Солнечный луч скользнул по шёлковой шторе и заиграл на фотографии на столе. С портрета улыбается женщина с копной тёмных волос – Варвара Лукинична. Ещё недавно вся квартира полнилась её смехом, а теперь Казимир Казимирович Иванов привыкает жить один, всё чаще предаваясь воспоминаниям.
Вот первый день работы на шахте «Кадала-2», куда пришёл после окончания горного техникума. Нет, не мечтал добывать уголёк, так сложилась жизнь.
Родился в Чите в майский день 1934 года в семье железнодорожника и школьной уборщицы. Спустя три года отца репрессировали. У матери случился инсульт, рука повисла плетью. Одному Богу известно, как в семье, где жила ещё старенькая больная бабушка, сводили концы с концами. В девять лет Казимир пошёл в подпаски к соседу. Каждое утро мальчишка поднимался в 5 часов и день пас коров, изнывая от жары и паутов.
В 1949 году поступил в горный техникум на электромеханический факультет. О выборе профессии особо не задумывался: в техникуме давали хорошую стипендию. По распределению вчерашний студент попал на шахту «Кадала-2», и с тех пор не изменял выбранному делу.
– Я не мыслю себя в другой профессии, – с убеждением говорит Казимир Казимирович. – Да, это очень тяжёлый труд, но я всей душой прикипел к нему. А какой у нас был коллектив! Я быстро влился в него. Правда, учиться пришлось многому, уже на месте осваивать тонкости профессии. Перенимал опыт у слесарей, комбайнеров.
Начинал он трудовую деятельность подземным электрослесарем, комбайнером монтажэлектромеханой бригады, был подземным механиком участка. На вопрос, бывало ли страшно: всё-таки глубоко под землёй, могло случиться всякое, мой собеседник вспомнил трагический случай, произошедший с его приятелем в первые годы работы. Тот напросился в смену вместо него, чтобы освободить следующий день для каких-то дел, но во время перегонки угольного комбайна произошло обрушение кровли, и молодой шахтёр погиб.
– Всякие мысли посещали тогда, но всё-таки я остался верен шахтёрскому делу, – признаётся Казимир Казимирович.
В шахте же встретил он свою судьбу – яркую, улыбчивую девушку. Уроженка Красночикойского района, Варвара любила петь, занималась лыжным спортом, участвовала в различных мероприятиях. Она также окончила горный техникум, работала в отделе главного механика. В 1955 году поженились. Сейчас о том времени красноречиво рассказывают фотографии, на которых запечатлена молодая счастливая пара: в лесу на пикнике, на отдыхе в Гаграх, на Красной площади в Москве. А здесь супруги со своими детьми. Много снимков и с коллегами. Помимо работы угольщики Ивановы успевали общественной деятельностью заниматься, несколько раз избирались в городской совет.
После обучения на курсах в Ленинграде Казимира Казимировича назначили механиком участка открытых работ. В итоге он четыре года проработал на разрезе «Западно-Черновский». Холодными зимами ломалась техника, а люди продолжали добывать уголь. В 1964 году шахтёр вернулся на шахту «Объединённую», где работал подземным механиком. Спустя два года осталась только одна шахта – «Восточная», вошедшая в 70-е годы в десятку лучших шахт Советского Союза. Возглавлял её Николай Власов – прекрасный руководитель. Там и работал Казимир Казимирович. Он тепло вспоминает своих коллег, с уважением отзывается о Павлине Фадеевиче Коробкове, Павле Николаевиче Кириллове, Владимире Ивановиче Ардине.
Сейчас бывшие шахтёры редко встречаются: возраст берет своё, но наш герой старается не сдаваться в плен годам. До сих пор водит «Жигули», читает книги, стремится быть в курсе новостей. А с каким воодушевлением рассказывает о даче, на которой вместе с женой выращивал богатые урожаи! Трижды их участок становился лучшим в конкурсе «Золотая сотка». Но главное – вся семья там отдыхала, и внуки лакомились вкусными, свежими овощами, ароматной вишней, смородиной, наслаждались буйством красок. Они и сейчас охотно забегают в гости к дедушке, за плечами которого – яркая жизнь, наполненная трудом.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Оксана Сидоренко
Фото автора
«Читинское обозрение»
№12 (1444) // 22.03.2017 г.
0 комментариев