«Минуточку, – просит обождать Вера Алексеевна, пока тоном генерала решает по телефону. – Ну и что, что 31-го восемнадцать, сейчас-то ещё несовершеннолетний. Не успеют оформить реабилитацию? Пусть поторопятся! Давай координаты». На том проводе директор кукольного театра Александр Мусиенко – помощь нужна кыринскому парню, которому после ДТП всем миром искали опекуна. Александр Николаевич входит в правление фонда, курирует несколько благотворительных программ и в такие экстренные моменты, как сегодняшний, всегда подключается. Забайкальское отделение фонда вроде штаба. Фронты: ДЦП, детский туберкулёз, бесприютность детдомовцев… Несчастных согревают, талантливых поощряют (в конце января 15 ребят улетели в «Артек»). Когда трубка положена, и можно просто говорить о детях, председатель смягчается и расцветает лицом. Иногда прячет выступившие слёзы.
Что сердце тревожит
Детдомовцы, смотрю, к Вам идут.
– Много нарушений в предоставлении жилья: одного несвоевременно поставили на учёт; у другого, пока учился, квартиру продали, или сгорела, или наводнение – а с повторной постановкой на учёт затягивают. Пристраиваем в общежития. Помогаем с обращением в суд, прокуратуру. Но это же время.
Вы почти 30 лет в фонде, учителем работали. Как никому видней: в социальном плане жизнь только хуже становится?
– Судите сами. Дополнительное образование – платное, да ещё добраться нужно на общественном транспорте туда и обратно. В школах разобщение на богатых и бедных. Ребёнок из-за этого комплексует, он ограничен в возможностях (в том числе получения профессионального образования). И во многом, на мой взгляд, подростковая преступность рождена бессилием изменить существующий порядок вещей. Что ему остаётся, если мама-одиночка не может сдать деньги на новогодний подарок в классе…
От путёвок в оздоровительные лагеря отказываются, потому что одеть ребёнка не во что. И разводы – пожалуйста: люди не могут реализоваться, содержать семью, отсюда недовольство собой и друг другом, ссоры.
Вот сейчас дебаты по поводу сокращения социальных выплат – не может государство прокормить армию многодетных, малообеспеченных… Но они же не были малообеспеченными! У многих (я-то знаю, с ними работаю) отцы погибли в горячих точках. Жизнь вообще непредсказуема. Случаются аварии и другое непредвиденное, детей под опеку берут родственники (неужели надо было отдать в детский дом?!). Им эта денежная поддержка, какая-никакая, очень нужна.
А пенсионеры? У них первостатейное – коммуналка и лекарства; на еду выделяют в последнюю очередь (до чего дошло!), и то берут, что подешевле. Старики и детям помогают – вынуждены. Сначала государство призвало: рожайте. А теперь режет пособия, сокращает льготы…
Год за годом
Работы у благотворителей не убавляется. Что сделано в 2016 году?
– Много всего. Ведём более 25 российских программ и восемь региональных. «Детский донор», «Одинокий ребёнок», «За решёткой детские глаза», программы по детской онкологии, диабету, туберкулёзу (программе «Всем миром против палочки Коха» уже 25 лет!). Совместно с минздравом, городской больницей №1, детским санаторием Краснокаменска и санаторной школой-интернатом Читы проводим традиционную акцию в марте.
Продолжается программа «Дар жизни» – 880 российских ребятишек, в том числе трое забайкальских, с болезнями сердца отправлены на лечение в США.
Запустили новый прекрасный проект – «Панда», благодаря ему детки с ДЦП теперь проходят лечение в реабилитационном центре в Пекине; в Китай их отправляет Российский фонд, обратно – китайская сторона. Первыми стали башкортостанцы: колясочники через три месяца начали ходить…
В сентябре Китай ещё предложил: любая территория может сделать заявку, и китайские врачи приедут, например, в Читу (это наша мечта!), обследуют детей и направят на лечение в КНР. Кроме того, это международный обмен опытом врачей-реабилитологов.
Счастливая мысль
С 1994 года забайкальское отделение Российского детского фонда запустило проект «Семейные детские дома», пять семей в нашем Забайкалье вырастили по 14-15 детей.Общие смены здоровых детей и детей-инвалидов, притом с мамами, в детских оздоровительных лагерях – тоже идея краевого отделения, которую теперь взяли на вооружение во многих регионах. «Сначала мамы были в смятении: как да что. На закрытии смены у костра роднее людей не было!» (В. Минеева).
А вот программа «За решёткой детские глаза» появилась стараниями Людмилы Путиной и Валентины Матвиенко – в женских колониях России появились комнаты матери и ребёнка, чтобы заключённые могли общаться со своими детьми, не отдавали их в детские дома.
Не забываем о творческой ребятне. Много совместных программ с учреждениями культуры – бесплатно их посещают в год по 6-8 тысяч детей города и края! Или так: актёры кукольного театра выезжают в детские больницы со спектаклями, а фонд готовит маленьким пациентам подарки к Новому году, Дню защиты детей…
Отличным получился литературный проект совместно с библиотеками города и края по книгам нашего Альберта Анатольевича Лиханова (президент Российского детского фонда, советский и российский писатель, директор Научно-исследовательского института детства). По итогам 15 библиотек мы наградили комплектами его книг, обязательно прочтите – это великолепное подспорье для педагогов, врачей, родителей – всех, кому дороги дети и детство. На днях передали 22 комплекта детским домам и детским реабилитационным центрам.
Из недавних мероприятий – отправили стипендиатов фонда – талантливых детей в Великий Устюг и на Кремлёвскую ёлку (рука об руку работаем с краевым министерством образования)…
Праздник должен быть настоящим
Фонд в первую очередь окружает заботой ребятишек с проблемами?
– Дети все равны! Все умницами рождаются и все – беззащитны. Но условия, в каких они воспитываются, разные. Разве дети в том виноваты? Доброе, светлое во всех заложено, только разгляди, поддержи… Ребёнок, может, «двойку» схватил или схулиганил даже (дети есть дети). Но при этом серьёзную научную работу провёл, хорошее дело сделал или поёт, как Шаляпин, и победил в конкурсе, олимпиаде, соревновании. Как не поощрить?!
В конце января отправили в «Артек» ребятишек, которые несколько лет участвовали в слётах лесничеств, экологических акциях. Как только появляется возможность, награждаем ребят путёвками и в наши местные (очень хорошие) лагеря – «Парус», «Чайку». Детвору с ослабленным здоровьем – в «Дарасун», «Куку». Пусть ездят!
Возили 100 талантливых ребятишек в Хайлар (из Читы, Дульдургинского, Хилокского и других районов). Спасибо за дипломатическую помощь городской администрации. А в прежние годы – по 100 человек в Хух-Хото (Внутренняя Монголия), посланцами мира, дружбы и молодости выступали наши юные гимнасты, художники, танцоры со всего края.
Вы бы видели, как быстро дети разных стран находят общий язык, как горят их глаза во время соревнований, конкурсов. Сердце радуется!
И ведь эти поездки не просто поощрение, развлечение. В Хайларе мы посетили музей нашим советским воинам-освободителям. Я провела митинг, а в нашей делегации была девочка, дед которой освобождал Хайлар. Китайцы смотрели на неё так, будто она сама освобождала их от японских милитаристов! Ребята видят, какие памятники нашим воинам ухоженные, какое уважительное отношение даже к ним, внукам и правнукам героев, и начинают интересоваться и гордиться своими корнями. Тем, что они – русские.
Правда, выезжать далеко сегодня проблематично.
Финансы?
– … у всех поют романсы. Раньше бюджетники перечисляли в детский фонд 1%. Этого давно нет. А нашему Забайкалью, далёкому от центра страны, вдвойне трудней. Ребят, которые побеждают на местном уровне, собираем в поездку всем миром. Обращаемся к главам муниципальных поселений, спонсорам, и, надо сказать, детскому фонду наши верные друзья в помощи почти никогда не отказывают. Прекрасно поработали в 2016 году с Акшинским районом – их маленьких звёздочек, с которыми занимается Галина Павловна Аксёнова на фестиваль «Волна Байкала» пригласил Андрей Билль (народный артист, педагог – прим. авт.). Там акшинцы стали дипломантами, семь кубков привезли! В ноябре их пригласили в Суздаль. Это перелёт до Москвы и обратно… Что делать?
К счастью, мир не без добрых людей. Много лет нам помогает компания «Уральские авиалинии», и на этот раз президент Сергей Николаевич Скуратов сделал хорошие скидки на билеты. Помогли «Водоканал — Чита», «Читинский молочный комбинат», «Металлсервис», «Читаглавснаб», местные отделения Сбербанка России, Центробанка и другие.
А приехали в Москву – подключился Российский детский фонд (особое спасибо директору программ Любови Константиновне Крыжановской и Владимирскому детскому фонду). Устроили такую насыщенную программу – ни минуты на скуку. Ребятишки посмотрели спектакли «Гамлет», «Синяя птица», посетили Кремль. В Суздале – женский монастырь, основанный в 1364 году (там покоятся жёны Василия III, Ивана Грозного, Петра I). Впечатлений – гора!
И всегда так. Ведь дети, может, в первый и последний раз побывают так далеко от Забайкалья. Никто же не знает, как сложится жизнь. Как-то в Иркутске задержали вылет на 20 часов (везли ребят в «Орлёнок» на Чёрное море). Так детский фонд и автобусную экскурсию устроил по городу, и поход в драмтеатр. Соцзащита области организовала ужин.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
В 2017 году Российский детский фонд отметит 30-летие!Существует Международная ассоциация детских фондов. В 2003 году Российский фонд получил Специальный консультативный статус при Экономическом и социальном Совете ООН (2003).
Именно благодаря фонду, в 1987 году в Киеве прошёл первый слёт детей, содержавшихся в концлагерях, сейчас слёт проводится на Поклонной горе в Москве. Фонд взял на себя обязанность сделать этим людям удостоверения, и Германия пять лет (и позже, к 70-летию Победы) выплачивала пособия. В Забайкалье, по словам Веры Алексеевны Минеевой, таких «детей» было больше 1460, сейчас – 65. Забайкальское отделение с многочисленными добровольцами собирали о них материал, помогали попасть на слёты в Москву. Сегодня фонд всецело за отстаивание прав «детей войны».
Это потому, что вы такая. Другая бы с группой в аэропорту просидела.
– Одна б я разве справилась? Российский детский фонд – огромная сеть милосердия, международная уже. Где не окажись – в Новосибирске, Владивостоке, Азербайджане, Украине, Армении… – звонок председателя – это команда SOS. И сами мы подключаемся ко всем тревожным звонкам: наводнение в Приморье, пожары в Забайкалье…
Жизнь зеркалит такое отношение. Сколько раз нас выручал Владимир Якунин, бывший президент РЖД (помогал вывозить детей на Кремлёвские ёлки и т.д.). Да и в Забайкалье много чутких руководителей и простых граждан. И вот что я вам скажу: это очень здорово, когда дети знают, что едут на фестиваль или конкурс не только от мамы и папы, а что их родной край и город делегировали; что люди у нас милосердные. Это доверие трудней не оправдать.
Представьте себе, безвозмездно!
К благотворительным фондам отношение разное. Сталкиваетесь?
– Встречаются недоверчивые. Сомневаются: не может быть, чтобы вели столько программ без финансирования. Мол, только дураки могут бескорыстно… Тогда спрашиваю: а если у вашей родни случится что, у соседей – за плату помогаете? Многие общественные организации работают безвозмездно. Это дело личное.
Вот решил, например, Иосиф Давыдович Кобзон для себя и ведёт программу «Фронтовые дети Чечни», а ещё практически содержит два детских дома в Подмосковье. Или другие добрые волшебники Российского фонда, тоже очень скромные (ведущие доктора, писатели, путешественники, актёры, драматурги, члены правительства, министерств и ведомств) – Николай Рыжков, Сергей Образцов, Борис Спивак, Леонид Рошаль… В своё время в этом славном ряду были Сергей Михалков, Виктор Розов, Наталья Сац, Ролан Быков, Юрий Никулин, Антонина Хлебушкина (знаменитый директор ташкентского детского дома, Герой Соцтруда). Со многими из них посчастливилось лично встретиться.
Пять лет назад, в честь 25-летия детского фонда была учреждена международная премия «Благородному родительству – благодарное детство»: родителям-воспитателям семейных детских домов, созданных фондом, плодотворно проработавшим не менее 10 лет, родителям приёмных семей, образцовым многодетным семьям и усыновителям с таким же стажем. В число номинантов тогда вошла семья транспортного полицейского из Могочи Василия Череско.
Тогда как же, Вера Алексеевна, получается стены сдвигать? Ведь порой фонд решает задачи, на первый взгляд, непосильные…
– Командой! 24 человека входят в правление и восемь членов президиума. Это судьи, ректоры вузов, депутаты, представители министерств, журналисты… Поэтому, конечно, что-то могут решить, чем-то помочь. Например, Вера Ивановна Полуэктова – представитель минобра, Игорь Геннадьевич Кунгуров – ГТРК, Владимир Владимирович Комаров – главврач краевой детской больницы, Нина Павловна Филиппова – исполняющий директор ассоциации «Совет муниципальных образований». При этом у них перед глазами не стоит знак доллара, как в мультиках. Всё на добровольных началах и в личное время. У нас и бухгалтер трудится по совместительству и тоже безвозмездно!
И я благодарна всем, каждому. И членам правления, и людям, которые приходят нам на помощь (руководители организаций, общественных объединений, обычные граждане). Волонтёрам нашим забайкальским (о чём ни попросишь – конкурсы провести, праздник для детей – тут как тут). Всем-всем, кто откликается на наши просьбы, на чаяния детей!
И вам спасибо, Вера Алексеевна. Откуда силы берёте?
– Когда-то меня благословил святейший Алексий II. Не иначе, оттуда.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Беседовала Елена Сластина
«Читинское обозрение»
№7 (1439) // 15.02.2017 г.
0 комментариев