21 февраля – Всемирный день экскурсовода
Во второй половине 20-го века по всему Союзу стали создаваться туристические организации. В 1966 году экскурсионное бюро появилось и в Чите. Первыми экскурсоводами становились учителя, краеведы, историки. В середине 70-х Читинское бюро путешествий объявило о наборе на курсы подготовки профессиональных экскурсоводов. Из первого выпуска до сих пор на экскурсионных маршрутах работает Галина Клейнос – один из лучших экскурсоводов Забайкальского края.
Галина Владимировна, у вас техническое образование, была престижная работа в институте «Читагражданпроект». Как попали в сферу туризма?
– Ещё учась в школе, я активно занималась в художественной самодеятельности, позже – в драмкружке городского дома пионеров на пересечении улиц Ленина и Полины Осипенко. Он был очень популярен среди школьников. Там работали с детским хором Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна Соломины, родители Юрия и Виталия Соломиных. Оркестр духовых инструментов возглавлял известный музыкант Савсерис. Драмкружком руководила заслуженная артистка РСФСР Ирина Александровна Волохова. Она поставила мне голос, научила правильно декламировать, двигаться.
Получив техническое образование, я начала работать в институте «Читагражданпроект», а вечерами – репетиции и спектакли в народном театре при Доме офицеров, куда меня позвала любимая наставница и педагог Ирина Александровна. Одновременно работала в качестве ведущей с народным хором в Доме офицеров, которым руководил известный композитор Василий Николаевич Волков.
Однажды прочитала объявление о наборе слушателей на вечерние курсы экскурсоводов. Стало интересно. Записалась. Готовили нас очень серьёзно. Лекции читали известные в городе люди: архитекторы, историки, художники, композиторы, писатели, артисты. К выпускному зачёту каждому из нас предложили разработать текст экскурсии на одну из десяти разнообразных тем. Успешно сдав экзамены, я стала подрабатывать в свободное время в бюро путешествий и экскурсий. Прошло немного времени, и я стала штатным сотрудником в этой организации.
Интересно, что в своей экскурсионной деятельности вам пришлось тесно соприкоснуться с космической темой…
– В том самом народном театре при Доме офицеров я встретила свою половинку, вышла замуж. Друзья моего мужа, ранее уехавшие в небольшой городок Гагарин, позвали и его. Там планировалось большое строительство. Мы перебрались на родину первого космонавта. Супруг работал в строительной организации, а я пришла в местное экскурсионное бюро и стала проводить экскурсии по городу. Представляете, рассказывать о жизни первого космонавта, гулять по тем улицам, где ходил Юрий Алексеевич… С экскурсантами мы посещали дом, где жили Гагарины, встречались с его родными. Конечно, всем хотелось увидеть маму космонавта. Простая русская женщина, она всегда была доброжелательна, приветлива. Я до сих пор волнуюсь, когда вспоминаю об этих встречах. Там осталась частичка моего сердца.
И всё-таки вы вернулись в Забайкалье и посвятили жизнь экскурсионной работе.
– Никогда не предполагаешь, что может случиться с тобой завтра. По возвращении в Читу я была принята в штат Читинского бюро путешествий и экскурсий. Мой самый первый маршрут – на рейсовом автобусе Чита — курорт Дарасун. Моя задача состояла в том, чтобы дать путевую информацию пассажирам, которые ехали лечиться. Я рассказывала о революционных событиях, о Маккавеевском застенке, легенды о наших реках, растениях, строительстве железной дороги, о лечебных свойствах дарасунской воды и т.д. На обратном пути – уже для тех, кто покидал здравницу. В свободные от этих выездов дни проводила экскурсии по разной тематике: «Чита историческая», «Декабристы в Чите и Забайкалье», «Забайкалье в годы Октябрьской революции», «Забайкалье в годы войны». Большим спросом пользовались выезды на природу: Алханай, Арахлей, Кука, Молоковка. Работы хватало всем: и штатникам, и внештатникам.
Кто составлял программы и маршруты экскурсий?
– Когда я только начинала проводить экскурсии сорок с лишним лет назад, все маршруты утверждались областным советом по туризму и жёстко были расписаны по километрам, объектам, минутам, с остановкой автобусов в определённых местах, согласованных с ГАИ. Автотранспорта на дорогах Читы тогда было значительно меньше, никаких заторов мы не боялись. Со временем многое менялось. Появился в Чите Казанский собор, пришлось изучить каноны возведения православных соборов, терминологию, символы архитектурных элементов и т.д. Включили новый раздел на эту тему в обзорную экскурсию. Открыли площадь любви и верности, установили памятники Петру Бекетову, Муравьёву-Амурскому, посещение их стало обязательным.
Изначально в городской экскурсии мы заходили на Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев. Чуть позже эту тему выделили в отдельную двухчасовую экскурсию. Нельзя на таком объекте быть мимоходом.
Когда в 2010 году открылся буддийский дацан, многим захотелось увидеть его.
В летнее время выезжали на турбазы «Солнышко» в Атамановке, «Минеральная» в Куке и «Кристалл» на Арее. Сопровождали отдыхающих в лес, ходили в походы, рассказывали о флоре и фауне, устраивали вечера отдыха.
Вам вся экскурсионная тематика одинаково близка, или есть что-то самое дорогое?
– Как и все экскурсоводы, я начинаю с того местечка, где зарождалась наша Чита, где её корни и истоки. Это земля, на которой стоит Михайло-Архангельская церковь. Это моё любимое место в нашем городе. Причём раньше предполагалось о церкви и о декабристах рассказывать стоя на улице, возле стен храма в течение 30-40 минут. Со временем стали предлагать группам войти внутрь.
Я очень люблю площадь любви и верности. Находясь у скульптурной композиции, читаю стихи о любви, которая звала женщин вслед за любимыми на каторгу, на край света, лишь бы быть рядом.
Лихолетье 90-х перевернуло всё и вся. Чем занимались в те годы?
– Перестройка наложила свой отпечаток на все сферы жизни, в том числе и на туризм. Закрылись турбазы, экскурсии никому стали не нужны. Мне предложили должность экскурсовода в военно-историческом музее СибВО. Здесь принимали присягу молодые воины, после неё – экскурсия по музею. Солдаты внимательно слушали рассказ о гражданской и Великой Отечественной войнах, событиях на Хингане и Халхин-Голе, в Афганистане. Приходили школьники, ветераны. Но работа в музее отличается от работы экскурсовода в поездках. Очень узкий диапазон информации выдаётся в специализированных музейных залах. Нарастала неудовлетворённость работой. Решила её сменить.
Как и все остальные коллеги по профессии, начала работать с туристами из Китая, совмещая должности групповода и экскурсовода. Международный туризм был диким. Туристами называли обыкновенных челночников. Действовала система обмена товара на товар. Время шло. Постепенно туризм становился всё более цивилизованным. Турфирмы, которых в городе возникало всё больше, стали строить свою работу так, чтобы предоставлять услуги не только по заграничному туризму, но и внутреннему, занялись организацией экскурсий по Чите, в Агинское, в Нерчинск. Мы снова стали заниматься своим делом.
Вы не только экскурсовод, но и участник хора ветеранов «Багуловый край». Поёте?
– Я сама не пою, я в этом хоре – ведущая. Перед выступлением на сцене каждая песня предваряется каким-то комментарием. Я очень люблю говорить о колючем красивом кустарнике – влюблена в него. Никакие розы или тюльпаны так не радуют глаз, как багульник. А поскольку хор носит такое название, я читаю стихи об этом удивительном растении.
А ещё вы пишете рассказы о природе, о животных. В одном из первых номеров «ЧО» 2018 года был опубликован подготовленный вами «Монолог оставленной собаки».
– Основная задача экскурсовода – рассказать не только о растениях, памятниках природы, минеральных источниках, которыми очень богат наш край, но и о правилах общения с природой. Не шуметь, не кричать, не рубить деревья, не ломать кусты, не рвать цветы, не трогать птичьи гнёзда, не разорять муравейники, не сорить, не оставлять за собой бутылки, пакеты… Я сама никогда не позволяю себе сорвать пусть даже очень красивый цветок. Жалею птиц, постоянно подсыпаю крошки хлеба во дворе. И замечаю, как после наших бесед ребята становятся добрее. Это очень хорошо видно, когда мы приезжаем на страусиную ферму, и дети общаются с козочками, страусами, лошадками, телятами, цесарками. Если бы почаще их вывозить на природу, в заповедники, экологические лагеря, они становились бы добрее ко всему, что их окружает.
Но в последнее время спрос на экскурсии среди школьников заметно упал. Как думаете, почему?
– Наверное, основная причина в том, что дома у всех есть компьютеры, Интернет. Однако не может электроника заменить живого общения с интересными людьми, посещения музеев, журчания ручья, шума леса, запаха хвои, пения птиц. Я верю, что всё вернётся на круги своя, и дети поедут на экскурсии. Как-то я прочитала очень интересное высказывание: «Экскурсия, как хорошая книга, должна будить любопытство и воображение, чтобы хотелось идти дальше и дальше». По-моему, лучше не скажешь.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Беседовала
Людмила Арзамасцева
«Читинское обозрение»
№8 (1492) // 21.02.2018 г.
0 комментариев