Его работу отмечал сам Дмитрий Борисович Кабалевский. Действительно, таких, как профессор Николай Иванович Козлов, ещё поискать надо. 11 июня он отпраздновал 70 лет, пятьдесят из них (только вдумайтесь!) отдал научно-педагогической деятельности. А как «разбитые клавиши» музыкального образования Забайкалья зазвучали под его руководством – сейчас узнаете.
Где же завод?
На тот момент, когда студента отправили по распределению в Забайкалье из Благовещенского музыкально-педагогического училища, в школах Читинской области практически не было учителей музыки-специалистов. Было это в 69-м году. Хабаровский паренёк только и успел дойти до областного отдела народного образования, и его тут же перехватила директор Газ-Заводской средней школы Мария Гавриловна Полоротова.
Учителя музыки быстро оформили в штат, рассказывая, что полетит он на самолёте в прекрасное место. Однако из иллюминатора Николай не увидел «завода» (из названия предположил наличие огромного предприятия) и ничего близкого к нему. Но унылая картина не портила отношения к работе: вёл уроки музыки, желающих обучал игре на фортепиано, руководил хорами, вокальными группами детей и взрослых. Всё успевал.
Газимурский Завод «подарил» встречу всей его жизни – с супругой Людмилой Ивановной, в декабре этого года им праздновать золотую свадьбу.
Урок балдения
В начале 70-х семья Козловых перебралась в Читу. Николай Иванович был переведён в Читинское педагогическое училище на музыкальное отделение на должность преподавателя музыки. Руководила заведением на тот момент Галина Андреевна Махалова. «При ней появилось серьёзное внимание к научной деятельности: подготовка учителей музыки по специальному инструменту, дирижированию, методике воспитания, руководство педагогической практикой и так далее». Последнее предполагало проведение уроков пения (так назывался в тот период предмет) в школах Читы, наблюдение за работой выпускников в школах области – всё это позволяло оценить состояние учебно-воспитательной работы. Выводы, прямо скажем, были самыми худшими.
Преподаватели, в основном совместители, выпускники культпросветучилища, музучилища, не имели представления о работе учителя музыки. На уроках дети записывали слова песен, другие – биографии композиторов, третьи пытались изучать теорию музыки. «Но не это было самым худшим. Процветала откровенная халтура. Совместители, руководители школ ради проведения смотра художественной самодеятельности готовили хоровые коллективы, при этом оплата им шла за счёт уроков пения, которые не проводились. Целый учебный год оплачивалась совместителям работа, хотя работали они один-два месяца от силы». Дети, конечно же, стали относится к урокам пения негативно, интереса к предмету никакого. «Бегут по коридору. Спрашиваю: куда же вы так спешите?». «На урок пения, на урок балдения», – отвечают. Все забыли, что уроки музыки такой же предмет как физика, химия, например», – сетует сегодня профессор кафедры теории методики музыкального образования и дирижерско-хоровых дисциплин ФКиИ.
Хромала и материальная база в школах: «Там, где фортепиано было, оно оказывалось варварски разбито: клавиши оторваны, перекошены. Это была полная разруха в области музыкального образования и воспитания школьников по всей области». Терпеть это Николай Иванович не собирался.
Первые победы
В 77-м году Николая Ивановича назначили заведующим кабинетом музыки (который он сам и создал) в Читинском институте усовершенствования учителей, где директором был Г.Г. Филиппов, который стал оказывать всяческую помощь. «Дефицит педагогов-музыкантов был страшный. Даже в Чите их было всего два – в школе №19 и школе №3. За десять лет работы заведующим кабинетом музыки совместно с коллегами удалось заполнить все ставки данных специалистов по области, создать необходимую учебно-методическую базу». Работать было сложно, без полной самоотдачи – невозможно. Так работал сам и требовал этого от других.
На курсах переподготовки учителей музыки, 1985 год
И вскоре труды стали приносить плоды. Хоровой коллектив Красночикойской средней школы был отправлен во Владивосток для участия в конкурсе хоровых коллективов Сибири и Дальнего Востока под руководством учителя музыки В. Жарихина. Хор занял второе место! Дети пели на военных кораблях, на площадках города. «Хорошо нам тогда помог Читинский Обком партии и Дом народного творчества (тогда руководил им Василий Николаевич Волков). Помогли с приобретением костюмов для хора, предоставили ещё двух баянистов». Во Владивостоке чикойские школьники встречались с композиторами Шаинским, Таривердиевым.
Николаю Ивановичу после такого успеха была вручена почётная грамота министерства образования РФ.
Творческий беспорядок
Высоко ценил нашего подвижника и Дмитрий Борисович Кабалевский, советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, создатель новой программы преподавания музыки в школах. Козлов посещал курсы повышения квалификации Кабалевского в Москве, являлся членом лекторской группы лаборатории великого педагога по проблемам музыкального образования. Внедрял новую программу в Чите и области.
Николай Иванович – один из немногих, кого Дмитрий Борисович пригласил к себе домой. «Назначено мне было на 12. Опаздывать или приходить раньше было нельзя, человек он был занятой. Причиной визита было моё замечание по поводу его работы (посмел с ним поспорить). Думал, что сейчас увижу такие хоромы! Нет, он жил очень и очень скромно. Дмитрий Борисович провёл в свой кабинет, где был такой беспорядок. Книги, листы бумаги, рояль – творческий беспорядок. Он тогда сказал, что никого туда не пускает, чтобы его порядок никто не нарушал», – с удовольствием воспоминает Николай Иванович сегодня.
На одном из совещаний в Москве Кабалевский из множества педагогов России отметил нашего героя: «…искусство должно опираться на научный фундамент. Мне очень нравится, что сейчас некоторые педагоги работают в этом направлении. В частности, не могу не назвать имя Николая Ивановича Козлова, результаты которого, я уверен, должны принести для всех нас полезные плоды». Это была высочайшая оценка.
Забегая вперёд, скажем, что позже методологические основы вернулись на уровень 50-х годов прошлого столетия. Программа Кабалевского была отодвинута на второй план.
Один от Урала до Дальнего Востока
В середине 80-х Козлову предложили должность старшего преподавателя факультета педагогики и методики начального обучения, в это же время он вёл уроки музыки в средней школе №2, проводя апробацию и внедрение программы Д.Б. Кабалевского. На факультете работал заместителем декана по воспитательной работе, готовил хоры, ансамбли, вокалистов для II Всесоюзного фестиваля народного творчества. За это был награждён нагрудным Знаком лауреата.
Кипучая деятельность не помешала поступить в заочную аспирантуру Московского педагогического университета им. М.А. Шолохова, а в 90-х защитить кандидатскую диссертацию. Старания и работоспособность, понимание своего дела не могли быть не замечены – в 1990-м Государственный комитет СССР по народному образованию обратился к Николаю Ивановичу с предложением разработать программу для пединститутов по музыкальному воспитанию учащихся начальных классов. И он её разработал.
На этом не остановился и в конце 90-х разработал пакет документов для министерства образования, в котором изложил свои мысли по открытию специальности «Музыкальное образование» в нашем пединституте. При поддержке декана Л.И. Козловой была открыта кафедра музыкальных дисциплин, которую Николай Иванович возглавил. Позже он защитил докторскую диссертацию в Москве, оказавшись на тот момент 13-м доктором по музыкальной педагогике в России и единственным от Урала до Дальнего Востока.
Главный вклад
В 2004 году Николай Иванович был переизбран на должность профессора кафедры теории и методики музыкального образования и дирижёрско-хоровых дисциплин педагогического института им. Н.Г. Чернышевского. Вместе с единомышленниками Козлов открыл научно-исследовательскую лабораторию «Музыкальное образование», была открыта аспирантура. В те годы ректор ЗабГППУ И.И. Катанаев вручил профессору сертификат качества «За открытие магистратуры по направлению «Художественное образование, программа «Музыкальное образование». Неутомимый Николай Иванович обеспечивал лекционно-практическую, учебно-воспитательную работу по различным дисциплинам, руководил практикой студентов в школах города. При нём традиционным стал обмен студентами с Цицикарским университетом КНР по специальности «Музыкальное образование». Гордостью для наших и китайских специалистов стал студент Ли Чан, который впоследствии вырос до главного дирижёра Пекинского военного духового оркестра КНР.
При нём традиционным стал обмен студентами с Цицикарским университетом КНР по специальности «Музыкальное образование». Гордостью для наших и китайских специалистов стал студент Ли Чан, который впоследствии вырос до главного дирижёра Пекинского военного духового оркестра КНР.
Николай Иванович никогда не забывал и находил время для науки. Монографии, учебно-методические пособия, статьи Козлова печатались в отечественных и зарубежных изданиях. В его копилке столько наград и грамот, что счёт им давно потерян. «За годы своей педагогической деятельности встречался со множеством разных людей. Кому-то помогал, кому-то что-то советовал. Помогали и мне. Например, кандидат педагогических наук, доцент Садзая Ринчинович Гыгзынов, профессор Валерий Павлович Горлачев, талантливый педагог Надежда Ивановна Кропочева. Большую помощь оказывал Александр Петрович Зенков, работник министерства образования Вера Ивановна Полуэктова и многие-многие другие», – перечисляет профессор, который сейчас находится на заслуженном отдыхе.
Но главная гордость педагога от Бога – выпускники кафедры, которые трудятся сегодня в Чите, Забайкалье. И это огромный вклад Николая Ивановича в развитие музыкального образования в Забайкалье.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Ольга Чеузова
Фото из личного
архива Н.И. Козлова
«Читинское обозрение»
№24 (1560) // 12.06.2019 г.
0 комментариев