Главная / Авторы / Елена Сластина / Сэнсэй
Сэнсэй
«Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку», – следует любимому философу учитель каратэ Александр Майборода


Когда 30-летний крепыш пытается вырвать из его рук бокен (деревянный меч), то багровеет от натуги. А Майборода, которому 60, даже не сразу замечает, что за «комар пищит». У мастера 6-й Дан (очень высокий). Поэтому легендам о нём, вроде «вызывают на задержание особо опасных преступников, где рука должна опережать пулю», веришь.

Он же верит Конфуцию, Путину, Йорге и милой подруге жизни. «Ангел-хранитель», – говорит о жене, теряя всегдашнюю отстранённость. Ибо: «Влечение сердец рождает дружбу, влечение ума – уважение, влечение тел – страсть, и только все три вместе рождают любовь» (мудрый китаец тонкой кистью прошёлся по жизненной философии читинца, а тот облёк его мысли в стихотворную форму). Зачитаны долгими вечерами Ницше, Аристотель, Сократ, Лао-цзы, Монтень, Рерих, священные веды. С ним можно спорить о теории Дарвина, а можно узнать о происхождении праздника Пасхи и загадках одноимённого острова… Необычный мастер каратэ перед нами, не правда ли?

Пишет картины и книги. Из последних – «Общество и время» (социальная поэзия), поэтический сборник «Ангелы небес», цикл рассказов «Власть над временем» (о беременной женщине, что не оставила жёсткий мир бизнеса, и будущий человек, путь которого автор отслеживает ежечасно, обречён – слишком тяжек кармический груз). «Был свидетелем этой истории».

Готовы «Пособие для начинающего инструктора», книга по лечению акупунктурой (в основе – японская терапия Шиацу). Начат труд «Эволюция морали» (от древних времён до наших дней). Совместно с супругой-валеологом выпустил также несколько песенных дисков. Но по прилавкам не рыскайте: адресаты творческой четы – ученики и люди, которых уважают особо. Президент России, например. «Судя по некоторым высказываниям Владимира Владимировича, книги он внимательно прочёл…».

Диалог с Кремлём из школы «Тэнсин» ведут давний. Александр Алексеевич много лет стучит во все двери, пытаясь донести мысль, принятую японцами на веру ещё в 1924 году, – каратэ как способ оздоровить нацию ввели тогда в школьную программу. Сколько лет японцы сегодня живут?.. И парадокс: Москва подчас ближе местных органов власти. Расцвет «Тэнсина» пришёлся на губернаторство Равиля Гениатулина.

Упомянутый Йорга (профессор, обладатель 10-го Дана, президент международной федерации Фудокан Каратэ-До, самый дорогой учитель каратэ в мире) работает в том же направлении, только в Белграде. Мастера дружат. В докризисные времена профессор заглядывал в Читу. Прилетали делиться опытом и японские каратисты. А после в СМИ Японии вышел любопытный материал-отзыв о Чите. В маленьком забайкальском городе удивительно чтят традиции боевых искусств, рассказывал соотечественникам мастер Мураками: маленький ученик школы «Тэнсин» застал его… сидящим на унитазе (забыл дверь запереть). Что, думаете, сделал малыш в этой неудобной ситуации? Приветствовал старшего по Дану по всем правилам: «Ос!». Что оставалось? Конечно, встать и тоже произнести: «Ос!».

Это короткое слово вошло в жизнь самого Майбороды в 33 года. После многих лет занятий рукопашным боем, боксом, ушу, со страшным диагнозом в медицинской карте, в 1992-м Александр Алексеевич повстречался с первым чёрным поясом России Александром Рамзиным. Через него – с Мураками, Танака. Взял, вспоминает, у японцев всё, что они могли дать – «красивый пистолет, который они дают всем, никого и никогда не обучая главному – как из него «стрелять». Ибо каратэ – стратегическое оружие японской нации. До этого доходил уже сам…».

А что диагноз? Новый образ жизни (каратэ – далеко не только искусство попасть ногой в глаз; это дыхательная гимнастика, умение управлять энергией организма и многое другое) победил болезнь. Да и как-то не до того стало – гендиректор Забайкальской инвестиционной компании, депутат облдумы Константин Нагель предложил военному запаса Майбороде устроить спортивный клуб в бывшей гаражной мастерской. Капитальный ремонт, трясина кредитов и – сотни глаз, устремлённых в ожидании: научи…

Тогда, в начале 90-х, очередь на запись в клуб с ночи выстраивалась до ворот, люди передавали номерки. Число учеников доходило до 900! В будущем году «Тэнсину» исполнится четверть века. Без малого 200 чёрных поясов вышло отсюда. И пусть былого бума нет (школ, клубов, кружков в городе великое множество), мастер о том нимало не беспокоится: у него учатся династии, вчерашние ученики приводят уже своих внуков!

Тревожит Александра Алексеевича иное: «К преподаванию боевых искусств допущены сегодня кто угодно. Отсюда контактные поединки между 4-летними детьми, что даже в перчатках и шлемах строжайше запрещено. Не мной! Физиологией ребёнка. Ко мне однажды приходит тренер и просит посмотреть его план занятий в детском саду. Первый пункт – отработка ударов головой! Со стороны минспорта нужен хотя бы минимальный контроль секций, обучающих восточным единоборствам…».

Конкуренция, скажете? Но можно ли, прочитав и впитав столько, быть движимым подобными категориями. Недаром всякий раз занятия в школе завершаются… нет, не упражнениями на восстановление дыхания – беседой. О здоровье, отношениях, угрозах детскому благополучию в современном мире.

Потому что (Конфуций): «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Елена Сластина
Фото Семёна Казака
«Читинское обозрение»
№8 (1440) // 22.02.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net