Уже не вспомнить, когда началась наша дружба с Борисом Константиновичем Макаровым – наверное, году в 1978 или 1979. Разница в возрасте приличная, а вот как-то прилепились, почувствовали друг друга.
В те годы Борис Константинович часто приезжал из своей Акши в Читу – «за пять хребтов». Приходил к нам в деревянный дом номер 5, что на улице Кочеткова (года два назад его снесли). Курили в печку и разговаривали ночи напролёт. О чём? О литературе, а значит, о жизни.
Борис Макаров, Вячеслав Вьюнов, поэт Евгений Алексеев. Снимок 1980-х
И мы с женой ездили к Макаровым – тогда они жили на улице Декабристов, а потом на улице Кюхельбекера. У моей супруги Натальи Алексеевны были общие разговоры с Валентиной Андреевной, а мы с Борисом уходили или на Онон – не столько рыбачить, сколько опять же разговаривать. Или ходили на выдувы, что на речках Смолка и Кургатайка, на стойбища древнего человека, собирали сколы, нуклеусы, каменные ножи, черепки древней посуды (стихотворение «Бульдозером здесь сняли верхний слой…» написано после таких походов). Или перебирались на многочисленные острова собирать халцедоны, которые на Ононе почему-то всегда светло-жёлтые. И опять же разговоры, разговоры.
А если и ночевали у костра под плеск больших рыбин, то тоже было не до сна – стихи, жизнь, литература. А потом он приезжал ко мне на Арахлей. Я заводил свой ГАЗ-67 выпуска 1943 года, и мы уезжали в тайгу, мастерили костёр – не для тепла, а чтобы было уютно разговаривать. Вот почему в моих миниатюрах так много Бориса Макарова. Много рассказанных им историй стали потом сюжетами моих миниатюр.
Борис Константинович научил меня иначе смотреть на жизнь, смотреть на другой скорости, сбавить скорость или вовсе остановиться, наклониться и рассмотреть божью коровку, которую на ходу не увидишь. Он научил меня пристальному взгляду на жизнь, где всё связано, где всё причина и следствие, надо лишь прислушаться к себе, чтобы почувствовать эти тугие связующие нити. Вот почему своим учителем в литературе я считаю Бориса Константиновича Макарова, о чём много раз и говорил ему. Михаил Евсеевич Вишняков научил меня другому: смотреть на мир охватно, сверху, чтобы была видна вся страна – от края и до края. А Борис – пристально замечать детали.
Теперь мы редко видимся, зато часто говорим по телефону. И понимаем, что стягиваем духовное пространство между Тасеем и Акшой.
14 марта у Бориса Константиновича день рождения. Борис, разреши сделать тебе подарок. Это стихотворение для тебя.
Россия
Борису Макарову
Она и для труда и созерцанья,
Здесь для души неспешное житьё.
Все остальные центры мирозданья –
Лишь звёздные провинции её.
Россия у нас одна, другой не будет.
Удачи тебе!
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Вячеслав Вьюнов,
с. Тасей
«Читинское обозрение»
№11 (1495) // 14.03.2018 г.
0 комментариев