Главная / Авторы / Анатолий Крушлинский / Тренировки инвалидов клуба «Скиф»
Тренировки инвалидов клуба «Скиф»
«Думаю, что времена, когда инвалидов на равных примут в Олимпийское движение, не за горами»


Начало. 1988 год.
Наши тренировки на водах выглядели довольно просто: начинающие пловцы делали первые шаги (по дну) и руками имитировали гребок. Остальные – кто держался на воде, распределялись по водным дорожкам и плавали, некоторые – с дощечками. Были и такие, которые руками держались за никелированную лесенку, а ногами «гребли». Опытные же пловцы на дальней воде «наматывали каждый свой километраж». Мне оставалось следить, чтобы кто-нибудь не хлебнул хлорной воды. Медицинский осмотр вели два медика-волонтёра: медсестра Екатерина Юзвик и доктор Валерий Фёдорович Петухов.

Первая тренировка врезалась в память, наверное, навсегда. Пока я составлял список группы и писал, что предупреждён об уголовной ответственности за жизнь моих подопечных, из женской душевой выбежала уборщица и кричит: «Что это за инвалиды? У них «всё» есть, как и у нас!».

Через неделю мы получили вызов из Хабаровска. Шестикратный чемпион мира Алексей Капура приглашал нас в бассейн СКА-Хабаровск на зональные соревнования. Тогда мы выиграли эстафету 4×100 метров! Нашим парням (В. Хуторному, И. Судовцеву, С. Пляскину, О. Насретдинову) были вручены дипломы и призы, В. Хуторного приписали в сборную страны, а меня окружили кольцом, приподняли и сбросили в бассейн, одетого в пиджак и брюки.

  

Плавали мы во всё время существования нашего клуба. Арендовывали (помните «деньги-вода») поочередно все бассейны в Чите. В том числе и генеральский, бывший бассейн СКА ЗабВО, в котором лет 40 плавали ребятишки со всего микрорайона, а также многоборцы, офицеры, солдаты из спортроты. С приходом генерала, очередного командующего округом, всё это отменили, и теперь на всех трёх дорожках купались только генерал с женой по субботам. После сауны охлаждались в 12-градусной воде этого бассейна. Но то, что приятно генералу, не всегда полезно нам, скажем, – офицерам запаса. Проплывать удавалось 150-200 метров, от холода сначала белели пальцы, потом ладони и ноги, спасались в той же или другой сауне. Благо они были «на пару» ежедневно. И так по две тренировки каждый день в течение двух месяцев! Виталию надо было готовиться к чемпионату мира на острове Мальта. Неудобства были, в основном, от утренней тренировки. Городской транспорт до 6 утра не функционировал. Приходилось, например, зимой бегом добираться до места. Сонный вахтёр запускал нас в пустующий бассейн, предварительно мне приходилось в котельной развешивать свой мокрый от куржака беговой костюм. После плавания я переодевался в «сухое» и шёл на свой 12-часовой рабочий день в клуб.

Теперь, по прошествии более 20 лет, я не жалею, что мне пришлось «покататься на этой карусели жизни»: мои подопечные ещё в прошлом веке плавали в бассейнах Хабаровска и Кургана, Брянска и Волгограда, им довелось плавать в отборочных заплывах перед Олимпиадой. А Виталий Хуторной плавал в четырёх (!) финалах барселонской Паралимпиады и на другой стороне земного шара в бассейне Нью-Йорка, откуда он приехал в звании чемпиона США с золотой медалью.


В. Хуторной. Участник Олимпиады в Барселоне. 4-х кратный чемпион СССР.

Сенсации и прецеденты
Паралимпийцы – это обычные инвалиды, которых в Забайкалье живёт более 100 тысяч, а Паралимпийские игры (так их назвал в своё время Пьер Де Кубертен – игры для парализованных) пока проводятся отдельно от основных – Олимпийских, и на две недели позже. Но среди паралимпийцев уже раздавались голоса, что два олимпийских движения пора объединить и предоставить спортсменнам состязаться хотя бы по срокам одновременно. А уж если допустить, что все спортсмены будут состязаться вместе на одних дорожках, можно представить, какие нас ждали бы сенсации! Кстати, все предпосылки к этому есть. Вот свежий пример. На прошедшей лондонской Олимпиаде спортсмен из Греции Оскар Писториус после травмы обеих ног, точнее после их ампутации, нашёл в себе силы вернуться на беговую дорожку, и при помощи современных протезов (не наших, разумеется) по два километра в час стал регулярно тренироваться и участвовать в соревнованиях. И что важно: сам настоял на участии в забегах Олимпиады обязательно среди здоровых спортсменов. Пробежав по регламенту несколько раз по 200 метров, дошёл до полуфинала! Только сверхзанятостью организаторов можно объяснить, что грек не был отмечен какой-нибудь памятной медалью. Хотя с медалью какой чеканки и сплава может сравниться сам прецедент участия бегуна в протезах на одной дорожке со здоровыми и лучшими спринтерами современности!

Другой пример продемонстрировали спортсмены клуба инвалидов «СКИФ», когда выступали на чемпионате Забайкалья по армрестлингу в 1995 г. Двое стали призёрами: Татьяна Кильдишова, Виктор Паиленков и трое (!) победили молодых и здоровых спортсменов и стали чемпионами Забайкалья! Вот их имена: Доржи Лхасаранов, Виктория Лобанова и Андрей Долгоруков.

Андрей Долгоруков был включён в состав сборной команды забайкалья и там, в красноярске, на зональных соревнованиях никто и не посмотрел, что андрей выходит на помост на своём тяжёлом протезе, он состязался с самыми сильными сибиряками и вернулся с двумя бронзовыми медалями. это был 1995 год.

В 1991-1997 гг. инвалиды из клуба «СКИФ» выступали по дартсу, стрельбе, шашкам и шахматам среди здоровых спортсменов. Я неоднократно им повторял, что скорость реабилитации людей, однажды получивших травму, зависит только, и в большей степени, от их собственной активности.

Уместно напомнить читателям, как в 80-х годах забайкальским шашистам не давал подремать инвалид 1 группы Александр Елисеев. Он постоянно теснил чуть было не побронзовевших лидеров и нередко занимал призовые места. теперь он — мастер спорта. Примерно в тот же период он ещё и вёл рубрику в газете «Забайкальский рабочий», которая называлась «На чёрной диагонали»

Имея опыт в этой работе, думаю, что времена, когда инвалидов примут в олимпийское движение, не за горами. Судите сами. Уже сейчас «колясочники» по скорости выровнялись с бегунами-марафонцами. На подходе достижения силовиков и ещё не сказали своего слова стрелки и «лучники».

Кстати, стрелок из лука, наш забайкалец Тучинов будет уже второй раз участвовать на Паралимпиаде. Стоит напомнить, что он пробил (в 2008 и 2012 годах) этот олимпийский путь не первым. До него, 16 лет раньше, читинский пловец из клуба «СКИФ» Виталий Хуторной уже участвовал в Олимпиаде в Барселоне и плыл аж в четырёх финальных заплывах! Он занял два четвёртых и два пятых места, что соответствовало тогда нормативам мастера спорта. Это было в 1992 году.

Времени прошло немало, но «корочек» мастеру спорта из нашей столицы так и не прислали. Хотя сертификаты на его достижения есть, они остались как память об участии в таком важном для каждого спортсмена событии в жизни.

В связи с этим вспоминается нелёгкий путь восхождения к Олимпийским играм (и Паралимпийским тоже). И здесь необходимо сделать паузу.

Реалии жизни
Если молодые и начинающие спортсмены, а также их тренеры, родственники и болельщики, все, кто следят за газетной и другой информацией, думают: вот некто, усердно тренируясь, стал побеждать на соревнованиях и уже «стучится в двери сборной», где его, в Москве, ждут, встречают тренеры-«мэтры», чтобы подготовить к высоким стартам, то это просто наив и больше ничего.

Уже давно прошли времена СССР, и эти схемы не работают. Общеизвестно: в подготовку олимпийского призёра надо вложить от одного до нескольких миллионов, и не только рублей. Чемпион России и победитель нескольких международных соревнований может и не поехать на Олимпиаду, по той простой причине, что его могут не вызвать. И даже не объяснят, почему. А спортсмен ждёт… И отсюда, из Сибири, не достучаться ни до Уральских гор, ни, тем более, до Садового кольца. У всех московских спортивных клерков есть квартиры с московской пропиской. Зачем им призывать в сборную какого-то там сибиряка или дальневосточника, да ещё финансировать его. Есть же свой москвич, да ещё с крутым спонсором. «На нём» можно «уехать» на любые международные соревнования. Уже потом, когда про Олимпиаду все забудут, при встрече можно услышать удивительно простой ответ: «Нашёлся спонсор, здесь, в Москве, да и ваш сибиряк все равно не успел бы, документы оформляются тоже долго». И это не фантазии, а реалии жизни.

В 1991 году, перед Олимпиадой в Барселоне, В. Хуторной победил на двух дистанциях – 100 м брассом и 100 м комплексом на зональных соревнованиях в Хабаровске, и у меня потребовали собирать на него документы, как на кандидата в сборную страны. Предстояло ещё три-четыре сбора и соревнования для определения окончательного состава сборной для Олимпиады. Впереди было ещё несколько месяцев трудной подготовки.

В январе 1992 г. на прошедшем чемпионате СССР в Санкт-Петербурге Виталий показал себя в отличной спортивной кондиции и окончательно закрепился в сборной. Да и международного опыта уже набрался, успел поучаствовать в открытом чемпионате США в Вашингтоне, откуда вернулся с золотой медалью. Мы стали тренироваться по два раза ежедневно. Мне удалось «внедриться» в читинский «генеральский бассейн» СКА и в 10-12-градусной воде (помним чудачества генерала) проводить регулярные плавания. А на тренажёрах мы занимались у знаменитого тренера Михаила Труфанова, который любезно приютил нас в своём спортзале.

Время пролетело быстро, до Олимпиады оставалось меньше месяца, а вызова в Москву всё не было. Я забеспокоился, ежедневно звонил в столицу, до открытия Олимпиады оставалось меньше недели и вдруг вызов пришёл: «Оформляйте визу». Я бегом в КГБ. Но там мне спокойно объяснили: на это потребуется не меньше 20 дней. Тогда я чувствовал себя котом, у которого вырвали из зубов мышь, оставалось только вертеть носом в разные стороны. За бессонную ночь я вспомнил, что у меня есть друг, с которым мы работали ещё на машзаводе, теперь подполковник, и рано утром позвонил ему. Предстояла ещё одна бессонная ночь. Однако утром он позвонил и попросил прийти за подписанными документами. Спасибо другу! Я сразу же побежал к телефону (мобильников тогда ещё не было), позвонил Виталию Хуторному, чтобы быстрее заводил свой «ушас-тый Запорожец» и мчался в кассу аэропорта (желательно с вещами). Оставалось пять дней до Олимпиады.

Я ждал звонка от Виталия. Понимал, что нам может помочь только счастливый случай. Несколько дней, точнее суток, не было никаких известий. Я представлял себе «картину», как забайкалец появляется на глазах сборной и сопровождающих с уже упакованными чемоданами, и безапелляционно смотрит на московских чиновников, давно забывших про него. Не тот человек Виталий, чтобы в такой ситуации потерять хладнокровие и дрогнуть, и они уступили.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Анатолий Крушлинский,
председатель клуба «Скиф» в 1991-1997 гг.

Фото А.Мясникова и из архива клуба
«Читинское обозрение»
№50 (1534) // 12.12.2018 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net