимназии. Сейчас это один из корпусов Читинской медакадемии. В справочнике-путеводителе за 1907 год его автор Попов отмечал: «Двухэтажное здание гимназии недурное по архитектуре и очень выгодно расположено в глубине площади. Белый его корпус довольно красив…». Действительно, в нём много от классицизма. Проект реконструкции этого замечательного здания пополнил список авторских работ Мункожаргала Рабдановича. Правда, свои творческие удачи он всецело разделяет с теми, кто рядом. Считает, что одним из слагаемых успехов архитектора-руководителя является его умение добиваться взаимопонимания и обладать в полной мере чувством доброжелательности и товарищества к тем, с кем работаешь.
Имея уже накопленный опыт по проектированию реконструкций непростых зданий, зодчий смело берётся за проект реставрации кинотеатра «Родина», сданном в эксплуатацию 60 лет назад. Портик, колоннада, карнизы и фронтон придают зданию монументальность, помпезность. Всё это надо было не только сохранить, но и выполнить условия, поставленные заказчиком. Параллельно «с ноля» строится торговый центр «Спутник» в районе КСК, запроектированный группой инженеров под его руководством.
Агинское и Барселона
В 2005 году архитектор отмечен благодарственным письмом главы администрации Агинского Бурятского автономного округа за проектирование и активное участие в строительстве здания окружного краеведческого музея имени Г. Цыбикова. Кто бывал в Агинском, не мог не обратить внимание на это приметное здание, украшающее одну из центральных улиц посёлка. Двухэтажное, в бурятском национальном стиле, оно выглядит великолепно.
До сих пор греет душу впечатление от посещения в 2007 году международной строительной выставки «Конструмат» в Барселоне (Испания). Через центр зарубежных стажировок наш архитектор был включён в группу российских специалистов. Семинары, мастер-классы… Творения испанского архитектора Антонио Гауди восхитили, покорили, потрясли. Кстати, поездку пришлось оплачивать из личных сбережений.
Вершина мастера
Объекты жилья, соцкультбыта, торговли, реставрации исторических зданий – к 2000 году много чего было в авторском багаже архитектора Дылгыржапова. В его работах наблюдается то, что определяет руку большого мастера. Своеобразное видение архитектуры, мышление гораздо шире, дальше проектируемого объекта, с обязательным учётом окружающей среды, в которой предстоит находиться проектируемому сооружению. Яркий пример тому – комплекс буддийского храма в Чите.
Разговоры о необходимости строительства культового здания для буддистов в областном центре шли давно. Наконец, с открытием в Чите представительства Агинского дацана в 2002 году этот вопрос уже решился окончательно. Годом раньше был определён участок земли. Мункожаргал не колеблясь взялся за проект.
Было принято решение принять за основу размеры и формы дацана, модель которого была выстроена и открыта на территории промышленной и сельскохозяйственной выставки в саду имени Жуковского (ныне – парк Дома офицеров) 15 августа 1899 года. Культовые обряды там не совершались, он считался выставочным павильоном с набором буддийских реликвий. В 1914 году здание сгорело вместе с коллекцией. Поэтому сохранившихся фотографий для проектирования было мало, а какой-либо литературы по строительству подобных объектов днём с огнём не найдёшь. Архитектору пришлось обследовать и делать обмеры существующих дацанов в Агинском, Цуголе. Искать хоть какие-то относящиеся к этому материалы в библиотеках, архивах.
К работе Мункожаргал Рабданович привлёк своих друзей-единомышленников, не обещая вознаграждения. Вопрос с финансированием проектных работ даже не обсуждался. Участие в проектировании, а потом и строительстве Читинского дацана расценивает как большую честь. Именно тогда понял до конца аксиому «архитектор – главный строитель» («архитектор» в переводе с греческого и есть строитель), потому как только в тесном контакте с заказчиком и подрядчиком можно добиться успеха.
Когда смотришь на главный корпус Читинского дацана и окружающие его постройки, понимаешь, что архитектура – это синтез искусств: сочетает в себе скульптуру, живопись, композицию, пропорции, пластику, фактуру, цвет. Это одновременно и удовлетворение духовных потребностей. За проектирование и строительство комплекса Читинского дацана «Дамба Брайбунлинг» в год его открытия (2010 г.) Мункожаргал Рабданович награждён знаком отличия «За усердие на благо Забайкальского края» и благодарственным письмом главы Традиционной Буддийской сангхи России.
На предложение Союза архитекторов России по соисканию государственной стипендии на 2012 год «За большой творческий вклад в архитектуру и успехи в области реставрации и реконструкции памятников истории, культуры и архитектуры» Мункожаргал Рабданович представил проект создания этно-туристского комплекса на базе Читинского дацана с включением в него многофункционального центра по изучению языка, традиций, ритуалов бурят и ресторана бурят-монгольской кухни. И был удостоен этой премии. Ресторан «Звезда кочевника» уже радует посетителей вкусными, оригинальными блюдами. Самая большая мечта автора проекта – чтобы этот проект осуществился полностью.
Памятник истории
За 50 лет, посвящённых любимому делу, выполнено очень многое. Приносит удовлетворение участие в международных бурятских фестивалях «Алтаргана»: в 2008 году – серебряный диплом, в 2012 – золотой диплом за проекты, представленные на фестивальные выставки.
В 2011 году к архитектору обратился шэрээтэ Зугалайского дацана с просьбой сделать эскизный проект на восстановление дацана в Зугалае (Могойтуйский район). Разработанные чертежи отправили в администрацию В.В. Путина. И в начале 2012 года из президентского фонда было выделено 5 млн рублей для начала строительства. Остальные средства пополняются из внебюджетных и благотворительных фондов, пожертвований спонсоров и состоятельных буддистов. Зугалайский дацан включён в перечень памятников истории и культуры федерального значения.
Строится дацан и в Якутске. Документацию разрабатывали местные архитекторы. Учитывая богатый опыт в проектировании культовых объектов, якутяне попросили Мункожаргала подкорректировать кое-какие моменты. Теперь он тоже, хоть и частично, стал «своим».
Забайкальская энциклопедия по разделу «Архитектура и искусство» тоже не обошлась без участия нашего героя.
Храм на Поклонной
С 2002 года среди буддистов активно обсуждался вопрос о том, чтобы на Поклонной горе в Москве к 70-летию Победы построить мемориальный храм в честь воинов-буддистов, павших в годы войны. До сих пор в столице нет ни одного (!) буддийского храма. В ноябре 2014 года ламы освятили двухтонный гранитный камень в основании будущего дацана. Тогда планировалось, что строительство удастся завершить к Дню Победы 2015 года. Но сроки работ всё время сдвигались из-за отсутствия финансирования. В разработке проектов главного здания принимали участие архитекторы из Бурятии, Тувы, Калмыкии. По предложению члена Совета Федерации Б.Б. Жамсуева Мункожаргал Рабданович разработал эскизный проект мемориального храма-памятника на Поклонной горе. И в конце февраля 2015 года докладывал о нём в одном из комитетов Государственной Думы. Чей вариант будет утверждён, пока неизвестно.
…Стоят в Чите многоэтажные жилые дома, отреставрированные старинные здания, детская консультация в Кадале, торговый центр «Спутник» на КСК, буддийские храмы на забайкальской земле, музей в Агинском, школы и детсады в сёлах и районных центрах… Стоят и греют сердце: вот он, его, архитектора Дылгыржапова, отчётливый след на Земле. Конечно, много задумок и проектов остались нереализованными. Но это уже не его вина. Сделано-то сколько!
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Людмила Арзамасцева
«Читинское обозрение»
№26 (1406) // 29.06.2016 г.
0 комментариев