Главная / Авторы / Ирина Верещагина / Серебром по стеклу
Серебром по стеклу
Удивительные работы в технике амбротипии создаёт фотограф из Читы


Прохожие, гуляющие по улице Ленина, не знают, что в неприметном подвальчике одного из домов совершается настоящее таинство. Здесь рождаются уникальные фотографии, выполненные в редкой, почти исчезнувшей сегодня технике амбротипии.

Чудо-способ был изобретён в далёком 1851 году. Юлия Каминская – сегодня единственный в Забайкалье фотограф, работающий в этой технике. Пока закипает чай, Юлия показывает мне своё фотохозяйство и раскрывает секреты технологии.

Оказывается, процесс, который по-научному называется мокроколлодионным, с позапрошлого века не изменился. На стеклянную пластину наносится слой коллодия с растворёнными в нём солями металлов. После этого пластина погружается в «серебряную ванну». В результате реакции солей металлов и серебра фотоэмульсия становится чувствительной к свету. Уже очувствлённая пластина при красном свете вставляется в специальную кассету, которая, в свою очередь, устанавливается в фотоаппарат. Фотоаппараты у Юлии основательные, как будто сошедшие с кадров чёрно-белых хроник: «Здесь всё хрупкое, деревянное, старинное. Вот этот аппарат не такой древний, как кажется, он 1957 года выпуска. Это советские камеры, они выпускались не для мокрого коллодия, конечно, а для съёмки на плёнку, но для коллодия тоже подходят хорошо».

Для того чтобы началось запечатление, достаточно снять крышечку с аппарата. Крышечка открылась, запечатление началось, закрылась – закончилось. Дальше фотографу надо быть сверхаккуратным и собранным. Ведь ему предстоит бежать в проявочную комнату и, пока не высох коллодий, проявлять полученное изображение. «Съёмка одного кадра по времени занимает около часа с учётом работы с моделью, проявки, фиксирования, промывки. Если я еду на пленэр, на улицу, то должна взять с собой тёмную комнату, где буду всё это проявлять». Ошибок технология не терпит, у фотографа всегда только один шанс. Готовую работу необходимо покрыть сандараковым лаком, тогда она будет храниться очень долго.

Естественно, я задалась вопросом, почему хрупкая девушка выбрала столь редкое и необычное увлечение? Юлия увлеклась фотографией больше 15 лет назад, а вот амбротипию открыла для себя сравнительно недавно: «Мне понравился эффект поплывшего коллодия. Я тогда не знала, что это особая фототехника, а думала, что это такой способ обработки в «Фотошопе». В дальнейшем, глубже погрузившись в тему, Юлия решилась на покупку техники и реактивов. Дело пошло не сразу, достать некоторые реактивы практически невозможно. Даже когда всё для дела было приобретено, пришлось немало потрудиться, прежде чем удалось достигнуть результата. Юлия до сих пор помнит чувство радости, охватившее её, когда на стекле впервые появилось изображение.

Очарование таких фотографий – в их удивительной глубине и детализации, с одной стороны, и необычной цветопередаче, с другой. Присмотритесь внимательнее к предметам, запечатлённым на таких фотографиях, и вы увидите новые грани привычных вещей.

Амбротипия чем-то схожа с живописью. Никогда нельзя предугадать, какой рисунок оставит на стекле прихотливый коллодий. Именно поэтому невозможно получить два одинаковых изображения, каждая фотография уникальна. «Амброс» с греческого – это вечный, нерушимый, бессмертный, а «типос» – отпечаток. Фотография может храниться веками. Известны амбротипы, которые были сняты в 1854, 1856 годах. Они до сих пор в идеальном состоянии: не выгорают, не выцветают». Такая вот ирония: созданные сегодня фотографии рано или поздно поблекнут, а амбротипы сохранятся, пока будет оставаться в целостности стеклянная пластинка с изображением.

У Юлии много творческих планов. Ей нравится снимать портреты, натюрморты. В перспективе – съёмка пейзажей. Технически это очень сложно, ведь коллодий невероятно капризен к температуре, влажности, свету. Но с удивительным терпением и увлечённостью Юлии можно рассчитывать на успех. А, значит, скоро мы сможем полюбоваться на снятые в технике амбротипии виды нашего города.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Ирина Верещагина
Фото из архива Ю. Каминской
«Читинское обозрение»
№29 (1565) // 17.07.2019 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net