Главная / Авторы / Андрей Латынцев / Большое сердце Маи Сергеевны
Большое сердце Маи Сергеевны
«Все мы люди, и все друг другу должны помогать»


Может, это кому-то покажется громким, но Мая Вепринцева – человек, без которого немыслима сама история. И знаете почему? Полвека Мая Сергеевна посвятила хранению важных для будущих времён архивных сведений партийного и профсоюзного движения Забайкалья. Недавно ветеран труда СССР, заслуженный профсоюзный работник Забайкалья отметила своё 90-летие.

Ей не нужно долго восстанавливать какие-либо эпизоды жизни в памяти. Все яркие и важные события словно случились с ней вчера. Мало того, за длительный период работы в архиве Мая Вепринцева в совершенстве освоила делопроизводство в общественных организациях, что до сих пор помнит местоположение тех или иных документов. Даже сегодня в её аскетично обустроенной однокомнатной квартирке то и дело позванивает телефон: бывшие коллеги – партийные или профсоюзные работники – не просто справляются о здоровье, но и консультируются по «бумажным» вопросам.

Я знакомлюсь с знаменитым архивным работником Забайкалья у неё дома, пока её коллега-помощница Ольга накрывает на стол, что стоит рядом с окном – оттуда светло и приветливо в комнату стремится попасть весна с её главными праздниками – Первомаем и Днём Победы. Для Маи Сергеевны они священны. Весеннее имя, данное когда-то давно любящими родителями, словно обрамило её судьбу вечным стремлением хорошо трудиться, быть полезной обществу. А ещё помогать людям, когда они больше всего в этом нуждаются.

Когда Мае было полгода, в шахте погиб отец. Матери, которая за малые деньги трудилась на железнодорожных путях, одной пришлось поднимать детей. Уже в пять лет Мая была помощницей в семье, пасла домашний скот.

– Жили мы в то время в прииске Любовь Кыринского района. Случилось как-то, что табун лошадей пронёсся напрямую через то место, где я поросят наших стерегла. Улеглась я в кустик с испуга. А лошади прямо на меня летят! Чудо, что не раздавили, – вспоминает Мая Сергеевна. – В другой раз и страшно уже было идти пасти, но приходилось.

В годы войны, на которые выпала юность Маи, она помогала родным выживать – работала ученицей в швейной мастерской.

Жить было трудно, бедно, но когда война, сетовать на плохую жизнь неудобно. Когда же страна салютовала в победносную весну 1945-го, Мая поклялась: есть она теперь будет только белый хлеб и масло, о чём, как и все, втайне мечтала.

После войны поступила в институт. Окончив, начала работать в Читинском обкоме ВКП(б) техническим секретарём-машинисткой отдела пропаганды и агитации. Казалось бы, была рядовым членом партии, но с твёрдой позицией, которую не замалчивала, не боялась высказать даже первым лицам, за что снискала уважение.

Здесь же, в партии, началась её архивная биография. До сих пор многие документы, которые проходили через руки Маи Сергеевны, не рассекретили.

– Всему своё время, – улыбается она, давая понять, что никаких загадок не раскроет.

В 1985 году Мая Сергеевна пришла работать в Федерацию профсоюзов Забайкалья, которая называлась в то время Советом профсоюзов области. Там более четверти века на её хрупких плечах держался объединённый архив работников профессиональных союзов. Мая Сергеевна бережно, скрупулёзно, с почтением к документам вела своеобразную летопись крупнейших общественных организаций Забайкалья, продолжая оставаться настоящим бойцом за молодёжь, активным комсомольским, партийным наставником.

Сегодня сама система наставничества уже не имеет тех глобальных воспитательных форм, которыми пропитывалась любая сфера человеческой деятельности. Мая Сергеевна как преданный своему делу коммунист сожалеет о том, что эпоха той страны, которая воспитала сознательность и ответственность за будущее, завершилась. Однако сегодняшнее общество, живущее другими идеалами, Мая Сергеевна старается не критиковать.

– Во все времена были люди, которые несли в себе особую теплоту сердец. Есть и сейчас, – говорит моя собеседница.

– Это её коронная фраза и пожелание, – включается в разговор Ольга. Уже несколько лет она проявляет заботу о Мае Сергеевне, помогая преодолевать недуги и житейские трудности.

Мая Сергеевна по памяти воспроизводит строки, написанные Эрнстом Хавкиным о том, как важно, чтобы душа и сердце у человека не были холодными:

– Все мы люди, и все друг другу должны помогать.

– Вот так она все свои вещи, которые не носила, свозила для беженцев: норковую шубу, сапожки, сумочку – одну, вторую, никому не говоря, кто она и откуда, – продолжает рассказывать её коллега и преемница по профсоюзному цеху Ольга. – Кое-что даже на свои деньги покупала.

Её сердце неравнодушно к людским бедам. Недавнюю трагедию с ансамблем имени Александрова Мая Сергеевна переживала не одну неделю. Даже нашла силы сходить на концерт-реквием в Дом офицеров.

– Для неё это настоящий подвиг, – отзывается о своём наставнике Ольга. – Маечке Сергеевне сегодня не хватает физических сил, два года назад она пережила серьёзную операцию. Тем не менее, она очень волевой человек, любит жизнь, умеет подбадривать и дарить тепло тем, кто его ищет. За её добрый нрав, чуткость и мудрость, особую сердечную теплоту к ней всегда тянулись люди.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Андрей Латынцев
«Читинское обозрение»
№8 (1450) // 03.05.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net